Смекни!
smekni.com

1. Системность поэтики Маяковского 4 (стр. 8 из 9)

Исследователи творчества поэта подчеркивают, что он актив­но не принимает войны, «без колебаний стал на сторону большевиков, далеко отошел от «левых», многие из которых были заражены идеей «революционного оборончества».

Особое отношение было у Маяковского и к любви. «Громадой любовью» назовет' поэт свое отношение к этому чувству: «Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем. Но если нет «деятельности, я мертв»,— пишет Маяковский.

В поэме «Люблю» он сразу заявляет о том, что на нем «С ума сошла анатомия. Сплошное сердце — гудит повсеместно...», как «она»

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть —

как девочка мячиком...

и что

Не смоют любовь

ни ссоры,

ни версты.

Продумана,

выверена,

проверена.

Подъемля торжественно стих строкоперстый,

клянусь —

люблю

неизменно и верно.

Личное и общее в поэзии В. Маяковского воспринимается им в неразрывной связи:

Любить —

это с простынь,

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим соперником

Известны многие адресаты лирики Маяковского — Л. Брик, М. Денисова в Одессе, Татьяна Яковлева и Вероника Полон­ская... Однако поэт не был счастлив, ему не удалось создать семью... Причин много. Но будем читать его стихи про это «сплошное сердце», готовое обнять весь мир.

До сих пор нельзя понять, что же для поэта было важнее – любовь или революция, чувства или история? Но одни слова его: «Любовь – это жизнь. Это главное. Это – сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное

сделается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», - говорят нам о том, что долгие годы мы не всегда замечали, какой сложной, противоречивой натурой был поэт Маяковский, на сколько глубок в своих прозрениях и сомнениях. Как он хотел быть понятым. Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до сердца читателя или слушателя! Признаемся, далеко не всегда в хрестоматийно-бодром облике оратора, горлана – главаря мы обращали внимание на его глаза – темлые, глубокие, тоскующие.

8. Как работал Маяковский?

Сам он так описывал этапы своей работы над стихом. Пер­вый этап — оформление ритма:

«Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

И здесь переход ко второй стадии работы, когда начинается уже отбор и обработка словесного материала: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задер­живаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место... Первым чаще всего выявляется главное слово, характеризующее смысл стиха, или слово, подлежащее рифмовке. Остальные сло­ва приходят и вставляются в зависимости от главного».

Таким образом и подбор лексического материала, и обработка слова подчиняются целевой установке произведения, творче­скому заданию автора. Затем начинается третья и заключительная стадия работы. Ее Маяковский описывает так' «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец после сотни примерок ее нажали, и она села» Таким образом ритмически выверяется весь собранный уже в стихе словесный материал. ...Иногда работа Маяковского над словом в стихотворной строке оказывалась еще более сложной. В качестве примера более длительной «обработки слова» в уже оформившейся ритмически строке сам Маяковский приводит 12 последовательно сменявшихся вариантов одной строки из последней строфы того же стихотворения «Сергею Есенину»:

1 Наши дни к веселью мало оборудованы (замены — под радость, под счастье...).

2. Наша жизнь к веселью мало оборудована (под радость, под счастье).

3. Для веселий планета (для веселости, не особенно, планетишка...).

Окончательная редакция —

Для веселия планета наша мало оборудована…

В последние годы поэта ждали разочарования в том, что и как происходит развитие «республики», как складывается или, вернее, не складывается личная жизнь, а главное, каково отно­шение к его поэтической работе, которой он отдавал всего себя. Готовилась выставка, посвященная двадцатилетию творческой деятельности.

Почти никто из друзей и писателей не помогал с устройством выставки. Все сам развешивал, доставал. И на открытие выставки никто из писателей не пришел — их отсутствие должно было означать «протест» против вступления Маяковского в РАПП (РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей). Не было самых близких друзей. Один из них — поэт — сочинил даже стихи, в которых угрожал Маяковскому, что счистит пемзой со своей руки след рукопожатия Маяковского.

На выставке было много молодежи, это смягчало чувство одиночества поэта. Молодежь он любил...

В те дни он был мрачен, молчалив, раздражителен, рассеян Незадолго до трагической развязки В.В. Маяковскому становится известно, что его фотопортрет с поздравительной надписью в связи с 20-летием творческой деятельности вдруг изымается из всего тиража журнала «Печать и революция» по чьему-то распоряжению.

Идет апрель, Маяковский должен ехать на очередную встре­чу с читателями, на этот раз со студентами. Настроение отврати­тельное, но надо выступать. Читает стихи. Кто-то из зала требу­ет читать совсем другие. Маяковский слышит:

— Ваши стихи непонятны!..

«Тяжкие разочарования, пережитые Маяковским, о которых он говорил со мной в Париже (как и мой друг, гениальный Мей­ерхольд...), заключались в том, что (как они оба довольно поздно поняли) коммунизм, идеи коммунизма, его идеал, это — одна вещь, в то время, как «коммунистическая партия», очень мощно организованная, перегруженная административными мерами и руководимая людьми, которые пользуются для своих личных благ всеми прерогативами, всеми выгодами «полноты власти» и «свободы действия», это — совсем другая вещь»,— пишет Юрий Анненков в книге «Дневник моих встреч». Это и разочаро­вания последних лет приводят Маяковского к самоубийству. 14 апреля 1930 года поэта не стало

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поэзия Владимира Маяковского живет уже многие десятилетия. Время и Маяковский, история и пропитанная пафозом исторического деяния поэзия в истекшие годы тесно взаимодействовали.

Между тем Маяковский, меняясь во времени, оставался самим сабой, своеобразным художником, утверждавшим в искусстве новый взгляд на мир и новую систему поэтической выразительности.

Давайте постараемся взглянуть на Маяковского с новой точки зрения, со стороны ее художественного строя, стилевого богатства и многообразия. Маяковский постоянен в утверждении своих идеалов, но подвижен, изменчив в поисках путей их реализации в действительности, очень многолик, разноязычен в поэтическом выражении жизнестроительного пафоса: громогласен и негромок, неистов и рассудителен, азбучно прост и необычайно изыскан, сложен, парадно доступен без разъяснений и комментариев.

Маяковский стремится донести до читателя все многообразие интонации. Этим и объясняется преобладание у Маяковского тонического стиха. Стремление к наибольшей выразительности вызвали расположение строк «лесенкой». Очень часто поэт выносит «ключевое» слово в отдельную строку, стремясь тем самым достигнуть предельной выразительности. Многие стихи поэта называются «разговором». Это происходит оттого, что Маяковский вводит в стихи приемы ораторской речи.

Меняется и весь словарь поэзии. Изысканное, хрупкое слово литературно-книжного обихода непригодно для речи поэта-трибуно, для марша, для лозунга. Такие задачи ставило перед поэтом время, история. В каждом почти стихе Маяковский – оратор, убеждающий слушателя, и чаще всего он говорит от своего лица от самого себя, все, даже самые злободневные стихи его звучат большей частью лирически, как непосредственный, живой голос поэта.

Маяковский сыграл не последнюю роль в исторических событиях, он вошел в историю как великий художник своего времени. Тяжело было великому поэту нести бремя агитатора, горлана – главаря, наступал на горло собственной песне, но он ни на что не жаловался, чувствуя, что пришел в этот мир не как простой обыватель, а как главное действующее лицо. Отечественной истории и истории русской литературы.

Трудно назвать имя поэта в мировой литературе, которое получало бы такие разноречивые оценки и вызывало столь яростные споры, какие порождало среди современников Маяковского его творчества.

По-своему, по-разному рисуют себе облик поэта люди, которые полюбили его стихи, но никогда не видели в жизни. Каким бы он ни казался читателем, он всегда оставался ранимым, чувствительным к передрягам времени и ошибкам деятелей истории. Личные неудачи и трагедии времени оставили в душе Маяковского огромную рану. Он решительно отказывается понимать, что произведение литературы или какого-либо другого искусства может быть хорошим с точки зрения какой-то отвлеченной красоты. Маяковский видит подлинную красоту в борьбе за свободу человека, все что замедляет шаг истории, Маяковский считает безобразным.