А Александр сыну своему Давиду привел в жены дочь Ашотана [Мухранбатона], Кетеван. И был Ашотан единомышленником и верным Свимону. Сей Ашотан добился мира и помирились Свимон и Александр и было после этого между ними единство и любовь большая.
Шах Абаз стал
государем
А лета Христова 1587, грузинского 275, татарского 995, схватили персы шаха Худабанду и посадили [на престол] шаха Абаза, сына шаха Худабанды. И начал он завоевывать земли.
И попросил Манучар Дадиани [руку] дочери Александра, Нестан-Дареджан, и выдал [ему] Александр с большим приданым лета Христова 1591, грузинского 279. Однако после рождения сына Левана преставилась Нвстан-Дареджан, и после того взял Александр юного Левана и воспитывал сам.
А после пришел шах Абаз для взятия Еревана лета Христова 1602, грузинского 290, татарского 1012* и призвал Александра со своим войскам. В то время туда же собирался картлийский царь Гиорги, встретились они и выступили совместно. И шах Абаз пожаловал их. Однако после взятия Еревана забрал у него [Александра] Каки и взамен назначил ему семьсот туманов ежегодно, затем вновь одарил и отпустил [Александра шах] в Кахети.
_________________________
* Должно быть 1011 год.
_________________________
В ту пору присылал иерусалимский патриарх и просил денежную помощь для покрытия долгов. Александр уведомил об этом каков и обещали они и поручили [епископу] Алаверделу, брату Отара Чолакашвили, собрать [деньги] и отвезти в Иерусалим. И собрал он пять тысяч динаров и отправился.
А в Алавердском монастыре жила постригшаяся сестра Александра, с которой тайно сожительствовал Алавердели. И женщина эта, узнав об отъезде Алавердела и своей беременности, забеспокоилась и послала вдогонку человека и известила Алавердела. А Алавердели почти был у цели, и получив такое известие, немедленно возвратился, а женщина эта сбежала [из монастыря] и ушла в Имерети [для встречи с ним], а золото то вернули Александру же. И патриарх проклял Алавердела. После того призвал Александр того монаха, отказавшегося от монашества и женившегося на той женщине, дал небольшое поместье и жил он там [с женой].
И так как цари Александр и Гиорги пребывали во взаимной любви и царь Гиорги был более близок с сыновьями Александра, пригласил царь Гиорги Давида и Гиорги, сыновей Александра, в Тбилиси, встретил прибывших и поселил их в Исани, иже есть Авлабари, и каждый день охотились, пировали и состязались.
И в один день вновь пригласил их царь Гиорги на пир в Тбилиси. Тогда задумал злое дело Гиорги и не пожелал идти, сославшись на отравление вином, и ушел Давид. А оей Давид был горд, дерзок и свиреп и не любили его кахи. А Гиорги был щедрым, спокойным, красивым и ласковым для своих подданных. И когда Гиорги показалось, что Давид захмелел, проявил он безумие и призвал кахов убить брата своего и захватить Кахети, клятвенно договорившись с ними. Узнал об этом Барам Чолакашвили, человек богобоязненный, отправился и сообщил пировавшему Давиду обо всем. Давид немедленно встал и ушел [с пира] и явился в шатер Гиорги и увидел, что вооружались [Гиорги] и его сообщники. Разгневался Давид на Гиорги и оказал: «Вооружаешься для того, чтобы убить меня, и я здесь и твори, что можешь». Взял Давид под стражу брата своего Гиорги и приверженцев его лета Христова 1603, грузинского 291, забрал их и посадил в замок Торга, а 12 человек, поклявшихся Гиорги в верности, выбросил [Давид] из Чоетской крепости, а остальных бросил в тюрьму. Однако свершил злое [дело] и отнял у царя царство и посадил его в крепость [под арест] и сам правил Кахети и был властителем его.
Однако спустя шесть месяцев скончался Давид и вышел Александр из тюрьмы, ибо не осталось у него сыновей, кроме Гиорги. А у Давида с Кетеван остался сын один, Теймураз. И воспитывал его дед в роскоши у матери. Но так как Александр был старым, подумала Кетеван, что «если Александр умрет, захватит Гиорги Кахети и будет мстить сыну моему». Поэтому призвала Шермазана Чолакашвили, взяла у него клятву и отдала сына своего и отправила к шаху Абазу*.
_________________________
* А метафраст царицы Кетеван считает, что Теймураза отправил дед из-за мести к сыну своему Давиду, ибо хотел Кахети [оставить] сыну своему Гиорги после того, как пленил их сын его Давид. И Теймураза послал для того, чтобы Кахети остался Гиорги (прим. Вахушти).
_________________________
И принял шах Абаз Теймураза ласково и относился с уважением и учился персидскому языку и письму. И задумал шах Абаз, так как Теймураз в моих руках и остался Кахети без наследников, если не считать двоих [Александра и Гиорги], прибег он к коварству с целью их истребления, ибо хотел захватить Картли-Кахети и омусульманить их.
Призвал [шах] Константина, сына Александра, раньше посланного [ив Персию], который был всецело мусульманином и почитателем их веры, и сказал ему шах Абаз: «Брат твой Давид умер и остались отец твой старый и брат твой Гиорги. И теперь, так как ты твердо стоишь на нашей вере и верен моему царствию, дам тебе в помощь ширванское войско, халат и дары для отца, иди и убей обоих и захвати Каэтти и сделай мусульманским». И обещал Константин исполнять все и выступил торжественно с большими дарами.
Тогда же прислал Манучар Дадиани вельможу своего, чтобы забрать сына своего Левана. Опечалился Александр, однако одарил его богато и отпустил. В это же время прибыл гонец с вестью о приближении сына. Повеселевший [Александр] собрал войско и встретил Константина в Базаря. И была радость и веселие всюду, и надел Александр халат шаха и радовался вместе с сыном.
И в одинь день сказал Константин отцу: «Имею слово наедине, сказанное шахом». Приказал поэтому Александр всем кахам выйти, остались лишь (епископ) Руствели и брат его Абел. Тогда выскочили из засады воины и направили на них мечи и убили царя Александра и сына его Гиорги и вместе с ними Руствела и Абела лета Христова 1605, грузинского 293*.
_________________
* А метафраст пишет, что убитых отца и сына возложил на верблюде и отправил в Алаверди и там их похоронили (прим. Вахушти).
_________________
7-й царь Константин
И как увидели это, ушли кахи все от Константина. Но Константин обратился к ним и обещал дары большие и некоторые устрашились шаха и стали приходить кахи и приступил [Константин] к захвату Кахети. А потом послал к Кетеван, жене брата своего Давида [с таким предложением]: «Так как мусульманской вере подобает жениться на невестке и захватил я Кахети по воле шаха, будь моей женой и оставайся впредь царицей, а если откажешься, силой этого добьюсь». Услышав это, опечалилась Кетеван и взмолилась кахам, чтоб помогли они ей избежать этой [участи], в противном случае уйдет она на родину свою, в Картли.
Тогда собрались кахи у Кетеван и поклялись и дали обет богу защитить ее от этого. Узнал об этом Константин и выступил с войском. Находящиеся с Кетаван кахи атаковали его и одолели Константина и убили Константина* и перебили мечами воинов его и пришли к Кетеван кахи с победой.
_________________
* А метафрает пишет: «И как стали друг против друга, увидел Константин силу [кахов] и не захотел биться и стал отступать с войском. И сблизившись с ним, узнали кахи его, Давид, Тамаз и Бебур напали и вонзили копья и сбросили с коня Константина и отрубили голову и поднесли царице» (прим. Вахушти).
_________________
И с этого времени правила царствующая Кетаван, пребывающая в Греми. Она же перенесла [останки] Александра с сыном Гиорги и похоронила в Алаверди.
И узнал шах Абаз обо всем случившемся в Кахети, встревожился и предположил отложение кахов [и] утверждение картлийского царя. Чтоб не допустить захват [Кахети] царем Картли, призвал поэтому немедленно Теймураза и сказал: «Злой Константин убил отца и брата своего, который был послан для установления мира и свидания с отцом [и] братом. Однако и с ним теперь рассчитались кахи и убили и его. Теперь отправляйся ты наскоро, чтобы не разгорелась в Кахети смута», одарил [шах Теймураза] богато и отпустил*. (Узри тут коварство злое!). И прибыл быстро Теймураз со всеми находящимися там кахами в Кисики неожиданно. Гостил [Теймураз] у одного крестьянина, который подарил [ему] девять сыновей своих малолетних, оттуда известил мать свою, царицу Кетаван о своем прибытии, затем прибыл в Греми и была у матери и сына и всех кахов радость большая. Затем пришел и благословился в Бодбе лета Христова 1605, грузинского 293 (царь Арчил наверно говорит, что в Мцхета).
_________________
* Метафрает пишет: «Когда убили Константина, послала царица к шаху Абазу вельможу и попросила [отпустить] сына своего Теймураза. И он, чтоб не допустить отложение и соединение с картлийцами, немедленно прислал его» (прим. Вахушти).
_________________
8-й царь Теймураз,
царствовал 10 лет
Д когда сел господарь Теймураз царем, было ему 16 лет* И правил он [царством] Кахети. Потом привел он в жены Анну, дочь Мамии Гуриела и справил славную свадьбу в Торга. И так как Кахети был богатой и густо заселенной [страной], Теймураз все время веселился и охотился и пировал. После зачала жена его и родила сына Левана, вновь зачала и родила сына Александра. И преставилась Анна лета Христова 1610, грузинского 298, и печалился Теймураз премного и сетовал сильно.
_________________
* Царь Арчил пишет, что воцарился он 13 и в Россию уехал 70 лет. Когда по этим данным подсчитали, оказалось, что воцарился он двадцатилетним. Поэтому считаем мы правильной эту цифру, ибо женился он быстро (прим. Бахушти).
_________________
Узнал об этом шах Абаз и пригласил Теймураза, чтоб оставил печаль и веселился бы с ним. В ту пору Теймураз доверял шаху Абазу и отправился к нему в траурном одеянии. А когда Теймураз впервые был отправлен к шаху матерью, преподнес он шаху Абазу брата и пленных, а прибыв ныне, [преподнес] сестру свою и пленных дочерей и сыновей знатных кахов. И шах Абаз принял милостиво и пожаловал его и одаривал премного, заставил снять траур, водил ежедневно на охоту и пиры.
Потом сказал шах Абаз Теймуразу тайно: «Женись на сестре царя Луарсаба и будь моим свояком и его родственником, чтоб не было меж вами зависти». Тогда ответил Теймураз с мольбой: «Сын он сына дочери деда моего и вера наша не разрешает это». Разгневался шах Абаз и настаивал на [согласии Теймураза. Тогда, не видя иной возможности, согласился Теймураз. (И сделал это шах Абаз, чтобы найти причину и унизить и прибрать их в свои руки и чтоб поругать их веру, а потом омусульманить, и еще увидеть — какую сестру выдаст за него Луарсаб — старшую, которую не послал к шаху, или младшую).