В шестом дне творения - на второй стадии - упоминаются те животные, которые появились после Палеозойской эры (млекопитающие и другие обитатели суши). Этим животным не было дано от Бога особое повеление "умножаться". Соответственно, среди этих животных не было никаких взрывов популяции. Сравните: почти миллион различных видов насекомых (пятый день творения) - и всего четыре тысячи видов млекопитающих (шестой день). И еще: во время Кембрийского взрыва популяции появились внезапно десять различных типов морских животных (пятый день), тогда как все крупные обитатели суши (шестой день) принадлежат к одному-единственному типу.
4. Приведенная выше аргументация позволяет дать объяснение библейскому рассказу о создании крылатых. Если бы это выражение "всякая птица" (1:21) относилось только к птицам, настоящее место этим словам было бы в рассказе о шестом дне творения. Птицы, как известно, появились примерно в одно время с млекопитающими, после Палеозойской эры. Значит, обе эти группы млекопитающих принадлежат ко второй стадии развития животного мира, которая связывается с шестым днем творения.
Выражение "всякая птица" относится, однако, также и к насекомым. Насекомые появились еще до конца Палеозойской эры и, следовательно, относятся к первой стадии развития животного мира. Поэтому-то обобщенное выражение "всякая птица" и появляется в рассказе о пятом дне творения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Этимология ивритского слова "танниним "не вполне ясна. Вслед за комментатором Библии Раши (см. его комментарии к стиху 1:21), традиционно переводят это как "морские создания". Такой перевод подсказывается также сравнением между стихами 1:20 и 1:21. Для более подробной информации на эту тему, см. Rabbi Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974), стр. 77-79. В своей книге рабби Мунк дает исчерпывающий анализ библейской этимологии, относящейся к первой главе Книги Бытия.
2. M.A.S. McMenamin, Scientific American, т. 256, апрель 1987, стр. 90.
3. F.H. Shu, The Physical Universe (Mill Valley, Calif.: University Science Books, 1982), стр. 503, 545.
4. D.G. Smith, chief ed.. The Cambridge Encyclopedia of Earth Sciences (Cambridge University Press, 1981), стр. 370-371.
5. McMenain, стр. 84.
6. Smith, стр. 371.
7. P. Cloud, Scientific American, т. 249, сентябрь 1983,стр. 143.
8. McMenamin, стр. 84.
9. Smith, стр. 370.
10. Cloud, стр. 135.
11. Smith, стр. 371.
12. McMenamin, стр. 91.
13. Cloud, стр. 144.
14. McMenamin, стр. 92.
15. Там же, стр. 84.
16. Там же.
17. Р. Farb, The Insects (New York: Time Books, 1972), стр. 18.
18. Там же, стр. 12.
19. Там же, стр. 17.
20. McMenamin, стр. 91.
21. Smith, стр. 371.
22. McMenamin, стр. 84.
23. Shu, стр. 503.
24. McMenamin, стр. 84.
25. Smith, стр. 370/
26. McMenamin, стр. 90.
27. Smith, стр. 371.
28. Радак дает этот комментарий к тем же словам в стихе 7:14. Подобные утверждения относительно этих слов в стихе 7:14 имеются также у Раши и других комментаторов, однако Радак выражается более недвусмысленно. Этот важный момент отмечен в: Е. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974), стр. 79.
29. Shu, стр. 503.
30. Farb, стр. 17.
31. Smith, стр. 371.
День шестой (часть I)
Уникальность человека
КНИГА БЫТИЯ, ГЛАВА 1
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу. 30 А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
ВОПРОСЫ
Шестой день творения, описанный в Книге Бытия 1:26-31, посвящен человеку. При чтении библейского текста возникает ряд вопросов.
1. Мы читаем фразу: "Бог сотворил человека... по образу Божию" (1:27), из чего явно следует, что человек — существо уникальное среди прочих живых существ. Представление о том, что человек якобы уникален, не имеет под собой никакой научной основы. Как хорошо известно, результаты многочисленных раскопок создают картину эволюционного развития рода человеческого, уходящую на миллионы лет в прошлое, к примитивным обезьяноподобным существам. Утверждение, якобы человек был "сотворен" всего лишь несколько тысяч лет назад - не более чем легенда.
2. Мы читаем: "И благословил их [Адама и Еву] Бог" говоря им: "наполняйте землю и обладайте ею" (1:28). Не приходится и говорить: никаких археологических свидетельств тому, что человек будто бы внезапно "наполнил землю и стал обладать ею", нет в природе. Как же тогда следует понимать это благословение?
А теперь обратимся к научным данным, которые дают библейскому тексту объяснение, вполне отвечающее требованиям современной науки.
"ПОСТЕПЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ" И ЧЕЛОВЕК
Семейство гуманоидов, человекоподобных, состоит сейчас из одного единственного вида живых существ. Это Современный Человек, или, говоря научным языком, Homo sapiens. Антропологи придерживались некогда так называемой "гипотезы единственного вида". По этой гипотезе, первые примитивные виды гуманоидов эволюционировали постепенно в более развитые виды, которые, в свою очередь, эволюционировали в еще более развитые, и так далее. Процесс повторялся несколько раз, пока не привел к появлению самого развитого вида гуманоидов — Современного Человека. Каждый вновь найденный вид человекоподобных рассматривался как очередной этап на пути прямолинейного эволюционного развития от древнейших обезьяноподобных видов к Современному Человеку.
На основе новейших палеонтологических находок гипотеза единственного вида была отвергнута. Профессор Найлс Элдридж, куратор Американского Музея Естественной Истории, называет эту гипотезу "великим эволюционным мифом о медленных, постепенных, прогрессивных изменениях. Сторонники 'единственного вида' были так зачарованы прямолинейным изяществом этого мифа, что неохотно принимали любое открытие, могущее его испортить".1 Подчеркивая, что новейшие палеонтологические данные полностью противоречат дарвиновской концепции постепенности, профессор Элдридж замечает: "Наше стандартное представление об эволюции, как о постоянном, постепенном усовершенствовании, а отсюда, со временем, изменении, поистине есть миф".2
Палеонтологическая история вымершего гуманоидного вида Homo erectus весьма наглядно иллюстрирует правоту этого замечания. Судя по данным многочисленных раскопок, вид этот, один из важнейших среди гуманоидов, просуществовал более миллиона лет. И какие же существенные эволюционные изменения отражены в палеонтологической летописи за столь долгое время? Ответ: ровно никаких.
Профессор С.М. Стенли пишет о Homo erectus: "Этот вид существовал более миллиона лет, почти не меняясь".3 Профессор Гарвардского университета Дэвид Пилбим пишет: "В течение более миллиона лет, Homo erectus отличался морфологической стабильностью".4 Иными словами, Homo erectus за все время своего существования не подвергся никаким эволюционным изменениям.
Рассмотрим теперь "эволюционную историю" самого позднего вида гуманоидов — Современного Человека. Данные раскопок показывают, что "Современный Человек появился внезапно, имея такой же облик, как сейчас".5 С момента своего внезапного появления Современный Человек дожил, не меняясь, до наших дней. Предшествовал Современному Человеку, и более всего походил на него, Неандертальский Человек. Неандертальский Человек просуществовал без изменений более 100 000 лет.6 Затем, по непонятным причинам, все неандертальцы внезапно исчезли. "Исчезновение его не назовешь иначе, как мгновенным".7 Все вышесказанное несовместимо с идеей постепенной эволюции.
Наконец, рассмотрим вопрос о взаимосвязи между Современным Человеком и неандертальцем. Произошли ли Современные люди от предшествовавших им неандертальцев?
Опираясь на данные раскопок, профессор Элдридж убежден, что "неандертальцы никак не могли быть нашими предками".8 А профессор Стенли пишет о Современном Человеке так: "Внезапно, ниоткуда, в палеонтологической летописи появляются наши острые подбородки, наши слабые надбровные дуги и высокие выпуклые лбы. В предшествующей истории нет абсолютно ничего, что предвещало бы появление этих характерных черт".9 По заключению Кембриджской Археологической Энциклопедии, "ничто не свидетельствует о локальной эволюции неандертальцев в людей современного анатомического склада .10