Смекни!
smekni.com

Докла д (стр. 6 из 31)

Сохраняется ситуация, когда, не имея одного из парных органов, человек не признается инвалидом. Например, Л. (вх.172 от 12.02.2008г.) в своем заявлении сообщала, что ее дочь лишилась одного глаза в 2002 году, после чего ребенка признали инвалидом. В дальнейшем сроки переосвидетельствования были пропущены. При прохождении нового освидетельствования в признании дочери Л. инвалидом отказали из-за того, что состояние оставшегося глаза позволяет сделать вывод об отсутствии у нее ограничений жизнедеятельности (самообслуживание, самостоятельное передвижение, общение, ориентация, контроль своего поведения, обучение, игровая деятельность)[19].

Таким образом, по-прежнему происходит ужесточение подходов государства к оценке нуждаемости человека, имеющего нарушения здоровья, в социальной поддержке. При этом не учитываются все социальные условия, в которых проживает человек. Необходимость изменения критериев признания граждан инвалидами поднималась Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области неоднократно в последние годы, в том числе и на встрече с Министром здравоохранения и социального развития РФ
Т.А. Голиковой. По информации Минздравсоцразвития России высказанные предложения будут приниматься во внимание при совершенствовании существующего порядка признания россиян инвалидами[20].

В то же время необходимо отметить, что в апреле 2008 года Правительство РФ, после многочисленных обращений в его адрес, в том числе Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, приняло документ, подробно регулирующий вопросы признания инвалидом без указания срока переосвидетельствования, что позволит не только разгрузить органы медико-социальной экспертизы, но и избавит граждан, нарушение здоровья которых необратимо, от необходимости периодически подтверждать, что они являются инвалидами. Подобные изменения можно только приветствовать.

Необходимо отметить улучшение работы органов медико-социальной экспертизы с точки зрения сроков рассмотрения поступающих документов. На сегодняшний день он, в основном, не превышает 1 месяца. Исключение составляет срок рассмотрения документов в специализированных фтизиатрическом и психиатрических филиалах, доходящий до 3 месяцев, что объясняется большим объемом освидетельствований. Для разрешения этого вопроса в 2009 году планируется открытие двух филиалов указанных профилей.

Дополнительные сложности в работе учреждений медико-социальной экспертизы создает отсутствие нормальных условий размещения отдельных филиалов, которые сегодня занимают здания, находящиеся в муниципальной собственности. Например, это имеет место в г. Волгограде. Как следствие, отсутствует возможность проведения капитального ремонта ветхих помещений и создания рабочих мест с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований.

Трудности вызывает и недостаточная укомплектованность квалифицированными кадрами, например, врачами-реабилитологами и психологами[21].

Продолжают поступать к Уполномоченному по правам человека обращения граждан, получающих выплаты из Фонда социального страхования РФ, по вопросу изменения размера утраты профессиональной трудоспособности при прохождении очередного переосвидетельствования, которое нередко производится по необоснованному требованию Фонда. Итогом таких изменений становится уменьшение страхового обеспечения, предоставляемого указанным волгоградцам.

Ярким примером сказанного является жалоба гражданина Ф. (вх.986 от 04.09.2008г.). Заявитель получил увечье в результате несчастного случая (отсечение кисти правой руки), когда он работал сцепщиком на Ново-Тагильском металлургическом заводе. В 1955 году решением народного суда
1-го участка Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила было установлено, что в результате несчастного случая Ф. потерял 100% профессиональной трудоспособности. С учетом этого был исчислен утраченный заявителем заработок, подлежащий взысканию с Ново-Тагильского металлургического завода.

Исходя из 100% утраты профессиональной трудоспособности, стала исчисляться ежемесячная страховая выплата и Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ после вступления в 2000 году в силу Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на основании документов, полученных от завода. Но когда после переезда Ф. в Волгоградскую область решался вопрос о передаче его дела в Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования, последнее документы не приняло из-за отсутствия в деле копии заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности. На этом основании Ф. направили на переосвидетельствование, хотя при прохождении врачебно-трудовой комиссии в 1955 году сроки переосвидетельствования установлены не были, а в материалах личного (учетного) дела Ф. имелось решение народного суда 1-го участка Тагилстроевского района г. Нижнего Тагила от 11 июня 1955 года.

Под угрозой прекращения страхового обеспечения Ф. прошел переосвидетельствование в 2005 году, по итогам которого ему определили 40% утраты профессиональной трудоспособности. Естественно, это привело к уменьшению ежемесячной страховой выплаты.

Не согласившись с таким решением, Ф. обратился в Ленинский районный суд Волгоградской области с иском, обжалуя как направление его на переосвидетельствование, так и результаты переосвидетельствования и последующее изменение размера страховой выплаты. Решением от 26 июня 2008 года суд отказал в удовлетворении исковых требований Ф. Заявитель обратился в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда с кассационной жалобой.

Уполномоченным по правам человека в Волгоградской области была оказана помощь Ф. в формулировании дополнительных аргументов в поддержку своей позиции. В частности, было обращено внимание на то, что Ф. стал получать обеспечение по страхованию от Фонда социального страхования РФ в связи с тем, что ранее он получал его от работодателя в соответствии с законодательством о возмещении вреда, причиненного работнику увечьем, полученным при исполнении трудовых обязанностей. В случае с Ф. применимы переходные положения Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, согласно которым экспертиза профессиональной трудоспособности в учреждениях медико-социальной экспертизы лиц, получивших до вступления в силу указанного закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением этими лицами трудовых обязанностей, проводится в сроки, установленные до вступления в силу настоящего Федерального закона. Экспертиза профессиональной трудоспособности может быть проведена ранее указанных сроков по заявлению застрахованного[22]. Так как ранее процент утраты профессиональной трудоспособности был определен, что следует из решения суда 1955 года, и сроки переосвидетельствования Ф. установлены не были, а сам Ф. добровольного согласия на прохождение экспертизы не давал, направление его на переосвидетельствование и его результаты были незаконны.

Кроме того, в статье 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, на которую опирается Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, обосновывая направление на переосвидетельствование Ф., указано, что факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, устанавливаются судом[23].

Если в личном (учетном) деле Ф. и отсутствовало заключение органа медико-социальной экспертизы о степени утраты заявителем профессиональной трудоспособности, то в нем имелось вступившее в законную силу решение народного суда 1-го участка Тагилстроевского района
г. Нижнего Тагила от 11 июня 1995 года, в котором установлено, что Ф. потеряно 100% профессиональной трудоспособности. Органы Фонда социального страхования РФ должны были принять во внимание это решение суда, а не направлять человека на переосвидетельствование.

Кассационным определением от 04 сентября 2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда отменила решение районного суда и направила дело на новое рассмотрение, по результатам которого Ленинский районный суд решением от 09 декабря
2008 года удовлетворил требования Ф.

В настоящее время в Волгоградском областном суде рассматривается кассационная жалоба Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. Уполномоченный продолжает оказывать заявителю необходимую правовую помощь в защите его прав.

Люди, признанные инвалидами, имеют право на получение мер социальной поддержки, направленных на компенсацию негативного влияния имеющегося расстройства на их социальный статус, материальное состояние, уровень участия во всех сферах общественной жизни. Но, к сожалению, имеющиеся проблемы инвалидов до настоящего времени остаются без должного реагирования.

В первую очередь это касается необходимости максимальной интеграции инвалидов в общество. В связи с этим считаем верной позицию, согласно которой необходимо первостепенное внимание уделить профессиональной реабилитации инвалидов путем их профессионального обучения и обеспечения занятости на работах, соответствующих их здоровью. Как было заявлено в Государственной Думе, в 2005 – 2006 годах из 7,1 млн. человек, обучавшихся в высших учебных заведениях, инвалидов было только 17,7 тысяч человек, хотя 45% всех инвалидов страны – люди трудоспособного возраста. Поэтому надо создавать условия, позволяющие инвалидам получать необходимое профессиональное образование, соотносить специальности, которым обучаются инвалиды, реальному спросу на рынке труда, стимулировать работодателей, принимающих инвалидов на работу, создающих для них специальные рабочие места[24].