Решение суда надлежащим образом не исполнялось, что свидетельствовало о непринятии судебными приставами достаточных мер для обеспечения выполнения ОАО «Калачевский порт» возложенных на него судом обязанностей.
Уполномоченный по правам человека снова обратился к прокурору Волгоградской области, Главному судебному приставу Волгоградской области и в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру. После этого прокуратура Калачевского района внесла представление об устранении нарушений закона руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области[80].
Несмотря на это вывоз оставшейся серы в полном объеме так и не осуществлен, а с 22 октября 2008 года вообще прекратились погрузо-разгрузочные работы. До настоящего времени в порту остается 9,8 тысяч тонн серы[81]. ОАО «Калачевский порт» объясняет это тем, что ООО «Интерхим-Сульфур» не вывозит собственный груз из-за отсутствия покупателя на него. Руководство порта начало судебные разбирательства с целью обязать собственника серы забрать груз. Одновременно ОАО «Калачевский порт» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 29 июля 2008 года[82]. Но такое объяснение нельзя назвать удовлетворительным, а принимаемые меры достаточными. Ведь согласно решению Калачевского районного суда именно порт должен вывезти серу с территории района, а не ООО «Интерхим-Сульфур».
Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области расценивает настоящий случай, как пример вопиющего попрания права граждан на экологическое благополучие, и принимает дополнительные усилия по обеспечению исполнения в полном объеме решения суда и прекращению опасной для здоровья людей деятельности предприятия.
Большое внимание общественности привлек вопрос о строительстве в нашем регионе магниевого завода. Первоначально его планировалось построить в Городищенском районе. Позже приняли решение о строительстве завода в Кировском районе г. Волгограда на базе предприятия
ОАО «Химпром». При этом удивляет, что и в первом, и во втором случае у областной и местных властей были различные мнения о возможных экологических последствиях такого решения. Областное руководство заявляло о том, что производство будет безопасно для граждан. Представители
г. Волгограда говорили, что данный вывод преждевременен из-за отсутствия необходимой информации[83].
Позиция Уполномоченного заключается в том, что основной момент здесь – это обеспечение экологической безопасности создаваемого производства с учетом того негативного влияния на окружающую среду, которую оказывают уже имеющиеся в месте предполагаемого строительства магниевого завода предприятия. Только при положительном разрешении этого вопроса возможно рассмотрение иных аспектов, связанных со строительством завода: увеличение налоговых поступлений в бюджет, количества рабочих мест и т.д.
Воздействие промышленных предприятий на природу – предмет постоянного внимания волгоградского Уполномоченного по правам человека и для этого, к сожалению, достаточно оснований. Например, при проверке
ООО «РусАзЭко» силами природоохранной прокуратуры выявлены нарушения при хранении нефтепродуктов, которые повлекли загрязнение земли, на основании чего принималось решение об административном приостановлении деятельности предприятия на 10 суток. А при проверке деятельности
ООО «Росстройинвест» по реконструкции опытного цеха по переработке резинотехнических изделий и нефтешлама выявлено отсутствие разрешительной документации на выбросы и на право обращения с отходами.
Основным нарушением, допускаемым предприятиями, загрязняющими атмосферный воздух, является отсутствие разрешений на выбросы, некачественно проведенная инвентаризация источников выбросов и ненадлежащий учет выбросов, а иногда и превышение допустимого уровня выбросов загрязняющих веществ, отсутствие проектов санитарно-защитных зон. Так, сотрудники Волгоградской природоохранной прокуратурой на
ОАО «Волжский абразивный завод» установили превышение по удельным выбросам загрязняющих веществ в 1,2 – 2 раза, превышение предельно допустимой концентрации по сероводороду в 7,8 раза из-за неправильной эксплуатации оборудования, а также выброс веществ, не предусмотренных для данного источника в соответствующей документации.
Очевидно, что в целях улучшения экологической обстановки органы государственной власти Волгоградской области должны определить порядок организации работ по регулированию выбросов вредных веществ в воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Улучшение состояния водных объектов возможно при решении двух вопросов: сокращение и прекращение сброса загрязняющих стоков в реку Волга и очистка водных объектов от затонувших судов. К сожалению, вопросы финансирования строительства сооружений и обеспечения работ по очистке сточных вод в настоящее время решаются только посредством судебных разбирательств. Ненадлежащее финансирование не позволяет проводить и активную работу по подъему и удалению затонувших судов. Требуется принятие комплексной программы по реализации указанных позиций на уровне области.
Определенные шаги по улучшению своей работы должны принять и органы, контролирующие соблюдение экологического законодательства. Так, Комитетом государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области в ряде случаев при вынесении постановлений о наложении штрафов не раскрываются в полном объеме обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не всегда указывается вид деятельности и источники загрязнения окружающей среды, не принимаются меры к подсчету причиненного окружающей среде ущерба, чему препятствует отсутствие лабораторного оборудования, и не реализуется право на взыскание ущерба в судебном порядке.
Отсутствовала работа по взысканию причиненного ущерба при выявлении незаконных рубок и самовольного сенокошения и по линии Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области. Факты волокиты, а также непринятие всех мер к нарушителям, что выражалось в замене административной ответственности выдачей предписаний об устранении нарушений, установлены в Нижне-Волжском межрегиональном управлении Ростехнадзора. А в территориальном отделе Госкомрыболовства РФ выявлены факты неполноты проверок и сокрытия преступлений[84].
В завершение раздела можно отметить, что основная проблема в обеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду заключается в том, что сохранение природы и ограничение негативного влияния человеческой деятельности на нее не являются приоритетными. По-прежнему возможная экономическая выгода отодвигает на задний план угрозу ухудшения экологической обстановки и условий проживания значительного количества граждан, что в итоге негативно скажется на их здоровье. Особенно явно это проявляется в деятельности коммерческих организаций, которые имеют больше возможностей в обеспечении своих интересов, чем рядовые граждане. Поэтому волгоградцам довольно трудно отстаивать свое право на благоприятную окружающую среду.
В таких условиях государство в лице специальных контролирующих органов должно усилить свою работу по обеспечению полноценной реализации законодательства об охране окружающей среды, принимать все возможные и действенные меры по пресечению экологических правонарушений и устранению их последствий.
2.7. Лица без гражданства как слабое звено миграционной политики
В настоящее время на территории России, в том числе в Волгоградской области, отдельную социальную группу образуют лица без гражданства. Основа их правового статуса заложена в ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, где сказано: «…Лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Определение понятия «лицо без гражданства» дано в специальной норме ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства».
В России статус лиц без гражданства, по существу, приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиты. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности, не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.
Есть две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: 1) Конвенция о статусе лиц без гражданства 1954 года;
2) Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года.
Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства и т.д.[85] Особенностью же Конвенции 1961 года является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.[86]