Восприняв данную позицию, суды стали отказывать военным пенсионерам в удовлетворении исков, аналогичных тем, по которым до конца 2007 года ими выносились решения о взыскании недополученной пенсии за период с 1993 года по 1999 год, которая не была своевременно пересчитана при увеличении стоимости продовольственного пайка в результате применения не соответствующего закону постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941.
Таким образом, сложилась ситуация, когда судебные инстанции разрешали аналогичные споры на основе одних и тех же правовых норм
по-разному, что, по мнению Уполномоченного по правам человека, недопустимо. Кроме того, фактически, вновь введенная в 2007 году правоприменительная практика допускала, что подзаконный нормативный акт либо его часть, признанные в судебном порядке незаконными, могут и должны применяться к отношениям, возникшим в период между принятием этого нормативного акта и вступлением в силу решения суда о признании этого подзаконного нормативного акта или его части незаконными, без учета положений соответствующего федерального закона. Но это можно расценить, как нарушение верховенства Конституции РФ и федеральных законов, а также требования о том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом[122]. И это вызывает особое беспокойство Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области. Данная практика должна стать предметом реагирования федеральных государственных правозащитных структур, в том числе и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В 2008 году в Российской Федерации был сделан существенный шаг по пути развития гласности в судебной системе, который все годы работы предлагал Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области. Речь идет о принятии Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ, который вступит в силу с 01 июля 2010 года. Данный закон позволит гражданам получить доступ, в том числе и с помощью системы Интернет, к информации, связанной с рассмотрением дел в судах, знакомиться с текстами принимаемых судебных актов (за отдельными исключениями). Реализация положений указанного закона должна сделать судебное разбирательство более открытым, что само по себе является дополнительной гарантией соблюдения прав участников процесса, обеспечения их равноправия, объективного и всестороннего рассмотрения дела.
Реализация права на справедливое судебное разбирательство требует обязательного исполнения судебного решения. В противном случае суд не будет эффективным способом защиты прав и свобод человека и гражданина.
По информации Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области в 2008 году на исполнении судебных приставов – исполнителей подведомственных ей подразделений находилось 700 352 исполнительных производства. Из них 331 926 исполнительных производств возбуждалось по судебным актам, и 274 095 таких исполнительных производств было окончено. Общая сумма денежных средств, взысканная по судебным актам, составила 1 866,1 млн. рублей, то есть 47,9% от всех определенных судами к взысканию денег.
Также отмечается, что нарушения установленного срока исполнения не было допущено в 557 172 исполнительных производствах. Произошло снижение количества неоконченных исполнительных производств по взысканию алиментов[123].
Между тем основная претензия, которая высказывается людьми в своих обращениях, – это длительный срок исполнения судебных актов, хотя по закону он ограничен двумя месяцами, и непринятие судебными приставами – исполнителями всех необходимых мер для выполнения должником своих обязательств.
Конечно, стоит отметить, что на сегодняшний день исполнение судебного решения, особенно, если ответчиком является физическое лицо или коммерческое юридическое лицо, зависит не только от работы судебного пристава, но и от того, имеется ли у должника имущество, на которое можно обратить взыскание, а также от степени противодействия должника судебному приставу. Довольно часто случаются ситуации, когда оказывается, что должник, являвшийся на суд по высылаемым ему по месту регистрации повесткам, там не проживает, а его родители и другие родственники отказываются назвать его настоящее место жительства, заявляя об отсутствии такой информации. Нередко в действующих базах данных об имуществе граждан, которые ведутся различными структурами, отсутствует информации о наличии в собственности должников каких-либо объектов. К сожалению, все это позволяет должнику безнаказанно уклоняться от исполнения судебного решения.
Коммерческое юридическое лицо при определенных условиях вообще может обратиться в суд для начала процедур банкротства. Такая ситуация сложилась при взыскании денежных средств в размере 37 364 рублей по решению суда в пользу гражданки А. (вх.1150 от 16.10.2008г.) с колхоза
им. Ленина в Чернышковском районе. Соответствующее исполнительное производство было возбуждено судебным приставом-исполнителем Чернышковского районного отдела судебных приставов 06 декабря 2004 года. Во время исполнительного производства было установлено, что еще в августе 2004 года должником принято решение о ликвидации. А в октябре 2005 года Арбитражный суд Волгоградской области признал его банкротом. Ликвидирован колхоз был в сентябре 2008 года[124] со всеми вытекающими из этого последствиями – задолженность перед А. осталась невыплаченной, но при этом она формально юридически уже считается погашенной.
В то же время имеет место и ненадлежащая работа судебных приставов – исполнителей, которая выражается в неудовлетворительном использовании всех имеющихся в их арсенале средств для обеспечения исполнения судебного решения. Так, 02 июля 2007 года судебный пристав – исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа Центрального районного суда г. Волгограда об обязании администрации г. Волгограда предоставить Е. (вх.534 от 22.04.2008г.) и ее семье трехкомнатную квартиру. В течение девяти месяцев работа пристава заключалась в том, что он направлял в администрацию города требования об исполнении решения суда и предоставлении реестра квартир, принадлежащих на праве собственности
г. Волгограду и в отношении которых не заключены договоры социального найма. Только 01 апреля 2008 года администрация города представила информацию: свободных трехкомнатных квартир нет. В полученном Уполномоченным ответе на соответствующий вопрос отсутствуют сведения о том, что судебным приставом принимались какие – либо меры в связи с невыполнением его требований должностными лицами администрации г. Волгограда. Например, по привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действовавшей уже с 06 октября 2007 года. В дальнейшем действия судебного пристава тоже ограничивались направлением требований в адрес администрации, которая предлагала взыскателю только однокомнатные квартиры[125].
Особые трудности возникают при исполнении приговоров в части взыскания возмещения причиненного в результате совершения преступления вреда или решений суда о взыскании денег по иным основаниям в отношении граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Помимо того, что оплата труда у работающих в колониях осужденных обычно невысокая, так еще и достаточного для всех заключенных количества рабочих мест на производствах Федеральной службы исполнения наказаний нет.
В случае поступления жалоб граждан на отсутствие взыскания денежных средств с отбывающих наказание в исправительных колониях, Уполномоченный обращался в Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области с просьбой обеспечить должника оплачиваемой работой, что чаще всего приносило положительные плоды. К примеру, гражданка Пи. (вх.408 от 28.03.2008г.) длительное время не получала алименты на несовершеннолетнего ребенка с бывшего мужа, находившегося в колонии. После обращения Уполномоченного бывшего супруга Пи. трудоустроили на производстве в колонии, что позволило начать выплату алиментов[126].
В 2008 году Уполномоченному по правам человека вновь приходилось сталкиваться с недостатками в работе государственных органов при исполнении судебных актов о взыскании денежных средств с казны Российской Федерации. Была продолжена многолетняя работа по защите прав гражданки Ли. (вх.564 от 26.07.2004г.) и обеспечению исполнения решения Красноармейского районного суда г. Волгограда от 11 марта 2002 года о взыскании с казны Российской Федерации возмещения вреда по потере кормильца. Об этом случае мы уже писали в докладе за прошлый год. Напомним, что только благодаря признанию бездействия Министерства финансов РФ по неисполнению соответствующего исполнительного листа незаконным и обязании его исполнить свои функции решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 31 июля 2007 года, а также организации его принудительного исполнения через службу судебных приставов – исполнителей г. Москвы удалось добиться того, что дело сдвинулось с «мертвой точки». 13 ноября 2007 года Министерство финансов РФ уведомило Ли. об очередной утрате дубликата исполнительного листа, направленного заявителем ранее на исполнение[127]. Красноармейский районный суд г. Волгограда выдал новый дубликат исполнительного листа в январе
2008 года, который был направлен на исполнение в Министерство финансов РФ 05 февраля 2008 года.
04 апреля 2008 года во исполнение решения суда от 11 марта 2002 года Министерство финансов РФ перечислено Ли. 55 048 рублей 50 копеек (в счет задолженности за период с 01 января 2002 года по 31 марта 2008 года), то есть по 733 рубля 98 копеек за 75 месяцев. Дальнейшие платежи осуществлялись Министерством финансов РФ из расчета 733 рубля 98 копеек в месяц.