Сей Арчил в Телави построил дворец и обновил церкви во всем Кахети и посадил епископов, прибавил веру и застраивал земли и веселился и охотился и пировал, иногда с отцом своим в Картли, но преимущественно в Кахети.
Потом начали лезгины-чурмуты нападать на Заречье и Элисени. Собрал Арчил войско, призвал картлийцев, послал и напали на Чурмут, опустошили и вернулись с победой. Поэтому Кахети постоянно умножался и строился и были [кахи] едины с картлийцами во всем.
А потом [Арчил] справил свадьбу в Лило брату своему Луарсабу с дочерью Реваза эристава. И привезли там чарцы лед на лошадях. Схватил [их Арчил] и велел бить и заставил снова принести лед на своих спинах.
А лета Христова 1674, грузинского 362 снова прибыл в Тушети Эрекле, призванный из России шахом и собравшийся к шаху (ибо как умер шах Абаз, Шихали-хан из-за вражды к царю Вахтамгу и Арчилу посоветовал шаху Сулеиману призвать их соперника Эрекле, чтобы унизить усилившегося Вахтанга). Арчил пригласил его из Тушети и привял с большой любовью, пировали и охотились много дней, затем одарил его и в сопровождении кахов отправил в Испаган.
И пребывали кахи в эту пору в веселье, праздности, отдыхе и мире. [Но] снова припомнили коварство [и] стали уговаривать Арчила захватить Имерети, как и в первый раз: «Ибо великая слава для тебя, чтоб оставался христианином и отдал свояку своему [Эрекле] его наследственную землю, ибо как только узнает шах о том, что ты оставил Кахети, в тот же час пожалует Эрекле и отпустит в Кахети». И Арчил, ненавидевший мусульман и мусульманство, принял этот совет и пришел в Тианети лета Христова 1675, грузинского 363, без ведома отца своего, затем оттуда направился в Ахалцихе. Отец умолял его не делать это, однако не послушал.
А после ухода Арчила кахи подчинялись царю Шахмавазу. И шах предложил Эрекле отказаться от Христа и обещал отпустить в Кахети, однако тот не оставил Христа. Потом Реваз Чолакашвили ушел к шаху и принял мусульманство. К нему причисляли Кахети и отпустили. Но так как Арчил стал захватывать Картли и все же находился в Картли, предупредили шаха, чтобы кахи опять не примкнули к Арчилу.
Бежан-хан,
был 6 лет
Поэтому прислали Бежан-хана. Пришел он и сел в Карагаджи лета Аристова 1677, грузинского 635. Явились к нему все кахи. В Карагаджи он построил дворец на персидский лад и велел кахам также селиться там.
А в это время Кахети был зажиточным и правили мтавары и по своей воле служили хану. Увидел такую гордость кахов и начал хан их отравлять, а некоторых открыто убивать. Тогда и кахи стали остерегаться и беречься. А царь Гиорги, не желая мириться с таким [положением], подослал человека к хану, [который] выстрелом из ружья сломал [хану] плечо, но спасся он от смерти. Потом царь Гиорги прислал лекаря. Тогда хан сказал: «Не надо было гаи убийства, ни лечения». За все это озлобленный хан дал лезгинам право и силу и начали [они] нападать на Кахети и забирать пленных, но не войском, а воровством. Особенно возвысил хан чарцев и племя Фадара, посаженных ханом же. Ибо если убьют кахи лезгин или татар, гневался хан, или приговаривал к смерти или к отдаче крови, говоря, что не подобает гяуру убивать мусульманина. А если татары убьют каха, не накажет, ибо «так и следует».
И наступило бедствие большое, однако кахи стояли крепко и истребляли где кого застанут. С этих пор верховодили в Кахети Реваз Чолакашвили, кисикский моурави Абел, элисенский моурави Мераб и другие и правили они в Кахети. Ежели умрет епископ, по их и епископов выбору назначал хан епископа и пошлют к картлийскому каталикозу в Мцхета и он благословит и отпустит.
Хан, был 5 лет
А потом по просьбе кахов и с согласия хана прислал шах другого хана, а его отозвали. Пришел он и сел в Карагаджи лета Христова 1683, грузинского 371. Однако и он пошел по пути прежних ханов.
Потом царь Гиорги предложил этим трем вельможам лета Христова 1688, грузинского 376 создать одно с ним правительство, убить хана и захватить его имущество. И кахи поклялись поддержать, считая, что как только совершат сие, шах сразу же пришлет Эрекле. Но когда от царя Гиорги отложился Тамаз спаспети, они были вынуждены замолкнуть. Узнав об этом, хан стал еще больше враждовать с кахами.
Абазкули-хан,
был 6 лет
Однако услышал шах о том, что не уживаются кахи с ханом. Поэтому Кахети пожаловал ганджинскому бегларбегу Абазкули-хану. И пришел тот тоже в Карагаджи лета Христова 1688, грузинского 376.
А сей Абазкули-хан был очень богат, ибо владел он также Ганджой, и одаривал кахов и дружили царь Гиорги и Абазкули-хан. А Эрцо-Тианети по-прежнему владел Арагвский эристави.
А после пришел Эрекле [и сел] царем Картли и встретили его с разрешения хана некоторые кахи в Казахи, так как шах поручил тушам и кисикцам сопровождать Эрекле.
И владел Абазкули-хан всем Кахети. И слушал Абазкули-хан от царя Эрекле то возвышение, то унижение кахов, и некоторые находились с ним и умножалось [население] Кахети [за счет прибывающих] из Картли.
А лезгины продолжали нападать ежедневно и убивали их кахи, где только встречали.
Потом предложил царь Гиорги из Коджори кахам посадить Арчила опять царем. Кахи дали твердое согласие и пришли картлийцы в Ниноцминда для захвата Кахети, но моурави Душиа отогнал их. За это возвысил его Абазкули-хан и поставил его во главе кахов. По этой причине сахлтухуцеси Реваз Чолакашвили со двоими домочадцами и некоторыми сторонниками ушел к царю Гиорги.
После этого, по указу шаха, царь Эрекле обратился к Абазкули-хану и сам Эрекле прибыл в Карага-джи и решили [у эристава] отнять Эрцо-Тианети и с таким решением возвратился царь Зрекле в Тбилиси. А Абазкули-хан послал кахов и захватили Эрцо-Тианети и случилось то, о чем уже было написано. Затем Абазкули-хан с кахами и ганджинским войском прибыл в Джвари на помощь Эрекле против царя Гиорги.
А тем временем умер шах Сулейман и сел шах Султан Гусейн лета Христова 1792, грузинского 380. Донес ему царь Эрекле на Абазкули-хана, что «дружит он с царем Гиорги и подкрепляет его и не желает с ним биться». Разгневался шах и приказал царю Эрекле схватить Абазкули-хана, лишить его имущества и прислать к нему.
И Эрекле выполнил приказ. А Кахети остался без правителя и некоторые находились с царем Эрекле, некоторые с царем Гиорги, а некоторые сами для себя. Однако больше подчинялись царю Эрекле.
В ту пору ушли к царю Эрекле туши и некоторые кахи и перебили их в Чапала воины царя Гиорги. Обо всем царь Эрекле вновь известил шаха.
Калбали-хан,
был 8 лет
А он прислал Калбали-хана сардаром и дал ему бегларбегство Ганджи и Кахети. И прибыл он в Кахети лета Христова 1695, грузинского 383. Встретили его кахи все с собранным войском. Он принял их с честью и взял их всех на царя Гиорги и случалось то, о чем было написано.
А после ухода из Клдекари царя Гиорги прибыли в Тбилиси царь Эрекле с Калбали-ханом. Тогда просили [Калбали-хана] кахи, чтобы разрешил им идти на чарцев и перебить их, ибо они больше всех творили насилие в Заречье и Элисени и дагестанцам служили проводниками и [устраивали] пристанища, и было от них пленение, разорение и убийства путем предательства, воровства и грабежа после царя Арчила по сего времени. Однако Калбали-хан не разрешил им это. Царь Эрекле также говорил: «Дайте установить мир с царем Гиорги и приду я также и будем действовать по вашему». Однако кахи не пожелали [ждать], говоря: «Не нужна нам помощь на них, нам это разрешите, ибо разорен от них Кахети». Вынуждены были разрешить и собрались кахи все и пришли в Элисени. Умоляли их чарцы [пощадить] и обещали покорность и дань, если не станут убивать.
Не захотели это кахи и атаковали. Чарцы не смогли противостать и [кахи] перебили их, опустошили и разрушили их укрепления и, захватив добычу, стали в Чари, чтобы а продолжение трех дней уходить оттуда на грабеж, но крестьяне, увидев огромную добычу, нагрузились и ушли к себе. Предводители [кахов] обеспокоились этим сильно, однако не послушались они. Увидев это, чарцы открыли ружейную пальбу, убили Душиа и других вельмож. И отступили кахи и убивали их лезгины, затем захватили опять часть своего имущества более кахов и вернулись кахи к себе лета Христова 1695, грузинского 383.
Услышал об этом Калбали-хан, обрадовался, так как желал унижения кахов. Но царь Эрекле огорчился сильно.
После того лезгины стали чаще нападать, разорять и пленить Кахети. А по отъезде Калбали-хана в Ганджу знатные кахи, которые всегда находились с ним, умоляли его помочь [кахам] на лезгин, однако он ничего не предпринимал, ибо [лезгины] подчинялись ему и платили дань, а с кахами говорил сладко и одаривал многих. А кахи всегда мужественно встречали лезгин и одолевали нападавших и истребляли, так как в это время Кахети заселялся пришедшими из Картли людьми и застраивались многие необитаемые села и поселки. Однако при ханах больше, чем прежде, насаждались кизылбашские нравы и обычаи и оставляли грузинские [обычаи]. Стали щеголять, жить в роскоши, трапезничать по-ихнему, продавали пленных, развратничали вплоть до содома. Ибо из-за почестей и подарков принимали мусульманство и получали от шаха жалованье. Хотя постоянно находились в битвах и походах, и для отдыха находили время из-за такого поведения ханов.
После этого лета Христова 1703, грузинского 391 пожаловал шах царю Эрекле Кахети и [должность] куларагаса. И выступил из Тбилиси в Марткопи, привел царицу свою Анну, ибо сия Анна была с Эрекле в Испагане. Потребовал [Эрекле] из Кахети женщину и никто из знатных не пожелал послать, ибо думали, что [хотел он] наложницу. Но от упомянутого Алавердела был Чолакашвили и тот послал свою дочь Анну. И у Эрекле родились от нее сын Давид и дочь Элене. А после того, как задержался он в Испагане и потерял надежду на возвращение, поженился он там с ней. И когда Эрекле отправился в Картли, оставил он там Анну с сыном и дочерью, уже принявших мусульманство. И Давида нарекли Имам-кули и Элене [нарекли] Банджанум. А Имамкули и Махмадкули находились среди шахских евнухов и там воспитывались.