Смекни!
smekni.com

«Мировая художественная культура (мхк) и Искусство» (стр. 6 из 10)

Урок, построенный на основе работы каждого ученика с ЭУМ

Данный вариант урока идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.

На уроке каждый ученик работает с ЭУМ самостоятельно (в наушниках). При этом учитель может выбрать для каждого ученика соответствующий индивидуальным познавательным возможностям уровень изучения материала (уровень сложности), т.е. определенную индивидуальную траекторию изучения материала.

На уроке учитель выступает в роли консультанта, контролирует работу класса со своего компьютера (просматривает протоколы работы учеников, оценки) и имеет возможность заниматься индивидуально с теми, кто в этом нуждается. Обычно в классе есть слабые ученики, которым необходимо помочь освоить хотя бы базовый уровень учебного материала и учитель вместе с ними изучает мультимедийные лекции, комментируя и разъясняя непонятные моменты. Наоборот, сильные учащиеся обычно активны, сами задают вопросы, учителю необходимо на них ответить.

Следует отметить, что современные эргономические нормы не позволяют делать урок “чисто компьютерным” даже в старших классах, да это и нецелесообразно, по методическим соображениям – разные формы работы учащихся лучше чередовать.

2. Распределение модулей разных типов и уровней интерактивности (УИ) по этапам обучения



3. Описание типов модулей

Учебный курс состоит из модулей:

- учебного назначения – Информации, Практикума и Контроля;

- методической поддержки (ММП).

3.1. Модуль ИНФОРМАЦИИ (И-модуль)

И-модули предназначены для предоставления пользователю учебных мультимедиа материалов и средств для их изучения. Исходя из этого сценарии И-модулей разрабатывались и были реализованы в расчете на активное взаимодействие пользователя с контентом (II уровень интерактивности). И-модули предоставляют следующие возможности изучения контента:

1. Навигация по элементам контента;

2. Копирование элементов контента;

3. Множественный выбор из элементов контента;

4. Увеличение изображения для детального изучения;

5. Изменение пространственной ориентации объектов (вращение);

6. Изменение угла зрения в виртуальных панорамах;

7. Управление интерактивными мультимедиа композициями.

В рамках сценария И-модулей изучение отдельных его частей может обходиться и условно-пассивными формами взаимодействия пользователя с контентом, например, при чтении текста, просмотре графических материалов, прослушивание звука, восприятии аудиовизуальных композиций.

Структура и содержание И-модуля

Набор учебных материалов в И-модулях может варьироваться. Исходя из тематического своеобразия предмета МХК и с учетом возрастных особенностей основных пользователей курса (10-11 классы) И-модули были типизированы следующим образом:

· И-модуль с рассказом о произведении искусства. Пример модуля этого типа - «Картина В.Л. Боровиковского "Портрет М.И. Лопухиной". Россия. 1797»;

· И-модуль с рассказом об авторе произведений искусства и его творчестве. Пример модуля этого типа - «Питер Брейгель Старший (около 1525/30–1569)»;

· И-модуль-коллекция, содержащий систематизированные материалы, для изучения и использования их в самостоятельной и домашней работе, а также для составления своих творческих композиций. Пример модуля этого типа - «Пётр Ильич Чайковский. Произведения для голоса и оркестра». В модуль включены музыкальные фрагменты произведений, их описания, портрет и краткая биография композитора, а также терминологический словарь;

· И-модуль-тема, содержащий набор учебных мультимедиа материалов и средств доступа к ним, построенный наиболее целесообразным для раскрытия темы образом. Пример модуля этого типа - «Роль художественной культуры в жизни человека».

Для первых трех типов И-модулей были разработаны и реализованы типовые сценарии. И-модули-темы создавались по индивидуальным сценариям, обусловленными содержанием, объемом и видами необходимых для раскрытия темы мультимедиа материалов.

В общем случае И-модуль представляется в следующем составе:

· текст (или гипертекст) по теме модуля,

· систематизированный комплект (или комплекты) иллюстративных материалов,

· словарь (термины, понятия, персоналии),

· задания,

· ресурсы – библиография, Интернет ссылки и т.п.

· методические рекомендации.

Учебные мультимедиа материалы могут быть представлены в разных видах компоновки:

· как отдельный мультимедиа объект (текст, картинка, звук, видео, вращающийся объект/панорама, интерактивная мультимедиа композиция);

· в виде набора мультимедиа объектов, систематизированного по содержанию текста, теме, алфавиту;

· как мультимедиа слайдшоу (графика+звук+сценарий).

Интерфейс сцены И-модуля состоит из рабочего поля для демонстрации учебных материалов и из набора кнопок для обеспечения доступа к ним. Набор кнопок для каждого конкретного модуля определяется разработчиком и зависит от набора, типа представления и компоновки учебных материалов.

Структурно И-модуль представляет собой набор сцен 3-х возможных видов, переходы между которыми осуществляются по кнопкам:

1) сцена с одним или несколькими объектами, которые отображаются на экране одновременно.

2) сцена с коллекцией объектов, которые отображаются на экране по одному, при этом есть возможность листать объекты посредством кнопок перебора (вперед/назад), а также отображать общий список объектов в коллекции.

3) сцена-слайдшоу, предполагающая последовательный показ изображений на экране со звуковым сопровождением, при этом изображения на экране могут сменяться с использованием эффектов, среди которых плавное проявление/исчезновение, масштабирование и перемещение.

Число сцен того или иного типа в И-модуле не ограничено.

3.2. Модуль ПРАКТИКУМА (П-модуль)

П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения на практике своих знаний, полученных на предыдущем этапе обучения, закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков.

Для П-модулей предназначенных для применения на деле знаний и выработки умений, т.е. для практических занятий, исследовательских, и творческих работ были разработаны сценарии III уровня интерактивности, рассчитанные на деятельное взаимодействие пользователя с контентом.

Для П-модулей предназначенных для закрепления знаний и умений, выработки навыков, т.е. для тренинга и тренировочных работ были разработаны сценарии II уровня интерактивности, рассчитанные на активное взаимодействие пользователя с контентом.

П-модули III уровня интерактивности предоставляют следующие возможности изучения контента:

1. Удаление/ведение объекта в активное поле контента;

2. Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий;

3. Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;

4. Составление определенных композиций объектов;

5. Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;

6. Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.

Деятельностные формы отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.

В зависимости от конкретного назначения П-модули отличаются структурным построением, объёмом учебных материалов и методами их использования, способами оценки результатов. Целесообразно выделить практикумы следующих типов: практическое занятие, тренинг (тренировка) и лабораторная (исследовательская, творческая) работа и определить следующие их характеристики:

Тип

практикума

Цель

Учебные

задания

Учебные

материалы

Оценка

выполнения

знания выработать
кол-во порядок выполнения объем

ротация *

** порядок предъявления

перебор

***

Практическое занятие закре-пить

умения

1-№

последова-тельно или произвольно любой

+

случайный

возмо-жен

суммарная по всем заданиям

в %

Тренинг (тренировка)

навыки

1

боль-шой

-

случайный

возмо-жен

в %

Лабораторная, исследовательская или творческая работа применить

1-№

последова-тельно

не боль-шой

+

-

-

засчитывается

сам факт выполнения

* Здесь ротацией называем предъявляемую каждый раз в задании для выполнения случайную выборку из общего объёма учебных материалов (например, всего для задания подготовлено 10 учебных материалов, из них для выполнения каждый раз вариативно выбирается 6), что позволяет работать на разном материале как одновременно многим ученикам, так и многократно одному. Тренинги целесообразно выполнять на полном и как можно большем объёме материалов, поскольку их основное назначение – подготовиться к выполнению контрольных работ.