Исходя из объема выполненной лицом деятельности покушение делится на завершенное, незавершенное, неудавшееся.
Оконченное покушение , с субъективной стороны характеризуется тем, что субъект совершает все необходимые действия(бездействие), которые он считал достаточными для достижения преступного результата, однако данный результат не наступает по независящим от него обстоятельствам. Например, с целью совершения убийства, виновный производит выстрел из пистолета, но допускает промах..
Неоконченное покушение с субъективной стороны характерезуется тем, что лицо не успевает сделать всего того, что считало необходимым совершить полностью всего объема преступных действий (бездействия), входящих в объективную сторону того оконченного преступления, на совершение которого оно покушалось. Например, для совершения квартирной кражи лицо пытается открыть дверь, но его в этот момент задерживают.
Неудавшееся покушение характеризуется ошибкой лица при совершении непосредственного посягательства относительно отдельных элементов и свойств объекта преступления и используемых пни этом орудий и средств совершения преступления. Например, пытаясь совершить карманную кражу, виновный вытаскивает пустой кошелек.
Под обстоятельствами, независящими от виновного, которые не позволяют довести начатое преступление (приготовление или покушение) до конца, следует понимать различные причины, препятствующие успешному завершению преступления, несмотря на усилия, предпринятые лицом для достижения замышляемого результата. Таковыми могут быть, например, сопротивление потеперпевшего, появление на месте преступления работников милиции либо граждан, возвращение домой хозяев, дождь, невозможность преодолеть запоры.
Деление преступлений на виды, с одной стороны, свидетельствует о различии характера и степени общественной опасности выполненного виновным объема преступной деятельности, что важно для квалификации содеянного и выбора вида и размера наказания, и с другой, -с учетом содеянного сотрудники правоприменительных органов избирают различные тактические приемы , определяют силы, средства и методы для предупреждения и пресечения преступлений.
Основанием уголовной ответственности за неоконченное преступление является виновное совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего в себе признаки состава преступления-приготовления или покушения на конкретные преступления.
2. Понятие добровольного отказа и его значение для предотвращения преступлений
Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
Под добровольным отказом следует понимать отказ лица по собственной воле от продолжения и доведения до конца начатого им преступления при осознании возможности добиться результата. Следовательно, добровольный отказ характеризуется отказом лица от совершения оконченного преступления на стадиях приготовления или покушения.
Лицо, добровольно отказавшегося от доведения начатого преступления до конца, освобождается от уголовной ответственности. Оно подлежит ответственности лишь в том случае, если содеянное им деяние до добровольного отказа образует состав иного преступления. Например, с целью убийства лицо незаконно приобретает пистолет, но затем добровольно отказывается от своего намерения. В этом случае от ответственности за приготовление к убийству освобождается, а за незаконное приобретение огнестрельного оружия будет привлечено к уголовной ответственности.
Для отказа от доведения начатого преступления до конца, исключающего ответственность, необходимо установить, чтобы такой отказ был добровольным, то есть, приступая к реализации своего замысла, субъект затем, проявив свободное волеизъявление, приходит к решению отказаться от доведения начатого преступления до искомого результата.
Начав совершение преступления, лицо может активизировать свою деятельность и, преодолев трудности, добиться ее завершения. Но, благодаря своей воле, оно может и удержаться от совершения определенных действий, даже если они уже начаты. Следовательно, добровольность отказа от продолжения и доведения начатого преступления до конца по собственной воле характеризуется наличием у лица уверенности в необходимости самому отказаться от его завершения.
Волевое усилие, направленное на добровольное прекращение начатого преступления, неразрывно связано с другим признаком добровольного отказа- с осознанием субъектом возможности успешного доведения начатой преступности до конца.
Важным признаком добровольного отказа является и его окончательность. Принимая решение о таком отказе. Лицо должно полностью раз и навсегда прекратить ранее начатую преступную деятельность. Если же оно лишь приостанавливает продолжение начатого посягательства по каким–либо соображениям, чтобы позднее довести начатое до конца при более благоприятных условиях, то данный перерыв либо перенос совершения преступления на другое время не может быть признан добровольным отказом.
Не будет добровольным отказ от повторения неудавшейся попытки добиться желаемого результата, когда предыдущее посягательство не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам. Например, с целью совершения убийства лицо производит выстрел, но промахивается, а от повторного выстрела отказывается. Содеянное при подобной ситуации образует покушение на убийство, а отказ от повторной попытки произвести выстрел будет учтен как смягчающее ответственность обстоятельство.
При совершении преступления внешнее обстоятельства могут быть самыми различными, то и мотивы, порождаемые ими и ведущие к добровольному отказу, носят самый разнообразный характер. Закон не ставит добровольный отказ в зависимость от строго определенных мотивов, а поэтому в смысле уголовно-правовой значимости все они, независимо от их моральной оценки равны. К числу мотивов ведущих к добровольному отказу относятся, например, страх перед наказанием, осознание противоправности и аморальности своего поведения, раскаяния, жалость к потерпевшему, стыд, трусость, малодушие, брезгливость, боязнь заразиться болезнью.
Формы добровольного отказа от доведения начатого преступления до его завершения бывают различными и зависят как от первоначально совершенных субъектом действий, характера совершаемого посягательства, так и законодательной конструкции оконченного преступления. Так, при приготовлении к совершению оконченного преступления и незавершенном покушении на него, отказ возможен и простым воздержанием от продолжения начатых действий. При этом не требуется, чтобы во всех случаях лицом уничтожались орудия и средства совершения преступления. Достаточно установить в поведении лица добровольное прекращение начатой деятельности, свидетельствующее об отпадении у него замысла на использование данных орудий и средств в преступных целях.
Что же касается завершенного покушения, то здесь добровольный отказ выражается только в активном поведении лица, направленном на предотвращение возможности причинения вреда. Например, с целью убийства виновный дает потерпевшему яд или подкладывает в автомобиль взрывное устройство. Для того , чтобы добровольно отказаться от убийства, ему теперь необходимо дать противоядие, вызвать скорую помощь либо разминировать автомобиль, то есть предпринять необходимые активные меры, чтобы смерть отступила. Если самому лицу предотвратить наступление вредных последствий не удается, он должен сообщить об этом органам власти. Чтобы они имели возможность устранит их .Если и этого сделать не удается , то виновный привлекается к ответственности, а его усилия, направленные на предотвращение вредных последствий, будут учтены при назначении наказания.
Таким образом, добровольный отказ возможен только до момента совершения лицом оконченного преступления, то есть на стадиях приготовления и покушения.
Добровольный отказ предполагает прекращение начатого посягательства, то данный отказ возможен не только у лиц участвующих в совершении преступления единолично, но и в группе, при соучастии, которое представляет собой умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.
При простой форме соучастия, где между соучастниками отсутствует распределение ролей, и все они являются соисполнителями. Добровольный отказ каждого из них выражается в личном воздержании от участия и совершении оконченного преступления.
Иное положение складывается при распределении между соучастниками ролей, то есть при сложной форме соучастия. Здесь любой из соучастников должен не просто воздержаться сам от доведения начатого преступления до конца , но и нейтрализовать усилия других лиц, чтобы тем самым нейтрализовать свое воздействие на волю остальных соучастников. Для добровольного отказа требуется только активное поведение. При этом отказ определяется той, ролью, которую выполняет в начавшемся посягательстве каждый соучастник.
Организатор и подстрекатель обязаны при добровольном отказе не только склонить отказу других соучастников, и в первую очередь исполнителя, но и предпринять необходимые меры, чтобы исполнитель не совершил оконченное преступление. Если сами они не в состоянии склонить исполнителя к отказу от организованного или подстрекаемого ими преступления, то они обязаны сообщить об этом органам власти для принятия мер с их стороны для предотвращения совершения его исполнителем. Добровольный отказ организатора и подстрекателя отличается от деятельности провокатора.
Формы добровольного отказа пособника определяются видом его преступной деятельности. При физическом пособничестве, когда лицо предоставляет исполнителю орудия и средства совершения преступления, оказывает содействие в доставке к месту посягательства либо в укрытии следов преступления и др., отказ может выразиться в пассивном поведении; пособник не выполняет обещанного, что должно было способствовать совершению оконченного деяния. И если исполнитель все же совершит преступление, воспользовавшись помощью других лиц, в действиях пособника все равно будет добровольный отказ.