Тревогу бьет и Генеральная прокуратура РФ, обращая внимание на практику Европейского суда по правам человека, высказываясь за восстановление полноценного контроля прокуроров в этой сфере[136]. По информации Генерального прокурора РФ «некоторые суды даже не воспринимают позицию прокурора, который считает, что нет необходимости арестовывать, и поддерживают следователя». По мнению Ю.Я. Чайки, наметившийся крен на карательную практику искусственно порождает профессиональную преступность[137].
Позиция Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области в данном случае заключается в следующем. Основной причиной столь широкого применения заключения под стражу является неразвитость залога и домашнего ареста, полноценное применение которых на практике позволило бы достичь цели обеспечения явки обвиняемого к следователю или в суд, пресечь его попытки скрыться от правосудия или воспрепятствовать установлению истины, а также предотвратило совершение им новых правонарушений. Кроме того, негативно сказывается отсутствие в действующем законодательстве нормы, которая ограничивала бы количество арестов возможностью специализированного учреждения, в котором будет находиться человек, обеспечить содержание его с соблюдением всех требований, первое из которых – норма санитарной площади в камере на одного, равная 4м2. Внесение данного правила в законодательство потребовало бы от судов более взвешенного подхода при принятии решения о заключении человека под стражу. С соответствующими предложениями Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области обратился к Президенту РФ, в Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
Еще одна проблема, связанная с применением заключения под стражу, – сроки ареста, которые в отдельных случаях настолько длительные, что это приводит к нарушению права на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда[138].
По информации Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области свыше одного года в следственных изоляторах в 2008 году содержалось 285 человек. При этом есть случай, когда уголовное дело рассматривается Волгоградским областным судом с апреля 2004 года, а обвиняемые находятся под арестом с 2003 года! Конечно, они обвиняются в совершении особо тяжких преступлений, понятны и имеющиеся у суда трудности в связи с участием в деле нескольких обвиняемых, но такой длительный срок рассмотрения дела недопустим.
В Михайловском районном суде с августа 2005 года рассматривается уголовное дело в отношении обвиняемого, который находится под стражей с февраля 2005 года. До настоящего времени решение по делу не принято.
Другой обвиняемый находится под стражей с февраля 2004 года. В октябре 2007 года Ворошиловским районным судом г. Волгограда он был осужден к 13 годам лишения свободы, но так и не отбыл в исправительную колонию из-за того, что приговор не вступил в законную силу[139]. Данная информация должна стать предметом пристального внимания судебных органов, которым следует принимать все предусмотренные законодательством меры по недопущению таких случаев.
Уже не первый год продолжают приходить жалобы на условия содержания в изоляторе временного содержания г. Волжского, например, заявление П. (вх.990 от 04.09.2008г.), который остается самым проблемным учреждением подобного типа в Волгоградской области.
По информации ГУВД по Волгоградской области, обеспечение надлежащих условий содержания граждан в изоляторах временного содержания зачастую затруднено тем, что эти учреждения расположены в зданиях, построенных в середине прошлого века. Набор помещений в них не позволяет обеспечить все права заключенных под стражу, предусмотренные Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Для решения накопившихся проблем необходимы строительство 6 новых изоляторов временного содержания (в г. Волжском, Быковском, Ленинском, Даниловском, Дубовском районах области и Красноармейском районе г. Волгограда) и реконструкция существующих ИВС УВД г. Волгограда, ОВД по Старополтавскому, Еланскому, Нехаевскому районам области.
Остаются нерешенными вопросы оборудования ряда изоляторов временного содержания помещениями для свиданий, медицинскими кабинетами, комнатами для подогрева пищи, прогулочными дворами[140].
Органами прокуратуры в ходе проверок изоляторов временного содержания установлены и другие нарушения законодательства: камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами, канализацией и водопроводом; необеспечение содержащихся граждан постельным бельем; отсутствие полок для туалетных принадлежностей, средств радиовещания, бачка для питьевой воды; в изоляторах при ОВД по Жирновскому и Палласовскому районам допускалось отсутствие трехразового питания[141].
Часть жалоб волгоградцев касалась ненадлежащих условий содержания граждан в конвойных помещениях судов. Так, в жалобах Д. (вх.1053 от 22.09.2008г.) и З. (вх.1054 от 22.09.2008г.) сообщалось, что в Краснооктябрьском районном суде г. Волгограда имеется три таких помещения. В одном из них, площадью 6м2, обычно находится 8 человек, а в двух других – по 2м2 – еще 6 человек. А подсудимый Ш. (вх.681 от 11.06.2008г.) сообщал о переполненности конвойных камер в Дзержинском районном суде г. Волгограда. В помещении, где могут находится 5 человек, обычно помещается 9-10.
Отсутствие вентиляции еще больше ухудшает условия содержания обвиняемых и приходится вызывать скорую помощь. Иногда суд для разгрузки конвойных помещений осуществляет вызов подсудимых из изолятора в две смены: до и после 12 часов. Но конвойная служба привозит утром всех сразу.
Проблемы содержания граждан в конвойных помещениях судов уже поднимались в ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области за 2007 год. Как видим, они сохраняют свою остроту до настоящего времени. Уполномоченный обратился к руководству ГУВД по Волгоградской области и Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Волгоградской области с предложением провести комплексную проверку конвойных помещений всех районных судов г. Волгограда. Эта инициатива поддержана и вскоре будет реализована.
Гражданин У. (вх.900 от 12.08.2008г.) указывал на серьезные недостатки в условиях содержания людей в камерных помещениях дежурной части Ворошиловского ОВД г. Волгограда. Так, в камере 1,5 метра на 4 метра находилось 6 человек. В ней были две узкие лавки для сидения, а ночью пришлось спать на полу. Вентиляция в помещении практически отсутствует, было очень душно. У. находился в камере в течение суток. Все это время ему и другим задержанным не давали еды и воды.
Проведенная по обращению Уполномоченного прокуратурой
г. Волгограда проверка подтвердила несоответствие указанных камерных помещений санитарным и противопожарным требованиям. В адрес начальника УВД г. Волгограда прокуратура Ворошиловского района г. Волгограда внесла представление об устранении выявленных нарушений законодательства[142].
В 2008 году Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области изучал вопрос соблюдения прав граждан при отбывании наказания в виде административного ареста и доставлении в медицинский вытрезвитель. Проводилась совместная с ГУВД по Волгоградской области проверка, результатом которой стал специальный доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина при отбывании наказания в виде административного ареста и доставлении в медицинский вытрезвитель»[143].
По результатам проверки ГУВД по Волгоградской области также произвело расчет финансовых средств, необходимых для проведения ремонтных работ спецприемников для содержания административно-арестованных лиц и медицинских вытрезвителей органов внутренних дел области. Потребность в деньгах составила 231,748 млн. рублей. Но основной проблемой здесь становится отсутствие бюджетных средств на оплату требуемых работ[144].
Таким образом, в Волгоградской области на сегодняшний день имеются проблемы с обеспечением надлежащих условий содержания граждан, право на свободу которых было ограничено. Кроме того, остаются открытыми вопросы обеспечения права на свободу при принятии решения о заключении обвиняемых и подозреваемых под стражу. Уже не первый год они поднимаются в средствах массовой информации, обсуждаются на высоком государственном уровне, но продвижения вперед почти нет. Очевидно, что надлежащих усилий по обеспечению прав граждан при ограничении их свободы пока со стороны государства мы не видим.
При этом избирательные права являются, безусловно, одним из стержневых элементов, образующих конституционный статус личности. Они выступают самой доступной, эффективной, регулярно повторяемой возможностью непосредственно участвовать в управлении делами государства и решении вопросов местного значения.
В прошедшем году жителям Волгоградской области была предоставлена возможность реализовать свои избирательные права на выборах Президента Российской Федерации и депутатов Волгоградской городской Думы в единый день голосования 2 марта 2008 года. Оба избирательных процесса получили достаточно неоднозначные оценки, прежде всего, с точки зрения соблюдения действующего законодательства.