Смекни!
smekni.com

«Другая Россия в романе «Машенька» (стр. 7 из 7)

В. Ф. Ходасевич

Все дело в необыкновенном даре переимчивости, которым обладает Набоков. Это одна из характернейших черт его литературной физиономии, и с этим связано его тонкое искусство пародии.

В основе этого поразительно блестящего, чуть что не ослепительного таланта лежит комбинация виртуозного владения словом с болезненно-острым зрительным восприятием и необыкновенно цепкой памятью, в результате чего получается какое-то таинственное, почти что жуткое слияние процесса восприятия с процессом запечатления.

Г. П. Струве

Близость Набокова к Гоголю бесспорна… Но Гоголь несравненно осторожнее, сдержаннее, «классичнее» в пользовании приемами «романтической иронии».

… У Набокова… нет характеров. Всякий его персонаж – everyman старинной английской мистерии: любой человек, по-своему увиденный. Каждый из них слеп и глух, абсолютно «непроницаем», карикатура лейбницевской «не имеющей окон» монады. Отношения между ними состоят из чисто механических притяжений и отталкиваний.

Бывают у каждого человека моменты, когда его охватывает то самое чувство нереальности, бессмысленности жизни, которое у Набокова служит доминантой его творчества, - удивление, смешанное с ужасом, перед тем, что обычно воспринимается как нечто само собою разумеещееся, и смутное видение чего-то, лежащего за всем этим, «сущего». В этом – набоковская Правда.

П. М. Бицилли

Заключение.

О Набокове можно написать еще сотни страниц, потому что он удивительный и необычный писатель, но, к сожалению, это выйдет за рамки моего реферата. Хочется отметить, что, несмотря на долгое отсутствие, он сумел вернуться в Россию, но не через сто и не через двести лет, а на много раньше – в 80-е годы того же века, в котором покинул Россию. Он вернулся и живет в своих книгах, по которым мы, люди совсем иного поколения, привычек и взглядов, учимся понимать Россию, по-новому оценивать отношение к Родине, как продолжение самого себя, собственного «я», состоявшегося как человека или нет в зависимости от подлинности патриотического чувства. Набоковский мир – это мир истинно русского человека, способного за его пределами сохранить высокий, аристократический дух. Владимир Набоков действительно один из величайших писателей XX века, обогативший и англоязычную культуру, и мировую культуру в целом, серебряными буквами навсегда вписавший свое имя в русскую литературу.

Используемая литература:

· «Русские писатели. XX век», библиографический словарь, Москва, «Просвещение», 1998 год

· Газета «Литература», № 13 2000 год

· «Русская литература XX века», Москва, «Русское слово», 1999 год

· «В. Набоков. Избранное», Москва, АСТ Олимп, 1996 год

· «Владимир Набоков. Собрание сочинений», Москва, издательство «Правда», 1990 год

· «Русская литература XX века. Часть 2», Агеносов, 11 класс, Москва, «Дрофа», 2001 год

· «В. В. Набоков в жизни и творчестве», Л. Н. Целкова, «Русское слово», Москва, 2002 год

· Газета «Литература», № 35, 2000 год