Жители областного центра серьезно обеспокоены тем, что интенсивность работ в г. Волгограде по строительству новых объектов, уплотняющих уже заселенные микрорайоны, превышает все возможные пределы, а о создании различных мест отдыха для людей, например, парков, приходится только мечтать. Никакие утверждения отдельных представителей городской власти о том, что жители центральных районов Волгограда должны потесниться, не могут быть восприняты, как рациональные и правомерные. К сожалению, интересам бизнеса, не желающего тратиться на прокладку коммуникаций в неосвоенных частях городским поселений, а любой ценой стремящегося разместить новостройки в центре городов, в таких вопросах почему-то отдается приоритет перед интересами граждан, которые не желают мириться с нарушением их прав на благоприятные условия проживания.
Уплотнительная застройка должна стать предметом отдельного внимания властей. Ее следует прекращать! Если для этого необходимо принять соответствующие нормативные акты, то их надо разрабатывать и утверждать. Недопустимо, что пока попытки жителей защитить свои интересы в судебном порядке часто обречены на неудачу, а случаи положительных судебных решений единичны и являются исключениями из правила[76].
Продолжают приходить жалобы на нарушение тишины и покоя в ночное время, что нередко имеет место в результате деятельности различных увеселительных заведений, открытых в местах проживания большого количества людей (например, вх.477 от 14.04.2008г.).
Причиной неудобств, связанных с шумом, были и промышленные предприятия. Так, в 2008 году Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области получил заявление гражданки Б. (вх.940 от 20.08.2008г.) на шум от объектов ОАО «Волгоградский судостроительный завод». Как стало известно, руководство завода, несмотря на жилые дома, стоящие в непосредственной близости от предприятия, решило производить работы в ночную смену для ускорения строительства судна, чтобы успеть до завершения навигации. При этом требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области о прекращении деятельности, нарушающей права волгоградцев, не выполнялись, что в дальнейшем послужило основанием для возбуждения административного производства[77].
Со второй половины 2008 года Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области активно защищает право на благоприятную среду обитания жителей г. Калач-на-Дону в очень неординарной ситуации. Ее неординарность, во-первых, в том общественном резонансе, который получила эта история, а, во-вторых, в том показательном характере, который приобрел описываемый случай. Речь о поставке, хранении и перегрузке комовой серы в ОАО «Калачевский порт» (вх.940«а» от 20.08.2008г.). По договору с ООО «Интерхим-Сульфур» порт обязался принимать эту серу и выполнять работы по ее выгрузке из железнодорожного транспорта, накоплению и хранению навалом на открытой складской площадке, сортировке, перегрузке в тару и отгрузке груза в таре.
Жители г. Калач-на-Дону, некоторые из которых проживают в 80 – 100 метрах от порта, были не согласны с тем, что опасный груз доставлялся в открытых вагонах и хранился на территории причала под открытым небом. Работы с серой проводились тут же, вне помещений. При этом, как известно, происходит попадание взвеси серы в воздух и перенос ее на значительное расстояние даже при небольшом ветре. Кроме того в условиях повышенной температуры начинает образовываться сернистый ангидрид, а при взаимодействии с влагой в воздухе – пары серной кислоты. Это и предопределяет негативное воздействие серы на окружающую среду и человека. Между тем какой-либо санитарно-защитной зоны вокруг порта, которая при таких работах должна быть не менее 500 метров, практически, нет. Как сообщали калачевцы, многие из них после начала работ с серой почувствовали недомогание и проблемы со здоровьем.
Как было установлено контролирующими органами и судом, ОАО «Калачевский порт» осуществляло в июле 2008 года прием, хранение и работы с серой в нарушение действующего экологического законодательства:
1) не было лицензии на водопользование, разрешающей использование акватории реки Дон для погрузочно-разгрузочных работ, отстоя и ремонта судов. Срок действия ранее выданной лицензии истек 01 июля 2008 года;
2) отсутствовали утвержденный проект обустройства санитарно-защитной зоны предприятия, санитарно-эпидемиологическое заключение по названному проекту, представленные расчеты рассеивания загрязняющих веществ от источников выбросов в санитарно-защитной зоне предприятия и жилой застройке не содержали полного объема проведенных исследований;
3) в перечне загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу, отсутствовало указание на техническую комовую серу и ее соединения;
4) осуществили несанкционированное размещение отходов серы на территории порта;
5) не было разрешения на неорганизованный сброс тало-дождевых вод с территории предприятия; не обустроены ливневая канализация для недопущения сброса загрязняющих веществ в составе сточных и тало-дождевых вод в реку Дон; не было сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод[78].
Решением Калачевского районного суда от 29 июля 2008 года, принятым по результатам рассмотрения иска прокурора Калачевского района,
ОАО «Калачевский порт» обязали произвести вывоз скопившейся серы с территории порта и Калачевского района в течение 30 дней с момента вступления решения в силу. Также предприятию запретили в дальнейшем осуществлять погрузочно-разгрузочные работы по перевалке вредного вещества. Однако, ОАО «Калачевский порт» обжаловал судебное решение в Волгоградский областной суд.
В ходе подготовки заседания суда кассационной инстанции к Уполномоченному по правам человека в Волгоградской области обратились жители г. Калач-на-Дону, сообщив, что решение районного суда игнорируется, сера из порта не вывозится. На конец августа 2008 года на предприятии хранилось 40 000 тонн опасного вещества. Более того, разгрузки ожидали еще 73 вагона с нефасованной комовой серой. И это несмотря на то, что из-за несоблюдения требований законодательства порт не имел права хранить данный груз и выполнять в отношении него какие-либо работы. Хранение в вагонах неразгруженной серы, склонной к самовозгоранию, также создавало серьезную опасность для безопасности людей. Для решения проблемы и обеспечения вывоза серы из г. Калач-на-Дону Уполномоченный по правам человека обратился в различные инстанции, в том числе в администрацию Волгоградской области и территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Необходимо отметить, что жители г. Калач-на-Дону для прекращения работ с серой организовали пикет у въезда в порт с целью недопущения новых вагонов с опасным грузом на территорию предприятия. Именно поэтому 73 вагона с серой длительное время оставались за территорией порта.
Однако, 25 августа 2008 года указанные вагоны под специальной охраной отряда милиции особого назначения были заведены в порт для разгрузки.
В связи с изложенным Уполномоченный направил запрос начальнику Главного управления внутренних дел Волгоградской области, чтобы узнать кто и почему отдал соответствующий приказ о разблокировании порта и оттеснении пикетчиков, которые, по сути, выполняли решение суда. Но какой-либо информации по данному поводу Уполномоченный так и не получил. Таким образом, несмотря на отсутствие у ОАО «Калачевский порт» права на разгрузку, хранение и проведение работ с серой, государственные структуры, фактически, силой способствовали увеличению объема незаконной деятельности порта вместо того, чтобы добиться от собственника опасного груза удаления вагонов с серой.
Вывоз опасного вещества с территории Калачевского порта за пределы муниципального района, несмотря на обещания собственника груза сделать это в течение недели, шел крайне медленно. В начале сентября 2008 года Уполномоченный направил повторные обращения различным органам власти и управления, контролирующим и надзирающим организациям федерального и регионального уровня, в том числе и в администрацию Волгоградской области, с требованием принять-таки меры по устранению экологической угрозы для граждан. Но, как и в первый раз, каких-либо заметных шагов предпринято не было.
11 сентября 2008 года Волгоградский областной суд отказал ОАО «Калачевский порт» в удовлетворении кассационной жалобы, и решение суда от 29 июля 2008 года вступило в силу. Но только 03 октября 2008 года судебное дело вернулось в Калачевский районный суд, и последний смог, наконец, в тот же день выдать исполнительный лист. Но поступил он на исполнение в службу судебных приставов еще через две недели – 16 октября 2008 года. Таким образом, организация принудительного исполнения решения суда затянулась более чем на месяц из-за бюрократических проволочек.
11 октября 2008 года истек определенный судом срок вывоза скопившейся в порту серы, которой к началу ноября 2008 года оставалось 10 000 тонн. ОАО «Калачевский порт» мотивировало это тем, что отсутствуют необходимые для транспортировки вагоны. Уполномоченный по правам человека обратился к президенту ОАО «Российские железные дороги» с просьбой обеспечить необходимый транспорт для вывоза серы. Как стало известно, Приволжская железная дорога обеспечивала порт необходимым транспортом в том количестве, в каком он заказывался. Все поданные заявки на отгрузку серы были удовлетворены[79]. Следовательно, остающийся в порту опасный груз не вывозился по вине акционерного общества, а не в связи с отсутствием транспорта.