Смекни!
smekni.com

Обоснование выбора темы а (стр. 4 из 8)

-

Особую ценность представляет, на наш взгляд, высказывание о роли и месте пейзажа в рассказе «Антоновские яблоки» литературоведа Афанасьева В. Здесь можно отметить, что критик, также как предыдущие авторы, подчёркивает «тончайшее восприятие природы и умение передать его в четких и зримых образах». Что, безусловно, единит данное мнение с приведёнными ранее: со словами К. Чуковского, Вл. Ходасевича, М. Пескова.


  1. Там же, Чуковский К.И. «Ранний Бунин», стр. 365
  2. Песков М.В. Ст. «Чудная власть прошлого…». В кн.: «О чём они писали. Творчество писателей начала XX века». Литературоведческие исследования. Авт.-сост. Жаров М.Н., М.: Веста, 2000 г., стр. 52.

- 9 -

« По воспоминаниям Горького, Савва Морозов, в суждениях которого о литературе «всегда было что-то верное», прочитав «Антоновские яблоки», «оценил крепкий талант автора, с восторгом говоря:

«Этот - будет классиком! Он сильнее всех вас, ...».

В «Антоновских яблоках» и сегодня поражает тончайшее восприятие природы и умение передать его в четких и зримых образах.

Чувство родины, рождающееся из ощущения ее неповторимой, своеобразной, чуть грустной осенней природы, неизменно возникает, когда читаешь «Антоновские яблоки». Любовь писателя к пейзажу Средней полосы России делает этот, казалось бы, неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший и поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое, многое другое.

Рассказ возникает на основе воспоминаний автора, он строится как серия сменяющих одна другую картин, весь пронизан единым авторским настроением, и это роднит его с живописью и литературой импрессионистов, но сами картины выписаны четко и пластически выразительно. Таковы картины сбора антоновских яблок, молотьбы и особенно мастерски написанные сцены охоты.

Эти картины органически сочетаются с пейзажем, застывшим и четким пейзажем осени, то ранней, с ясными, 'прозрачными днями, то поздней, глубокой, с днями пасмурными и студеными. Традиционен этот пейзаж, таким он мог быть и сотню лет назад, но и в него проникает пугающая Бунина современность в виде телеграфных столбов, которые «только одни составляют контраст со всем, что окружало старосветское гнездо тетки».(1)

Приведём ещё одно высказывание, точное и яркое по характеру, дополняющее и расширяющее тему о мастерстве Бунина- пейзажиста вообще и в рассматриваемом произведении в частности. Оно принадлежит Льву Кунину, известному публицисту, журналисту, автору нескольких очерков по творчеству русских писателей, чьи имена вошли в историю мировой культуры. Л. Кунин детально изучал биографию И. Бунина, в особенности тот период его жизни, когда писатель находился в эмиграции и жил под Парижем, в Граасе.

Обратим внимание на то, что в данном высказывании подтверждается точка зрения о том, что «Антоновские яблоки»- жанр стихотворения в прозе, пейзаж у писателя, его мироощущение глубоко лирично.

«Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края — то яркая, броская, то скромная и печальная — навсегда покорила сердце писателя.

Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых ли­рических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очаро­ванием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню клено­вые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».

Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просто­ров. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое...


1. Вступ. статья Афанасьева В. «Мир Бунина». В кн. Иван Бунин. Избранное. М.: Художественная литература. 1999 г., стр.7-8

- 10 -

Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими... А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, сколь­зят по склону ясного неба».

Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гам­мы. «Краска рождает запах, свет — краску, а звук вос­станавливает ряд удивительно точных картин», — пи­сал К. Г. Паустовский. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта осо­бенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь за­пах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, ви­дишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле.

Из необъятного множества слов писатель безоши­бочно выбирает наиболее точные, сильные и живопис­ные. И вот перед нами картина, написанная удиви­тельно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, напол­ненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побе­жишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на би­рюзовом небе».

Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зи­му. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красо­той нашел в нем своего певца.(1)

- Кунин Л.В. дал эмоциональную, но вместе с тем, точную оценку той художнической манере и мироощущению, которое заполняет пространство рассказа «Антоновские яблоки». Отметил, что писатель «из необъятного множества слов … безоши­бочно выбирает наиболее точные, сильные и живопис­ные. И вот перед нами картина, написанная удиви­тельно яркими и сочными мазками».

- Важно утверждение критика о том, что «лирическое произведение» «Антоновские яблоки» могло быть создано Буниным только благодаря безграничной любви к родине, к России.

- Целесообразно отметить, что Л. Кунин подтверждает мысль предыдущих авторов о том, что, что пейзаж Бунина – это уникальное видение русской природы, в цвете, запахах: «Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гам­мы. «Краска рождает запах, свет — краску, а звук вос­станавливает ряд удивительно точных картин», — пи­сал К. Г. Паустовский. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта осо­бенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь за­пах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, ви­дишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле».

4). К вопросу о сюжете и теме рассказа.

В основе повествования автора почти всегда - поток памяти, которая для него существует в виде прапамяти как чувства собственной неразрывной связи со "Всебытием" (используемый Буниным термин), с предками, как припоминание своих прежних жизней. Существовать без памяти - величайшая трагедия. Только закрепленное памятью прошлое составляет для Бунина предмет высокого искусства. В одном из своих писем он замечает: "Пока живешь - не чувствуешь жизни".

Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных

переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом.

Так в рассказе "Антоновские яблоки" восхищение щедростью и совершенством

природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

1. Кунин Л.В. «О жизни скромной, поэзии нетленной, сердце горячем… . И.А. Бунин. Жизнь в эмиграции». М: АСТ – ПРЕСС, 2004, стр. 82.

- 11 -

«Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят

голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его

старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд,

нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти

и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых

сословий ("Антоновские яблоки"). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются

образы "новых" людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных

перемен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.

В рассказе "Деревня" (1911 г.) отражены драматические раздумья писателя о

России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает

пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ "Суходол"

поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летописью

медленного трагического умирания русского дворянства». (1)

- Через весь рассказ лейтмотивом проходит тема осеннего сада, изобилия природы, плодородия, празднества: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».

Ностальгическая грусть Бунина о текучести жизни, о смене форм и содержа

ния её – прекрасное, благородное чувство признательности тем, кто жил,

трудился, воспитывал детей в любви к Отечеству, к родной земле, в уваже