Смекни!
smekni.com

Обоснование выбора темы а (стр. 5 из 8)

нии к семье, роду.

а) Основной акцент на раскрытии красоты и

гармонии жизни

Остановимся на оценке критиков освещения темы и особенностей сюжетного исполнения, а также характеристике того, в чём Бунин видит красоту и гармонию жизни.

«Задуманный ещё в 1891 году, но написанный и напечатанный в 1900 году в журнале «Жизнь», рассказ построен на повествовании от первого лица, как воспоминание о поре детства и юности в родном уезде. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Таковы описания прочных изб, садов, домашнего уюта, сцен охоты, разгульных пирушек, крестьянского труда, трепетного приобщения к редкостным книгам, любование старинной мебелью, неистощимыми обедами, соседским гостеприимством, женщинами былых времён.

Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения. Можно говорить о своеобразной апологии( а п о л о г и я- чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита) минувшего, сопоставленного с прозаическим настоящим, где выветривается запах антоновских яблок, где «нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника…» В связи с этим в рассказе ритмически воспроизведена череда смертей: могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семёновича, Анны Герасимовны… Перемены в действительности – картина заброшенного кладбища и уход из жизни


1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э Л. Безносов,

Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – М. Дрофа, 1998, стр.80.

- 12 -

выселковских обитателей – естественно рождают тот элегический мотив, ту грусть прощания, которыми окрашено это произведение, напоминающее эпитафию ушедшей

жизни, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнёзд, о печальных могилах людей и былого». (1)

Общеизвестно, что Бунин вслед за Тургеневым и Чеховым считается «воспевателем» угасающих дворянских усадеб. Возможно, поэтому творчество писателя воспринималось как упадническое, «ностальгизирующее» и было отвергнуто литературой первых послереволюционных десятилетий.

Приведём выдержки из критических работ, которые, дополняя друг друга, доказывают мысль о том, что мироощущение, художественный талант Бунина выходит за рамки сословности, писатель становится не просто певцом дворянских усадеб, «отходящих в прошлое». Он мудрый созерцатель и певец всего лучшего, что было в русской «упорядоченной жизни», складывающейся на протяжении многих веков русской истории. Сопоставим мнения по этому вопросу литературоведов Ерохина Е.Л., Егоровой Н.В., Л.В. Кунина.

Ерохин Е.Л.: «Поначалу он кажется «бессюжетным», набросками воспоминаний. Но есть в нём сюжет, есть герой, есть герой дворянских кровей, который не проклинает, а боготворит нравственно здоровую жизнь русской деревни, хранящий основы национального быта, культ отцовства ( Бог- отец, отец семьи, свёкор –батюшка, помещик- отец). Лирический герой Бунина воспринимает деревенскую жизнь как особый уклад совместного хозяйствования мужика и барина, которых объединяет общее понимание целесообразности жизни в соответствии с круговоротом жизни в соответствии с круговоротом солнца».(2)

Егорова Н.В. : « Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, как ретроспектива. Повествование ведётся от первого лица: «Вспоминается мне ранняя погожая осень»; «Вспоминается мне урожайный год»; «помню»; «как сейчас вижу»; «Вот я вижу себя снова в деревне…». Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях. Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа – таким образом, читатель вовлекается в действие: «…распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее засёдлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»;, «Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок…». (3)

Кунин Л.В. Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей си­лой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих краси­вых и грубых, дикарских костюмах», «мальчишки в бе­лых замашных рубашках», старики — «...высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет осо­бое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сосло­вия» — бывших крепостных. Дом славился гостепри­имством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!»

1. Роговер Е.С, Русская литература XX века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. М.: «ПАРИТЕТ», 2000 г., стр. 13-16.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э Л. Безносов, Е.Л

Ерохина, А.Б.Есин и др. – М. Дрофа, 1998, стр.80.

3. Егорова Н.В. «История русской литературы XX века» в 2-х томах М.: Высшая школа. 2000. Т.

I, стр. 48.

- 13 -

А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого че­ловека сложилась трагически, как и у многих мелкопо­местных, обедневших до нищенства.

Томительно текут серые, однообразные будни «бес­связной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнез­да». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Исследуя русскую действитель­ность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель ви­дит то, что до него никто не замечал: сходство как об­раза жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей па­мяти, — очень недавно, — имел много общего со скла­дом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию».(1)

Здесь, перед тем, как построить вывод по сравнению приведённых отрывков, следует обратить особое внимание на заключительную часть цитаты из работы

Л. Кунина. В ней, на наш взгляд, содержится скрытое противоречие, состоящее в следующем. Упоминая об «однообразных буднях «бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда», Кунин Л. утверждает, что «такое существование несет признаки упадка и вырождения». Каким образом можно решить эту проблему? Обратимся к выводу самого критика:

«Несмотря на элегичность и спокойствие повествова­ния, в строках рассказа чувствуется боль за дух одича­ния и вырождения, за крестьянскую и помещичью Рос­сию, которая переживала период падения, материаль­ного и нравственного.

«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин про­жил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.»(2)

Подведём итог по той части исследования, в которой мы рассмотрели гипотезу о том, что основной акцент Бунин определяет на раскрытии красоты и гармонии жизни.

- Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян.

- Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения.

- Поначалу рассказ кажется «бессюжетным», набросками воспоминаний. Но есть в нём сюжет, есть герой, есть герой дворянских кровей, который не проклинает, а боготворит нравственно здоровую жизнь русской деревни, хранящий основы национального быта, культ отцовства ( Бог- отец, отец семьи, свёкор –батюшка, помещик- отец).

- Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью.

- «Несмотря на элегичность и спокойствие повествова­ния, в строках рассказа чувствуется боль за дух одича­ния и вырождения, за крестьянскую и помещичью Рос­сию, которая переживала период падения, материаль­ного и нравственного.

- «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин про­жил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.


1. См. Кунин Л.В., стр. 88.

2. Там же, стр. 90.

- 14 -

Итак, гармония, красота разлита для Бунина во всём: в осени, в запахе антоновских яблок, в работящих мещанах, в дыме от костра, но и в самом духе упадка ( как это не парадоксально), в картине обнищания. По мнению критиков, безусловно, Бунин скорбел об ушедшем времени, но скорбел светло, потому что любил Россию такой, какая она есть, и всё в ней ему безгранично дорого.