Смекни!
smekni.com

Докла д (стр. 11 из 31)

Впоследствии в ходе проверок сотрудники Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области совершенно неожиданно возбудили уголовные дела в отношении главврача Клетской центральной районной больницы и заведующей муниципальной аптекой №199 в Михайловском районе по обвинению их в незаконном предпринимательстве. Хотя в данном случае утверждение о том, что в действиях названных руководителей имеется такой обязательный признак преступления, как общественная опасность деяния, очень сомнительно, если принять во внимание всю ситуацию в целом. Ведь отсутствие лекарственного обеспечения людей в сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные учреждения, повлекло бы бόльший ущерб людям.

Собственно, так и случилось. Позиция Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области привела к серьезному ухудшению обеспечения сельского населения лекарствами[45]. Например, в результате прекращения реализации медикаментов при Троицкой участковой больнице в Михайловском районе жители хуторов Троицкий, Рогожин и ряда других оказались вынуждены за любым препаратом ездить в районный центр, который находится в 35 – 50 километрах от их места жительства. Стоимость проезда, равная 60 рублям, была значительной для большинства жителей сельского поселения[46]. Прекращали обеспечение сельского населения лекарствами через лечебные учреждения и в Клетском районе. А в связи с началом уголовного преследования Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области медицинских работников от организации реализации лекарственных средств через ФАПы отказались и в некоторых других районах области.

Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области разбирался в данной ситуации в связи с жалобой Б. (вх.727 от 21.07.2008г.) – главного врача Клетской центральной районной больницы, которая была привлечена к участию в деле как подозреваемая. При изучении представленных материалов было установлено, что уголовное дело исследовалось прокуратурой Волгоградской области, которая не нашла в действиях Б. признаков вменяемого ей в вину преступления и направила в адрес руководителя следственного органа требование об устранении нарушений закона, допущенных при производстве предварительного следствия, и прекращении в отношении заявительницы уголовного преследования[47]. В связи с этим Уполномоченный обратился к начальнику Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Волгоградской области с предложением взять под контроль рассмотрение требований прокуратуры. Согласно полученной информации уголовное преследование Б. прекратили[48].

Хотелось бы отметить и то, что не понятны причины, по которым следователи Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Волгоградской области так заинтересовались данной ситуацией. Ведь в настоящее время работы у указанного органа хватает и по своему основному направлению деятельности. Именно на него и надо направлять все свои усилия.

Определенные проблемы возникли в регионе и с выполнением областной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями» на 2007-2010 годы, утвержденной Законом Волгоградской области от 29 декабря 2006 года №1398-ОД. Законом Волгоградской области «Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» на финансирование льготного лекарственного обеспечения лиц, страдающих социально-значимыми заболеваниями, предусматривалось 17,9 млн. рублей. Потом указанную сумму увеличили до 102,6 млн. рублей. Но длительное время люди, имеющие право на льготное обеспечение лекарствами в рамках названных документов, не могли его реализовать из-за отсутствия нормативного акта, регулирующего порядок предоставления данной меры социальной поддержки. Указанный порядок был утвержден постановлением Главы администрации Волгоградской области №707 лишь 09 июня 2008 года. Аукционы по закупке лекарств прошли 30 июля 2008 года, а поставки требуемых лекарств стали осуществляться с 15 августа 2008 года. Доставка их в аптечные учреждения началась с 19 августа 2008 года. Между тем количество страдающих социально-значимыми заболеваниями в Волгоградской области составляет почти 250 тысяч человек, которые ежедневно нуждаются в дорогостоящих препаратах[49]. Необходимо в дальнейшем не допускать таких случаев, когда выделенные на оказание помощи людям бюджетные деньги не тратятся по назначению.

Таким образом, в настоящее время мы отмечаем увеличение средств, направляемых из федерального и областного бюджетов на финансирование здравоохранения, что позволило решить ряд имевшихся в сфере охраны здоровья проблем, в том числе материально-технического обеспечения медицинских учреждений, увеличения заработной платы отдельных категорий медицинских работников. Но, несмотря на это, целый ряд вопросов остается нерешенным. Среди них обеспечение бесплатности лечения, осуществляемого в рамках программы обязательного медицинского страхования, организация розничной торговли медикаментами в сельской местности и их доступность для сельского населения.

Сегодня нельзя говорить о должном уровне выполнения статьи 41 Конституции РФ, где речь идет о доступности, бесплатности и качестве медицинской помощи в России. Следовательно, государством должны быть предприняты дополнительные усилия по приближению практики медицинского обслуживания россиян к высоким стандартам, зафиксированным в Основном законе страны.


2.5. Обеспечение права на жилище

Достойные условия жизни, которые должны быть созданы государством для граждан, невозможны без полноценной реализации жилищных прав населения, что предполагает обеспечение доступности жилья, его надлежащей эксплуатации и коммунального обслуживания.

Количество обращений к Уполномоченному по правам человека в Волгоградской области, в которых сообщается о проблемах реализации волгоградцами жилищных прав, значительно. Довольно много жалоб приходит по вопросам обеспечения граждан жилыми помещениями. Новый Жилищный кодекс РФ, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, серьезно сузил круг лиц, имеющих право на получение жилья на условиях социального найма из муниципального жилищного фонда. Сохранив в очереди на получение жилья ранее поставленных граждан, новое жилищное законодательство с
01 марта 2005 года ввело дополнительный критерий для постановки в эту очередь других людей. Теперь на получение жилья из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма могут претендовать лишь те нуждающиеся в жилом помещении, кто относится к категории малоимущих граждан. Логика государства здесь понятна. Власть не должна обеспечивать жильем тех, кто способен приобрести его за счет имеющихся доходов или иного имущества.

Но с другой стороны удивляет реализация указанного положения. Предполагается, что малоимущими должны признаваться граждане, не имеющие имущества и доходов, достаточных для приобретения жилья, и не могущие претендовать на получение кредита на эти цели. Действующим законодательством для оценки достаточности доходов человека для покупки или строительства жилья предусмотрено установление порогового значения уровня доходов на одного члена семьи. Малоимущими признают только тех, чьи доходы ниже порогового значения, установленного органами местного самоуправления[50]. Но какова его величина? В г. Волгограде порог определен на уровне 1,5 прожиточного минимума[51]. Котовская городская Дума определила его на уровне 4 309 рублей[52], Урюпинская городская Дума – приравняла к величине прожиточного минимума[53] и т.д. При этом в IV квартале 2008 года прожиточный минимум в области составил 4 301 рубль. Также посчитаны величины прожиточного минимума для различных групп населения (для трудоспособного населения – 4 644 рубля, для пенсионеров – 3 469 рублей, для детей – 4 135 рублей)[54]. Есть ли реальная возможность при таком уровне доходов приобрести жилье даже в пределах установленной нормы представления[55]? Очевидно, что нет. Тем более, что при расчете дохода граждан, когда решается вопрос о признании их малоимущими, учитываются не только заработная плата, но и денежная оценка отдельных мер социальной поддержки, в том числе:

– денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;

– денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты;

– субсидии на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и транспортных средств, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан[56].