Смекни!
smekni.com

1. Системность поэтики Маяковского 4 (стр. 5 из 9)

Гиперболизация фигуры лирического героя — это харак­терная черта раннего творчества. Свободное и ничем не регла­ментируемое самовыявление личности, отличающее многие художественные произведения Маяковского, ориентировано на новый тип сознания, возникающий в начале XX века. По­ведение лирического персонажа Маяковского провокационно:

Вошел к парикмахеру, сказал спокойный:

«Будьте добры, причешите мне уши...»

Его лирический герой вторгается в мир здравомыслящих людей, следующих логике очевидного, демонстративно не же­лая знать устоявшихся норм и обычаев. Однако, сталкиваясь с миром обыденности, он понимает, что обречен на одиночест­во, поэтому отзывчивость и ранимость скрываются под ма­ской эксцентрики и аллегории.

Маяковский обращается к приему фантастического смеще­ния реальных связей, рассказывает о невероятных событиях: «Вот так я сделался собакой», «Великолепные нелепости». Эти стихотворения можно рассматривать и как исповедь, и как острую сатиру на действительность.

Лирическая драма поэта и ироническая насмешка над со­бой, доверительный рассказ о муках одиночества и гротескное мироощущение становятся идейно-эмоциональной тонально­стью многих его стихотворений. Горький смех Гоголя и Сал­тыкова-Щедрина стал во многом источником трагического мироощущения лирического героя Маяковского. Однако поэт бросает проклятия в адрес разобщенности и одиночества. Час­то его стихи строятся как прямое обращение к читателю и слушателю: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Вам!», «Эй!». Такая установка на диалог с читателем опреде­лила образные средства и синтаксис произведений.

Экспрессия, гиперболизация, заостренная сатира, изо­щренная рифмовка отличают раннюю поэзию Маяковского. С начала 1915 года его приглашают в журнал «Новый Сатири­кон», на страницах которого был опубликован цикл гимнов («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн здоровью»). Для Ма­яковского гимн — синтез сатиры, сарказма и иронии — это выражение жизненной позиции в нелепом и комическом, а за­частую трагическом ощущении. Автор активно использует юмористический колорит, гротесковые несообразности и иро­нический пафос. Он деформирует привычное, представляет очевидное в неожиданном виде:

Сердце девушки, вываренное в йоде.

Окаменелый обломок позапрошлого лета.

И еще на булавке что-то вроде

засушенного хвоста небольшой планеты.

Используя форму иронического монолога, поэт получает большую свободу художественного перевоплощения. В поэти­ческих инсценировках осуждение социальных пороков часто совершается через их притворное восхваление:

Слава вам, идущие обедать миллионы!

И уже успевшие наесться тысячи!

Или:

Пришли и славословим покорненько

тебя, дорогая взятка...

В предоктябрьские дни заметно меняется характер поэзии Маяковского, который воспринял революционные перемены как воплощение чаяний и ожиданий истории. В этой позиции не следует обнаруживать желания воспевать устремленную к катастрофе действительность, поэтизировать хаос. Мораль­ное и идеологическое кредо поэта основывалось, как и у мно­гих современников, на искренней вере в торжество идей спра­ведливости и добра, которые обязаны были принести социаль­ные перемены. Многие темы и мотивы поэзии получают новое направление, пафос произведений становится более жестким и публицистическим, усиливаются жизнеутверждающие мо­тивы. Рассказ о трагедии животного в стихотворении «Хоро­шее отношение к лошадям» завершается оптимистической концовкой, контрастирующей с мрачным пафосом многих до­революционных стихотворений:

Пришла веселая,

стала в стойло. И все ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

Ошеломляющим в поэме было все: от на­звания до последней строчки. Первоначально она называлась «Тринадцатый апостол». По Евангелию, у Христа было две­надцать учеников — апостолов, проповедников веры. Маяков­ский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся пред­ставления о добре и зле. «Катехизис» миропонимания Ма­яковского выражается в «четырех криках четырех частей»: «Долой вашу любовь»» «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Нигилистический пафос про­изведения попытался объяснить К. И. Чуковский, который писал: «Маяковский вступил в литературу нигилистом и ци­ником, с какой-то зловещей дырой в душе». Название «Три­надцатый апостол» воспринималось вызовом религии и мора­ли. Когда цензоры прочитали поэму, они заявили автору: «Что вы, на каторгу захотели?» Маяковскому пришлось изме­нить название на «Облако в штанах». Смена названий пере­несла основной акцент на поэтическое исследование темы тра­гического чувства. «Апостольская проповедь» стала звучать как декларация новой концепции личности, в которой любовь связывалась с искусством, религией и политикой.

Поэма открывается прологом, дающим смысловой и эмо­циональный ключ, с помощью которого можно войти в слож­ный мир произведения. Во вступлении автор заявляет о сво­ем отказе от эстетизации реальности, идеализации чувства в духе декадентской литературы. Задача Маяковского — разоблачить красивости эстетствующей поэзии, ее бессилие и пресыщенность, противопоставить ей трагедию истинного чувства:

Нежные!

Вы любовь на скрипки лежите.

Любовь на литавры дожит грубый...

В поэме переплетаются трагедия и горькая ирония, опти­мизм и «крик» обманутой души. Лирический герой-бунтарь протестует против бесчеловечных отношений, ставших нор­мой, поэтому призывает и благословляет революцию, надеясь, что она очистительным огнем уничтожит «жирных атлетов», глумящихся над искренним горем, освободит человека от за­точения в «городе-лепрозории». Тема города, зараженного по­роком, развивается трагифарсовыми образами: «мужчины, залежанные, как больница, и женщины, истрепанные, как пословица».

«Облако в штанах» представляет сложное переплетение многочисленных тем и образов, где неистовство отрицания объединяется с исступленным воспеванием страдания и жерт­венности, интимная искренность усиливается мотивом бун­тарства. Лирический герой проповедует и обличает с высоты морального превосходства человека бунтующего, убежденно­го в неизбежности осуществления гуманистического идеала. Протестуя против социальной униженности и изуродованноети, Маяковский отстаивает идею человеческой чести, вопло­щает ее в мольбе к возлюбленной. В этом крике отчаяния и беспомощности интимность лирической исповеди подчерки­вается соответствующими изобразительными средствами:

Тело твое

я буду беречь и любить,

как солдат,

обрубленный войною,

ненужный,

ничей,

бережет свою единственную ногу.

В изображении мира «сытых» автор активно использует прием гиперболы и контраста, с предельной наглядностью противопоставляя «любовь-громаду» и пошлые «любвишки». Маяковский является противником «спальной лирики», за благообразным фасадом которой скрывается уродство собст­веннической страсти и купля-продажа людей. Он отстаивает поэзию «высокой муки», выражает чувства страдающего че­ловека. Лирический герой становится голосом «уличных тыщ», угнетенных жизнью и лишенных языка:

...улица корчится безъязыкая —

ей нечем кричать н разговаривать...

Протест Маяковского против буржуазного искусства выражается в обвинении культуры, утратившей свою связь с людьми, порабощенной буржуазной моралью. Отрицание лживости лирической поэзии, увлеченный живописанием мещанских переживаний, выливается в программу нового искусства, в требование к служителям новых муз пересмотреть законы за­раженного болезнями мира:

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

Маяковский ощущает себя провозвестником грядущих пе­ремен, провозглашает свою поэзию знаменем восстания, он готов «вгрызаться в бока» мира, мстить за поруганную жизнь. Высшим проявлением позиции лирического героя становится мотив самопожертвования:

...вам я

душу вытащу,

растопчу,

чтоб большая! —

и окровавленную дам, как знамя.

Раскрывая четвертую тему поэмы «Долой вашу религию», поэт выступает против церковных догм. Звучит даже вызов Богу. Тема богоборчества получает у Маяковского новую трак­товку, отличающуюся от традиций предшествующей культу­ры. Трагический пафос титанического восстания против «Вез­десущего», характеризующий русскую литературу XIX века, сменяется едкой сатирой. Библейские образы подвергаются намеренному и настойчивому снижению. Это художественное решение обусловлено задачей преодолеть символистскую трактовку религиозных образов, развенчать церковную концепцию смирения, добиться реабилитации человека, рожден­ного для свободы:

Эй, вы! Небо!

Снимите шляпу! Я иду!

Глухо.

Вселенная спит,

положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо.

5. О времени о себе

Отечество

славное,

которое есть,

но трижды – которое

будет.

С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности. Резко меняется тональность стихов. Господствующий в дооктябрьском творчестве поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение (персонажи сатирических гим­нов, образ Повелителя Всего), мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемер «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты». Маяковский, как и прежде,— романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой революцией. В вихревые дни великого исто­рического перелома, которые вскоре войдут в память человече­ства как начало новой исторической эры, Маяковский убежденно встает в ряды первых (тогда еще малочисленных) деятелей Литературы и искусства