Гражданин Б. (вх.36 от 17.01.2008г.), работавший в ООО «Комиспецстрой», в 2004 году получил судебный приказ о взыскании заработной платы с работодателя в размере 61 224 рублей. В ходе исполнительного производства им были получены 10 359 рублей. Задолженность в сумме 50 865 рублей так и осталась непогашенной из-за того, что 19 апреля 2006 года в отношении ООО «Комиспецстрой» ввели конкурсное производство, а 11 сентября 2007 года указанную организацию ликвидировали.
В такой же ситуации оказались граждане П. (вх.170 от 12.02.2008г.), К. (вх.152 от 12.02.2008г.). Проблемы с получением начисленной зарплаты возникали у Ку. (вх.604 от 20.05.2008г.), Д. (вх.481 от 14.04.2008г.) и других волгоградцев. Довольно часто подобные обращения приходили от работников муниципальных унитарных предприятий.
По информации Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, в 2008 году к ним поступило 53 жалобы на арбитражных управляющих о невыплате задолженности по заработной плате, что составляет 56,8% от всех поступивших заявлений на действия (бездействие) управляющих[1].
Налицо необходимость принятия дополнительных мер для выплаты работникам задолженности по оплате труда в случае банкротства работодателей. Ситуация, когда существующие ныне гарантии на практике оказываются недостаточными, и у работников отсутствуют возможности каким-либо образом принимать реальное участие в решении дальнейшей судьбы банкротящегося предприятия, является неприемлемой.
Неслучайно несколько раз за последние годы защита прав наемных работников становилась предметом пристального внимания многих региональных Уполномоченных по правам человека. К примеру, 13 ноября 2008 года в Калужской области состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Нарушение прав граждан на собственность в виде невыплаченной заработной платы при банкротстве предприятий (в том числе ложном или преднамеренном)». Участники конференции пришли к выводу, что для решения проблемы необходимо совершенствовать механизм реализации права на вознаграждение за труд в условиях банкротства работодателя, принимать дополнительные меры по предупреждению несостоятельности предприятий и организаций. Предлагалось внести дополнения в законодательство о банкротстве, изменив порядок погашения задолженности по оплате труда работников, усилив контроль за арбитражными управляющими и ответственность собственников имущества муниципальных унитарных предприятий по долгам последних в части оплаты труда работников. По итогам конференции направлены предложения по улучшению ситуации в Правительство РФ, депутатам Государственной Думы РФ, руководителям надзирающих и правоохранительных органов.
Следует отметить, что проблемой обеспечения выплаты заработной платы работникам несостоятельными работодателями заинтересовалось и Правительство РФ. С середины 2007 года создавался проект технического задания на разработку проектов федеральных законов «О системе обязательного государственного гарантирования материальных прав работников» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О системе обязательного государственного гарантирования материальных прав работников». В январе 2008 года поступала информация об окончании разработки концепции[2]. Но до настоящего времени коренных изменений законодательного регулирования по вопросам обеспечения выплаты работникам несостоятельного должника задолженности по оплате труда не было. Отдельные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в 2008 году вносились, но они не могут устранить имеющиеся в настоящий момент нарушения прав трудящихся на оплату труда в ходе конкурсного производства.
До сих пор не снята с повестки дня проблема несоответствия минимального размера оплаты труда прожиточному минимуму для трудоспособного населения. В части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ определено, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, но данная норма не реализуется уже почти 7 лет!
Хотя с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда равен 4 330 рублям, очевидно, что данная сумма далека от реального прожиточного минимума. Дело в том, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России устанавливалась Правительством Российской Федерации в последний раз на 2 квартал
2008 года. И уже на тот период она составляла 5 024 рубля. При этом надо помнить, что на эту зарплату рядовой гражданин должен обеспечить не только свое существование, но и нормальные условия жизни и развития, как минимум, одного ребенка. Налицо необходимость дальнейшего увеличения минимального размера оплаты труда.
Как пример низкой оплаты труда можно привести расчет заработной платы почтальонов 3 класса сельских отделений почтовой связи на 01 февраля 2008 года, которая складывается из следующих составляющих: базовая ставка – 3 600 рублей, коэффициент классности – 0, персональная надбавка – 532 рубля. Общая сумма равна 4 132 рублям[3]. Прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по России на указанную дату составлял 4 755 рублей.
Но установленный на этот же период минимальный размер оплаты труда был 2 300 рублей, что позволяло признать оплату труда указанных работников формально соответствующей трудовому законодательству.
Вопросы оплаты труда оставались основными в обращениях волгоградцев, но они не были единственными. Поступали заявления о нарушении и других положений трудового законодательства: неправомерном изменении существенных условий труда, необоснованном применении мер дисциплинарной ответственности, несоблюдении норм об охране труда и другие. Рассматривая данные обращения, Уполномоченный тесно контактирует с другими государственными органами, а также оказывает гражданам правовую помощь в выборе адекватных способов защиты трудовых прав и оформлении необходимых документов.
С октября 2008 года волгоградцы стали ощущать на себе последствия мирового экономического кризиса. И хотя руководством страны и региона принимаются меры по поддержке экономики, увеличения нарушений трудовых прав людей избежать не удалось. Работодатели в целях экономии начинают применять различные схемы уклонения от исполнения своих социальных обязанностей по трудовому законодательству. Например, людей начинают вынуждать увольняться по собственному желанию, чтобы не проводить процедуру сокращения и не сохранять среднемесячную зарплату за гражданами в течение двух месяцев после увольнения. Это привело к заметному увеличению числа обращений к Уполномоченному. Главной темой этих жалоб было несоблюдение норм права при увольнении, непредоставление работодателем предусмотренных при этом законом гарантий.
Следовательно, в ближайшее время предметом пристального внимания всех государственных органов должно стать обеспечение трудовых прав граждан, в особенности соблюдение права на оплату труда и иные выплаты, установленные трудовым законодательством, и гарантий, предусмотренных при увольнении по сокращению численности работников и ликвидации организации.
2.2. Ущемление пенсионных прав
Проблемы пенсионного обеспечения затрагивают большое число волгоградцев, так как в Волгоградской области количество получателей пенсий достигает 722,2 тысячи человек[4]. И обращения к Уполномоченному от пенсионеров продолжают поступать в прежнем объеме.
Анализируя заявления граждан по данной тематике, можно отметить несколько основных проблем. И первая из них – низкий уровень пенсионного обеспечения, при котором пенсионные выплаты не замещают даже
40% заработка работающего человека. По состоянию на 01 января 2008 года средний размер всех видов пенсии составлял 3 536 рублей в месяц. В течение года за счет индексаций размер пенсии вырос на 813 рублей и на 01 января
2009 года достиг 4 349 рублей. Средний размер трудовой пенсии по старости на 01 января 2009 года вышел на уровень 4 640 рублей.
Серьезного увеличения уровня пенсий можно достичь только путем коренного изменения действующего федерального законодательства и исключения из него норм, ограничивающих пенсионные выплаты нынешних пенсионеров. Но пока такое решение не поддерживается руководством страны. Принимаемые меры по увеличению пенсий путем периодических индексаций проблемы не решают и не сохраняют их покупательскую способность. При этом темпы роста пенсий значительно ниже роста заработной платы.
По данным Волгоградского областного Совета профессиональных союзов, с 2002 года заработная плата выросла в 8 раз, тогда как пенсия всего в 3,5 раза. Налицо снижение социального статуса пенсионеров, вследствие чего работа в пенсионном возрасте давно уже норма для большинства граждан, его достигших.
В настоящий момент довольно часто уровень пенсионного обеспечения пожилых людей соотносится с их прожиточным минимумом. Напомним, что на 4 квартал 2008 года величина прожиточного минимума пенсионера на территории Волгоградской области установлена в размере 3 469 рублей[5]. Численность пенсионеров, у кого пенсионные выплаты ниже указанного уровня, – 145,4 тысячи граждан, из которых 88,8 тысяч человек – получатели пенсии по старости (в связи с достижением пенсионного возраста), а
21,2 тысячи человек – получатели пенсии по случаю потери кормильца, для которых пенсия должна быть основным источником дохода. Таким образом у 20,13% пенсионеров Волгоградской области уровень пенсии не позволяет обеспечить им хотя бы минимальные потребности.
Такой подход определения достаточности пенсионного обеспечения граждан Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области считает неверным. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ государство обязано обеспечить пенсионерам условия для достойной жизни, а не для выживания на уровне минимального удовлетворения потребностей в жилье, одежде, питании и лечении. Поэтому при оценке пенсионного обеспечения необходимо отказаться от понятия «минимальный прожиточный минимум», а использовать критерии благосостояния, вытекающие из понятия «социальное государство», каковым провозгласила себя Российская Федерация.