Фундаментальные нововведения, связываемые с Сельскохозяйственной Революцией, включают в себя:
Начало обработки земли;
Начало скотоводства;
Развитие обработки металлов;
Изобретение колеса;
Зачатки письменности;
Изготовление сосудов из обожженной глины;
Начало выделки тканей;
Хлебопечение, изготовление вина и молочных продуктов (сыра и масла);
Изготовление музыкальных инструментов;
Развитую архитектуру.
Все эти и другие культурные достижения способствовали формированию сложной социальной организации, которая вскоре породила первые города и, тем самым, цивилизацию (что буквально означает "создание городов"), какой мы ее знаем сегодня. Грандиозный масштаб этого быстрого и фундаментального культурного развития подчеркивается во всех археологических исследованиях, посвященных этому периоду. Для иллюстрации приведем несколько цитат.
Таким образом, за 3-4 тысячи лет жизнь человека изменилась более коренным образом, чем за все предшествующие 250 000 лет. До Сельскохозяйственной Революции человек должен был проводить все свободное от сна время в поисках еды... Как только человек научился производить пищу и запасать ее впрок, он получил возможность селиться более многочисленными общинами... И вскоре появились такие новшества, как открытие основных принципов механики, ткацкое ремесло, плуг, колесо и обработка металлов.31
С поразительной быстротой произошел переход от палеолитического охотничьего общества к региональным общинам... окультуривание растений и приручение животных, возникновение оседлых землеобрабатывающих общин... развитие гончарного ремесла... очень скоро появились раскрашенные и расписные горшки... начали выделывать орудия труда и оружие из бронзы. Из пиктографических изображений развилась письменность; ремесленники производили множество разнообразных товаров... торговые центры превратились в города... Началась урбанистическая революция, мир человека преображался, зарождались первые цивилизации.32
Появление культурных растений и домашних животных нередко называют Неолитической Революцией... С началом производства пищевых продуктов жизнь человеческого общества подверглась глубоким изменениям... возник новый образ жизни, деревенский; население увеличивалось... формы социальной организации все более усложнялись.33
Приручение [животных] дало поистине революционные результаты - вместе с окультуриванием растений это был первый важнейший шаг к цивилизации.34
Сельскохозяйственная Революция была важнейшим достижением нашего вида... С окультуриванием растений и приручением животных перед культурной эволюцией внезапно открылись широчайшие новые возможности.35
Начали вырисовываться основные очертания сельскохозяйственной экономики... скотоводство и такие прогрессивные методы земледелия, как ирригация, вошли в систему сельского хозяйства... Этот процесс привел к поистине революционным результатам... столь стремителен был темп перемен в ключевых областях и столь далеко идущими были их последствия.36
Примерно 10 000 лет назад были изобретено и распространилось земледелие... плотность населения невероятно возросла.37
Земледелие и скотоводство появились по всему миру примерно в одно время. Технологический прогресс, овладение новыми материалами (такими, как металлы) и новыми источниками энергии (такими, как энергия ветра и воды)... Сравнивая изменения, произошедшие за последние 10 000 лет с теми, что произошли за предыдущие четыре миллиона лет, особенно ясно видишь ускорение человеческой истории.38
Какова была причина Сельскохозяйственной Революции? Что дало толчок всем этим "бурным", "коренным", поистине революционным изменениям, которые так преобразили человеческое общество? Ответ гласит: никто этого, в сущности, не знает.39
Почему человек, просуществовав сотни тысяч лет за счет охоты и сбора плодов, лишь сравнительно недавно усвоил иной образ действий — выращивание съедобных растений и разведение скота? Причины этого драматического шага вперед остаются спорными.40
Весьма соблазнительно предположить, что произошло нечто, нарушившее привычный устой жизни, появился некий стимул, побудивший людей к работе на земле и к употреблению новых орудий труда. Что именно произошло, что это был за стимул — мы не знаем.41
БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ
Теперь, когда мы познакомились с данными, собранными о человеке археологией, мы можем сопоставить библейский текст с тем, что говорит современная наука. Рассмотрим вопросы, поднятые в начале данной главы.
1. Археологическая летопись показывает, что появление Современного Человека сопровождалось серией беспрецедентных культурных изменений. Перемены наступили внезапно - археологи говорят о "резком подъеме"42 культурного уровня, о "коренных изменениях". И не только внезапными ("без всяких предварительных признаков"43) были все эти события — все археологи, часто с изумлением, отмечают чрезвычайное многообразие нововведений, осуществленных Современным Человеком. Они охватывают все области человеческого поведения, начиная с "более совершенных орудий", 44 "поделок и украшений" 45 и кончая длинным и внушительным перечнем "совершенно новых "46 технологий и изобретений.
Современный Человек, как отмечает научная литература, "интеллектуально во всех отношениях превосходит" 47 всех предшествующих ему человекоподобных, демонстрируя "качественный скачок в умственных способностях",48 который указывает "на появление вида, обладающего современными бихевиористическими способностями".49
В свете вышеприведенной информации библейское утверждение, что человек был сотворен "по образу Божию" (1:27), может быть понято как ссылка на уникальные умственные способности, которыми одарен Современный Человек. Эти способности помогли ему осуществить всю ту грандиозную совокупность культурных достижений, которая появляется столь внезапно и драматично в археологической летописи. Данные археологии безусловно доказывают уникальность Современного Человека.
Современный Человек продолжает свое шествие по пути культурного прогресса и по сей день. Единственный среди всех человекообразных, он исследует космические галактики и внутреннее строение атома. Он изобрел средства для мгновенной связи со всем миром и электронные компьютеры, способные производить миллионы операций в секунду. Нога человека ступает по лунной поверхности; человек делает пересадки сердца, с помощью генетической техники он создает новые живые организмы. Человек добивается успехов в искусствах, в науках и во всех иных областях знаний. Все эти достижения — а список легко продолжить — характеризуют Современного Человека
Особое значение имеет тот факт, что Современный Человек несравненно превосходит своего ближайшего родича, вымершего Неандертальского Человека, в интеллектуальном и культурном отношении, хотя в физическом отношении оба вида очень похожи. Они обладают одинаковыми средними размерами мозга,50 обоим присущи "та же осанка тела, та же сноровка, те же разнообразие и характер движений".51 Ученые не находят объяснения колоссальному различию в интеллектуальных достижениях Современного Человека и неандертальца. Недоумение вызывает у них тот факт, что сравнение физических особенностей этих двух видов "не указывает на какие бы то ни было различия в способностях интеллектуального или бихевиористического порядка".52 В отличие от светского ученого, тот, кто верует в Бога, находит объяснение уникальности Современного Человека - оно записано в Книге Бытия 1-27: "И сотворил Бог человека по образу Своему".
Как было отмечено ранее, в связи с появлением животных, выражение "Бог сотворил человека" не подразумевает сотворение в физическом смысле ("чего-то из ничего").53 Почти все традиционные еврейские комментаторы Библии поясняют, что, по отношению к человеку, глагол "творить" подразумевает сотворение уникальных интеллектуальных и духовных способностей, присущих людям. Комментируя Бытие 2:7, все они - Раши, Саадия Гаон, Сфорно, Радак, Рамбан - подчеркивают, что превосходство человека над другими видами заключается в его знаниях, речи и интеллекте. Физически Современный Человек - вполне заурядное существо, весьма похожее на многие другие виды
Отметим, что слово "человек" (на иврите "Адам") в библейской фразе "И сотворил Бог человека" следует понимать как общее определение, относящееся ко всему современному роду человеческому, а не к одному конкретному человеку (Адаму). Рассуждая на тему Бытия 1.26, Сфорно указывает, что на протяжении всего Шестого дня творения слово "человек" всегда "означает вид живых существ, называемых людьми" В этом же смысле, продолжает Сфорно, слово "человек" употребляется и в Бытии 27.
2. Появление Современного Человека сопровождалось подъемом культурных достижений. Затем последовал долгий период постепенного технологического и культурного развития, и затем еще один внезапный, еще более драматический взрыв культурных нововведений, коснувшихся всех областей человеческой деятельности. Этот второй культурный подъем, совершившийся всего несколько тысяч лет назад, археологи называют Сельскохозяйственной, или Неолитической, Революцией.