Затем направил корчибаш воинов для разорения Сомхити [и] Сабаратиано, а моурави укрепил крепости Киканатбери, Али, Сурами, Кехви и ушел в Самцхе, ибо там находились домочадцы его. Потом. послал корчибаш войска против моурава. Пришедшие кизылбаши осадили Аспиндза. Тогда моурави был на охоте и оттуда увидел окруженную [крепость] Аспиндза, напал с немногими людьми и обратил кизылбашей я бегство и побил их и немногие ушли. Владели тогда кизылбаши Хертвиси и некоторыми крепостями Самцхе, напал на них моурави, истребил защитников и занял их, [потом] послал Гиорги Кавтаришвили к султану и попросил войска, чтобы занять [эти крепости]. Султан с удовольствием согласился, прислал моураву дары многие и янычаров и заняли они те крепости.
А корчибаш некоторое время оставался в Тбилиси, потом оставил царя Свимона в Тбилиси и сам отбыл. В том же году прибывшему в Испаган Хосромирзе пожаловал шах Абаз за его службу [должность] куларагаса.
А моурави оставался в Самцхе, затем прибыл в Имерети к царю Гиорги, потом его принял Леван Дадиани, оттуда опять прибыл в Имерети и возвратился в Самцхе.
В это же время Андукапар Амилахари заручился помощью Ксанского аристава и, так как в своем аресте обвинил Газяела, напал и разорил его и поделили вотчину его, Ксанский эристави захватил каменное здание, а остальное [занял] Амилахори. После того пришел Андукапар в Мцхета, схватил деканоза и забрал сокровища [собора] Мцхета и угрожал протопопу, что призовет муедзина туда. Оттуда пришел в Тбилиси и, сидя вместе с крепостным воеводою в крепости Кала и намереваясь осуществить вышесказанное [о посылке муедзина], споткнулся и навалился на окно, пробил его и упал в город и умер Андукапар зловеще.
После того Иесэ Ксанский эристави истребил братьев своих с домочадцами всех.
А моурави возвратился из Самцхе в Картли, вновь договорились моурави и Зураб эристави, привели и правителем Картли посадили того же Кайхосро [Мухранбатона]. И они же творили [все] дела, ибо царь Свимон не смел выходить из Тбилиси из-за них.
Опять в это [же] время не выплатили двалы повинности моураву, перешел моурави с войском Зекара, вступил и наказал непокорных и вновь заставил платить и вернулся и Картли.
Затем мелик Сомхити атабег и Закум оставались верными шаху, напал на них моурави, а они сбежали и захватил их домочадцев и имущество и возвратился.
А Кайхосро Бараташвили был в родстве с спасаларом [Ирана] Ростомом и присылал Ростом ему дары многие, по этой причине не повиновался он моураву. И привел он пятьсот кизылбашских стрелков и поставил в Биртвисской крепости. Встревожился этим моурави и в одно утро напал на Тбилиси и захватил Кайхосро и брата его Хосию с ним вместе, затем заставил Кайхосро вызвать кизылбашей из Биртвиси и истребил все пятьсот и Хосию заключил в крепости Киканатбери.
Затем [дошел до моурава слух, что] Квели Церетели угрожал моураву, напал моурави и поджег владения его, на обратном пути догнал его Квели и начали биться друг с другом, но моурави ранил его тремя стрелами и бежал Квели, а моурави вернулся с победой.
После этого более возвысился Зураб эристави и не слушался моурава. Оскорбился этим моурави и склонился на сторону Кайхосро и перестал пускать Зураба в Картли. Тогда Зураб призвал господаря Теймураза и намеревался посадить его царем Картли. А кахи посеяли вражду между Зурабом и братом его Гиорги, [говоря], что «собирается он в этой борьбе изменить тебе, так как он зять Кайхосро (ибо Гиорги был женат на дочери Теймураза Мухран-батона) и сам хочет стать эриставом». Поверил Зураб, схватил Гиорги и ослепил.
А моурави собрал войска Картли, выпросил вспомогательное войско у царя имеров Гиорги и Сафар-паши из Самцхе и дали они [войска!, со всем собранным этим [войском] напал на Душети, сразились в Базалети и не осталось человека, который не был бы ранен, в том числе сам господарь Теймураз, моурави и Зураб. Однако взяли верх над моуравом и ушел в Самцхе вместе с Кайхосро [Мухран-батоном] лета Христова 1626, грузинского 314. И семья Кайхосро и племянники его ушли в Имерети, а Кайхосро и моурави отправились в Стамбул к султану, попросили у него войска, чтобы захватить Картли и там же моурави омусульманился. Тогда мир был между султаном и шахом и не пожелал султан [помочь им], а послал их на войну в иную страну и если завоюют ее, тогда [обещал] послать их в Картли с большим войском.
Прибыли к везиру азаму Кайхосро и моурави в ту страну и прославился весьма моурави и захватил ту страну и обо всем известили султана.
Но жена везира азама была сестрой султана [и будучи этим известием] подавленной, написала она мужу: «Что ж это такое, прославилось имя моурава и о тебе ничего не слышно, лучше смерть твоя, чем [такое] положение твое». Рассвирепел везир азам, схватил Кайхосро, моурава и всех грузин [находящихся] с ними и обезглавил всех. И когда собирались обезглавить Бежана, сына Горгасала, обратился отец его к палачу, предложив вознаграждение: «Обезглавь меня и отпусти сына моего», ибо он [отец] был освобожден за плату. Отпустил [палач] Бежана и отсек голову Горгасалу. И домочадцы моурава остались в Арзруме.
И захватил господарь Теймураз Картли и Кахети. Враждовал он с сыновьями и племянниками Кайхосро и не оставлял за ними Мухрани и отдал (Мухрани) сыну своему Давиду.
После [того] скончался шах-Абаз лета Христова 1628, грузинского 314, татарского 1038 и началась среди кизылбашей смута. Тогда Хосро-мирза собрал войско кули и посадил шахом Шах-Сафи и истребил противников [его]. С тех пор шах именовал отцом Хосро [и] он стал могущественным и весьма богатым.
И после [этого] начались раздоры между господарем Теймуразом и Зурабом эриставом. Вывел Зураб царя Свимона из Тбилиси и занял Свимон весь Картли. В это время прибыли в Мухрани сыновья и племянники Кайхосро и заняли [владения] свои. А царь Свимон называл Зураба отцом. И видя [все] это и бессильный господарь Теймураз отправился к шаху и из Упадари написал Зурабу: «Не подобает зятю жертвовать, тестем, но увидим конец твой и Свимона». Встревожился Зураб, ибо хотел [он видеть] Теймураза господарем кахов и Свимона [царем] Картли и обоих зависящими от него, поэтому замыслил злое [дело], пришел ночью к стоявшему в Цхвилоси к царю Свимону, вошел и убил его лета Христова 1629, грузинского 317 и отослал голову Теймуразу. Возвратился Теймураз и занял Картли и Кахети.
89-й царь Теймураз,
господарь кахов
Тогда припомнил Теймураз вражду султана Цукети и отправившись на него [войною] повредил плечо, поэтому во главе войска поставил Зураба эристава. Пришедший [Зураб] убил султана и разорил страну его и вернулся к Теймуразу. Но с тех пор возымел Теймураз неприязнь к Зурабу эриставу, так как убил [он] Свимона и возвысился сильно. Поэтому все время был готов предать [его].
Следующей зимой, будучи в Сапурцле, улучил время и убил Зураба, затем вступил в Душети, увел [оттуда] свою дочь и отдал в жены имерскому царевичу Александру с большим приданым.
Потом собрал оба войска [Картли и Кахети] напал на Улукосори, истребил мечом и пленил их и вернулся с победою. Вновь собрал оба войска и напал на Карабаг, опустошил и пленил, взял добычу большую и возвратился в Картли. [И] ходил Теймураз в походы преимущественно потому, что располагал большим войском и с целью закрепить за собою обе земли.
И в те поры пришел ганджинский бегларбег Давид Ундиладзе и господарь Теймураз поселил [его] вместе с [прибывшими с ним] мусульманскими племенами у [реки] Иори. Его потребовал шах и господарь Теймураз не дал. На это разгневался Шах-Сефи и прислал спасалара Ростома Саакадзе с большим войском и вышеупомянутого Хосро-мирзу царем Картли (и Хосро нарек Ростомом) с большими дарами, и Кахети отдал Салимхану. И все они пришли вместе и стали в Хунани. Услышав об этом, господарь Теймураз собрал войско в Сапурцле и пытался вступить в бой и при себе держал семьи Бараташвили, [чтобы заручиться верностью их глав], однако Бараташвили оставили своих жен и явились к царю Ростому, ибо Вахтанг, сын Теймураза Мухранбатона, первым встретил Ростома из-за родства и так же поступили Бараташвили. Увидя это, Теймураз разгневался и решил женам Бараташвили отрезать носы, однако царица Хорешан не позволила. И из-за такого положения Теймураз не смог противостать персам и ушел в Имерети. Узнав [об этом], спасалар послал вдогонку воинов, догнали они беженцев на горе Перанги, побили и пленили и вернулись в Тбилиси.
89-й царь Ростом,
царствовал 24 года
И спасалар Ростом и царь Ростом также прибыли в Тбилиси лета Христова 1634, грузинского 322. И посадили царя Ростома в Тбилиси и Салим-хана в Кахети. В этом же году построили Горийскую крепость и поставили стражу кизылбашей там, а также в Сурамской крепости. Отдали царю Ростому в помощь ханов Казах-Шамшадило-Лоре и сам спасалар Ростом отправился к шаху.
А этот Ростом был мусульманином и воспитанным там [в Иране] и когда он пришел царем, было ему 67 лет [и] был он хитрым, хорошо знающим мир, знаменитым, богатым, ибо был куларагасом шаха, моуравом Испагана и одаривал шах [его] несметными [дарами] и именовал отцом. Учредил он дворцовых правителей своих по обычаям кизылбашским, но не упразднил грузинские и учредил оба. И награждал он дарами немногими грузин и этим делал их верными. Ибо в то время грузины были мужественными, твердыми в вере, честными, несребролюбцами, [а] он привел из Персии омусульманивишхея пленных грузин и по их вине распространились среди грузин роскошь, кизылбашские пиршества, прелюбодеяние, ложь, наслаждение тела, баня [персидская], щегольство непристойное, арфисты [и] певцы [мусульманские]. И кто не пристрастился к этим делам, их не почитали. И власти тоже совратились и совершали непристойное.