Смекни!
smekni.com

Обоснование выбора темы а (стр. 6 из 8)

б) Что поэтизирует Бунин в рассказе.

Не только природа – предмет поэтизации в рассказе «Антоновские яблоки». Это люди, их портреты, характеры, судьбы, чувства. Это и общее чувство единения между людьми и, конечно, ощущение одиночества.

« … излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…

В художественном мире Бунина наиболее четко проявляется чувство одиночества, одиночества вечного, вселенского, как неизбежного и непреодолимого состояния человеческой души. Непознаваемая мировая тайна порождает в душе писателя одновременно "сладкие и горестные чувства". К чувству радости и упоенности жизнью примешивается томящее чувство тоски. Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой. Вот почему любовь и смерть у него всегда идут рука об руку, неожиданно соединяясь с творчеством.(1)

Мнение литературоведа Краснопольского В.Г. содержит вывод о философском понимании Буниным «творящей сути жизни». Данное высказывание согласуется с уже приведённым выводом о том, что Бунин, прежде всего, мудрый созерцатель, он не учит, не подвергает критике окружающий его мир, для него главное- сама жизнь. Именно она становится предметом его наблюдений, восхищения, импульсом к творчеству, объектом творчества.

«Бунин никогда не комментирует свои впечатления и отношение к изображаемому, а старается передать нам в непосредственном виде само ощущение, заразить, загипнотизировать чувством. Понимание стихийности мышления и его неподвластности сознательному волевому усилию обусловливает необычное, нелогичное для традиционного психологизма поведение бунинских героев. Для Бунина конкретная жизненная ситуация не содержит в себе нравственной проблемы, ибо самая главная проблема - жизнь, управляемая вечными и не известными нам законами. Человек же у Бунина - далеко не вершина творения, а жалкое, может быть, наименее совершенное создание».(2)

Как видно из приведённых высказываний, критики расходятся во мнении о роли, которую Бунин отводит человеку. Очевидно, необходимо согласится с утверждением Н.В. Егоровой: «…излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…». Поясним почему. В рассказе «Антоновские яблоки», в повестях «Деревня», «Суходол», в цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» мы встречаем образы людей, отнюдь не жалких, слабых, раздавленных, а наоборот, сильных, красивых, исполненных чувства собственного достоинства. Именно такой русский национальный характер поэтизирует писатель. Поэтому принять необходимо первую точку зрения.


1. См. Егорова Н.В., Т. I, стр. 58.

2. Краснопольский В.Г. «Поэзия творчества. Чехов и Бунин». Статья в журнале «Вопросы литературы» 1989 г. № 4, стр.16.

- 15 -

Данный выбор можно подтвердить и словами Роговер. В приведённом ниже отрывке особенно ценно то, что литературовед не просто указывает на предмет поэтизации, но и обращает внимание на изображение Буниным образов людей, предметов- символов, знаков (яблоки), на ярко выраженную при этом авторскую позицию, чувства горечи и светлой тоски по «уходящей России».

«Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения. Можно говорить о своеобразной апологии( а п о л о г и я- чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита) минувшего, сопоставленного с прозаическим настоящим, где выветривается запах антоновских яблок, где «нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника…» В связи с этим в рассказе ритмически воспроизведена череда смертей: могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семёновича, Анны Герасимовны… Перемены в действительности – картина заброшенного кладбища и уход из жизни выселковских обитателей – естественно рождают тот элегический мотив, ту грусть прощания, которыми окрашено это произведение, напоминающее эпитафию ушедшей жизни, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнёзд, о печальных могилах людей и былого.

Но наряду с этим верхним слоём бунинского повествования в рассказе явственно ощущается более глубокий пласт. Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда- то укоренившимся основам бытия, своей сращённостью с жизнью природы. Здесь Бунин как бы принимает эстафету от Льва Толстого, славя человека, живущего среди лесов и лугов, дышащего чистым воздухом полей, усваивающего здоровый уклад жизни. Автор поэтизирует, говоря словами Маяковского, «простое как мычание» - антоновские яблоки, запахи, формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Это нечто «прекрасное само по себе», и об этом сам Бунин сказал в раннем предисловии к своему рассказу. Яблоки- это завершённые объемы, круглые, как формы самой гармонической жизни (вспомним мотив «круглости» в связи с толстовским образом Каратаева), это дары самой природы. Вот почему наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.

Этим обстоятельством объясняется, отчего такое важное место в рассказе занимают мажорные по звучанию картины природы: лесной пейзаж в момент охоты, ландшафт открытого поля, панорама степи, зарисовка яблоневого сада, незабываемое описание брильянтового созвездия Стожар. Эти пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!». (1)

- Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой.

- излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…

- наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.

- Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда- то укоренившимся основам бытия, своей сращённостью с жизнью природы


1. См. Роговер Е.С., стр. 15.

- 16 -

- пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!»

- являясь предметом поэтизации, художественное пространство рассказа «Антоновские яблоки» с его «натуральной, естественной, мудрой жизнью» одновременно выполняют ещё две функции:

1. наполнены жизнеутверждающим пафосом

2. имеют гуманистическую направленность

в) Неудержимый бег времени и способы его выражения.

Статья Роговер продолжается анализом философского осмысления Буниным окружающей его действительности и способами выражения этого через сюжет и тему произведения рассказа «Антоновские яблоки».

«…Писатель воспроизводит смену времён суток, череду сезонов, ритм времён года (круги расширяются!), обновление укладов быта, борение эпох (старый быт гибнет, как пишет автор, при «столкновении с новой жизнью»), и мы воспринимаем шаги самой истории, неудержимый бег времени, с которым сопряжены бунинские персонажи и авторские раздумья. Как это напоминает чеховский «Вишнёвый сад», к тому времени ещё не созданный!

Старая жизнь дробиться, и это сказывается в самой композиции рассказа, приглушённый сюжет которого составлен из ряда «раздробленных» картин действительности. Их перемена отражает постепенное исчезновение старого быта.. Каждый из этих «кадров» жизни имеет свою особую окраску, передан на основе субъективного впечатления, с подбором меняющегося освещения и красок ( «прохладный сад, наполненный лиловатым туманом»), и это роднит прозу Бунина с живописью импрессионистов. Но весь рассказ в целом представляет собою разработку двух музыкальных партий – ведущей (элегической) и сопровождающей (просветлённой и мажорной). Важную роль в нём играет ассоциативность мотивов, поэтому такое значение придано запахам, которые вызывают по сходству родственные обонятельные ощущения других сторон быта. Рассказ отличается особой лирической взволнованностью, что сказывается на лексике, яркости эпитетов, на ритме и синтаксисе бунинского текста, и в ряде моментов оказывается очень близким к поэме «Листопад». (1)

Небольшое замечание, взятое из книги о Бунине уже цитируемого автора, Л. Кунина, дополнит представление о близости бунинской прозы его поэтическому творчеству.

«Одновременно с "Антоновскими яблоками" Бунин пишет осеннюю поэму "Листопад". В этом первом поэтическом шедевре автора можно проследить все особенности зрелой поэзии Бунина: простоту, спокойную без ложного пафоса интонацию, намеренную традиционность стиха, намеренные прозаизмы, приближающие поэтическую речь к разговорной».