Содержание
Введение 2
Глава I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 7
Глава II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 40
1. В зеркале восточной культуры 41
1.1. «Натуральная» музыка природы 46
1.2. Кейдж в перспективе дзэн-буддизма 50
1.3. Ничто и Нечто 55
1.4. Индетерминизм как творческий принцип 58
1.5. Гармония сатори 61
1.6. Концепция взаимопроникновения 63
1.7. Учение о пустоте 65
1.8. Полюсы притяжения: Витгенштейн и Экхарт 70
2. В зеркале американской культуры 74
2.1. Трансцендентализм Торо 77
2.2. Джойс 81
2.3. Стайн, Паунд, Каммингс 87
2.4. Тенденции американской живописи середины и второй половины XX века 93
2.5. Дадаизм и Кейдж 99
2.6. Модуляция дадаизма в поп-арт 102
2.7. Хэппенинги и перформансы: от акций к концепциям 104
2.8. Течение флаксус 108
2.9. В экспериментальном направлении 111
Глава III. ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ 118
3.1. Серийная техника и сериальные принципы 122
3.2. Техника остинато и остинатных ритмических фигур 127
3.3. Новая модальность 133
3.3.1. Сонорная модальность 142
3.3.2. Сонористическая модальность 157
3.4. Ритмические структуры как новый принцип организации формы 159
3.5. Сонорика 177
3.6. Метод случайных действий 186
3.7. Индетерминизм как принцип композиции 198
3.8. Техника коллажа 209
3.9. Техника временных пределов 215
3.10. В поисках утраченной тишины 222
Вместо заключения. Этот прекрасный и необычайный звуковой .мир Кейджа... 242
Литература 248
Приложение I. ТЕКСТЫ ДЖ. КЕЙДЖА (перевод с англ. яз.) 257 Описание процесса сочинения «Музыки перемен» и
«Воображаемого пейзажа № 4» 257
Описание процесса сочинения «Музыки для фортепиано 21-52» 259
Предшественники современной музыки 261
Приложение И. ВОКРУГ КЕЙДЖА: ИМЕНА 265
Введение
2 Введение
Имя Джона Кейджа (1912-1992) — одного из самых смелых новаторов музыки XX века — было на устах музыкантов на протяжении последних 60-ти лет. Творческую деятельность американского композитора во многом определила оригинальная художественная идея: «всё, что мы делаем — музыка», другими словами, всё, что вокруг нас, может стать искусством. Композитор, художник, миколог, писатель, поэт, чей вклад в искусство второй половины XX столетия позволяет считать его одним из влиятельных представителей Новейшей музыки, — кто он, этот человек, не перестававший удивлять своими невероятными творческими идеями и действительно изменивший представления об искусстве? Музыка Кейджа, живя полноценной жизнью, постепенно находит свою нишу в истории культуры и встраивается в ее общий контекст.
В перспективе всего изобретенного и созданного Кейджем возникает вопрос: что внесло творчество композитора в мировое музыкальное искусство? Жизнеспособны ли проложенные им пути? К чему привело смыкание границ музыки и жизни в его творчестве? В нашей работе делается попытка ответить на эти вопросы.
Данная диссертация представляет собой комтексное исследование творчества Джона Кейджа в историческом, теоретическом и эстетическом аспектах. Несколько десятилетий назад его деятельность в нашей стране была почти неизвестна. В настоящее же время проявился интерес к художественному наследию Кейджа, и оценка его новаторских завоеваний потребовала научной объективности. Для постижения творческих принципов композитора необходим широкий историко-культурный, религиозно-философский и общеэстетический подход, так как оригинальная философия искусства, индивидуальные методы сочинения и формы музыки Кейджа находятся в русле общих проблем современной музыкальной композиции.
Начало изучению творчества Кейджа музыковедами США и Европы положили первые издания и публичные исполнения произведений композитора в 1940-е годы; обращение к музыке Кейджа шло параллельно его завоеваниям. Однако это были отдельные статьи, в которых авторы выражали свое отношение к деятельности Кейджа; более существенные труды стали появляться лишь в 1970-1980-е годы (Р. Костеланец, П. Гриффите, М. Найман, П. вап Эммерик, Д. Чарльз). В последнее десятилетие XX века выходят в свет работы Дж. Притчетта, У. Феттермана, продолжающие исследовать феномен Кейджа и дающие свои трактовки идей и концепций композитора.
3
Фундаментальные труды Р. Костеланца «Джон Кейдж», «Джон Кейдж (обь)яснен(ный)», а также составленный им сборник статей1 представляют собой крупные исторические исследования, посвященные творческому пути изобретателя и «полиартиста», как называет его Костеланец. Близкое знакомство автора с Кейджем повлияло на структуру его работ: в них в целом преобладает хронологический подход, много разделов книг Костеланца посвящено лично Кейджу как человеку, другу и интеллектуальному собеседнику. Автор уделяет внимание главным биографическим и творческим событиям, приводит многочисленные воспоминания современников, ценные авторские замечания, высказанные в личной беседе и интервью и касающиеся отдельных произведений, рассматривает главные творческие идеи, воплощенные в книгах Кейджа 1960-1980-х годов. Основные биографические данные и общие сведения о некоторых композициях Кейджа также содержатся в главе «Джон Кейдж» из книги А. Рича «Американские пионеры: от Айвза до Кейджа и вокруг»2. В диссертации Е. Сайндера «Джон Кейдж и музыка после Второй мировой войны» (1970) творчество Кейджа исследуется в связи с общеэстетическим поворотом музыкального искусства США и Европы на рубеже 1940-1950-х годов — переломом культуры, приведшим к рождению Новейшей музыки. У. Дакворт в своей диссертации «Расширение пределов нотации в музыке Джона Кейджа» (1972) рассматривает его произведения в ракурсе теории (проблемы современных типов нотации) и практики (проблемы исполнения и восприятия). У. Феттерман книгу «Театральные произведения Джона Кейджа» (1996) посвятил художественно-эстетическим и музыкально-композиционным принципам искусства Кейджа на примере его театральных и сценических произведений.
Круг музыкально-теоретических вопросов, возникающих в связи с творчеством Кейджа, необычайно широк. Несмотря на это, работ, посвященных их рассмотрению, немного. Несомненный научный интерес представляет теоретическое исследование П. Гриффитса «Кейдж»3. Автор избрал хронологический подход, анализируя произведения преимущественно раннего и среднего периода творчества композитора. Гриффите рассматривает техники композиции Кейджа в его инструментальных и вокальных сочинениях, касается проблем исполнения графических и индетерминированных опусов (глава «За пределами композиции»), а также определяет ведущие формообразующие принципы музыки Кейджа (главы «Хроматические упражнения», «Ритмические структуры»).
Д. Притчетт в книге «Музыка Джона Кейджа»4 предпринял попытку охватить все творчество композитора в историко-теоретическом и практическом ракурсах. Пожалуй,
1 Kostdanetz R. John Cage. N.-Y., 1970; Writings about John Cage / Ed. by R. Kostelanetz. Ann Arbor, 1993; Kos-tclanclz R. John Cage (ex)plain(ed). N.-Y., 1996.
2 Rich A. American Pioneers: Ives to Cage and Beyond. London, 1995.
3 Griffiths P. Cage. London; N.-Y.; Melbourn, 1981.
4 PritchettJ. The Music of John Cage. Cambridge, 1996.
4
это первая работа, представляющая полную картину искусства Кейджа. Автор предпочел хронологический подход для того, чтобы показать процесс эволюции музыкального мышления и стиля композитора на примере самых важных и значительных его произведений, проанализированных с точки зрения не только того, что нового внес Кейдж в историю послевоенного авангарда, но и почему он писал именно такую музыку, воплощал именно такие идеи. Интересуют исследователя также философско-религиозные принципы искусства Востока и идеи М. Маклуана и Б. Фуллера, получившие развитие в творчестве Кейджа. Область исследования Притчетта составили: техники композиции раннего периода творчества Кейджа, использованные в пьесах для ударных инструментов и препарированного фортепиано, ритмические структуры, метод случайных действий и принцип работы с картами и диаграммами, новые типы нотации. Притчетт выявляет философско-эстетические предпосылки обращения композитора в 1950-е годы к фактору случайности и индетерминизму, рассматривает концепции искусства как процесса и акции, затрагивает произведения других видов искусств. Притчетт — один из немногих, кто подробнейшим образом описал этапы композиционного процесса, основанного на методе случайных действий из «Книги перемен». Воспользовавшись прекрасной возможностью ознакомиться с рукописями Кейджа, ученый последовательно проанализировал, ссылаясь на авторские таблицы звуковысот, длительностей и динамики, этапы работы композитора с музыкальным материалом.
В России искусство Кейджа не подвергаюсь еще всестороннему исследованию. Отдельные аспекты его творчества рассматривали в своих работах 10. Холопов, Н. Дроздецкая5, Е. Дубинец, К. Зенкпн, М. Дубов, Л. Любимов6. Ценнейшим вкладом в российское музыкознание стали публикации переведенных на русский язык лекций и статей Кейджа, осуществленные А. Лаугииым, Е. Дубинец и С. Завражновой.
Творчество Кейджа многогранно и выдвигает широкий круг задач, часть которых осталась в зарубежной и отечественной литературе не решенной. Поэтому основная цель данной диссертации — теоретическая разработка и анализ новаторских свойств материала музыки Кейджа, принципов его развития и формообразования на примере сочинений разных периодов творчества. Не менее важным нам показалось освещение проблемы прекрасного в художественно-эстетической концепции композитора и внутренней связи Кейджа с разными направлениями американского искусства XX столетия. Одна из основных зачач работы заключается также в разработке теории соиорио-модалыюй (тем-
5 Статья Н. ДроздецкоП, изданная в книге: Супонева Г. Проблемы нотации в музыке XX века. Дроздецкая //. Джон Кейдж: творчески» процесс как экология жизни (М., 1993. С. 75-99), представляет первый в отечественном музыкознании обстоятельный философско-эстетпчсский анализ творческого метода Кейджа.
6 В сентябре 2002 года в Московской консерватории была проведена конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Дж. Кейджа. Материалы конференции, а также другие работы вошли в первый в России сборник статей о творчестве американского композитора: Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 46. М., 2004.