Затем Анну и Элене призвали в Картли и в Тбилиси Анна родила Теймураза. [Эрекле] оставил их в Кахети и снова вернулся в Тбилиси, а затем отправился в Испаган. Прибывшего [царя] шах принял с почетом. Потом попросил царь Эрекле шаха, чтоб пожаловал он Кахети сыну его Давиду и отпустил, ибо догадался, что его уже обратно не отпустят. Согласился шах и пожаловал Давиду Имамкули-хану Кахети и отправил его с большими дарами лета Христова 1703, грузинского 391, татарского 1115.
10-й царь Давид,
царствовал 19 лет
Пришел Давид Имамкули-хан 25-ти лет и сел в Карагаджи царем и занял весь Кахети. И был сей Давид лицом прекрасен, ростом мал, силою слаб и всецело обращенный в веру и нравы Магомета, несведущ обычаев и военных [порядков] Грузии, и ни во что христианское не веровал. Но читал и говорил на обоих языках отменно.
Он успокоил чарцев и обещали они платить дань. В то же время стал [Давид] учиться грузинским обычаям и обвел забором площадь, чтобы не видели его люди и внутри занимался. И пировал вместе с кахами, хотя сам не пил из-за мусульманской веры, ибо являлся вроде главы их веры. В то же время страдал недугом и вино вредило ему. И жена его принадлежала к фамилии шамхалов и дед и отец ее воспитывались в Испагане и тоже была мусульманкой.
И предложили [Давиду] кахи объехать границы Кахети и возвратить себе отнятые [земли]. Согласился он и прошел Эрцо-Тианети и прибыл в Джвари, оттуда выступил и [пришел и] осмотрел Мцхета. Туда же прибыл Вахтанг, правитель Картли и гостили друг у друга и установили мир на [взаимной] любви. Затем ушел из Джвари и прибыл в Марткопи, оттуда в Карагаджи.
В это время от шаха прибыл пристав, который велел перешедших в Кахети картлийцев вновь выселить в Картли. Встревожились кахи и просили шаха (отказаться от этого замысла], однако не послушал их [шах] и прислали более аильного [пристава]. И выселил он всех перешедших картлийских азнауров и крестьян, кроме тех, которые выкупили себя или кахи [их выкупили] и вернули картлийцам же.
А так как лезгины и, особенно, чарцы беспрестанно враждовали, предложили кахи Имамкули-хану разорить Чари и избавить Кахети от этого бедствия. Послушался он и собрал войска всего Кахети с тушами, пшавами и хевсурами, выступил и стал в Вардиани лета Христова 1706, грузинского 394, чтобы оттуда нападать постоянно. Явились там чарцы и умоляли не убивать [их] и обещали выплатить Дань с остатками [прошлых лет] и покориться так, как пожелает [царь].
Имамкули-хан согласился на это, ибо они были мусульмане, однако не разрешили кахи, так как имели злобу большую на них. Затем напали на Чардахи, опустошили и прилегающие к нему села сожгли и разорили [все вплоть] до Кавказских гор и никто не смог им противостать.
А около 60-ти чарцев увидели царя с небольшим отрядом, которого развлекали музыкой, подкрались и начали палить из ружей, наблюдая, что предпримут [кахи]. Но никто не предполагал, что побегут [кахи]. А по своей неопытности Имамкули-хан держал при себе не избранных воинов, а негодных. И не зная, что предпринять, забеспокоились они, а чарцы усилили пальбу и эти побежали. Разгневался Давид и пытался вступить в бой. А туши, увидев бегущих, забрали Давида и доставили в Карагаджи.
Узнав об этом, бежали кахи. Тогда напали на них лезгины и убивали беспощадно, убили многих вельмож, а больше крестьян, а остальных захватили в плен, забрали богатство Имамкули-хана и добычу кахоз многую. И усилились после этого чарцы и построили укрепления, потом выступили и заняли окрестности [Чари] и стали еще больше нападать, разорять, захватывать пленных, опустошать и убивать в Заречье и Кахети беспрерывно.
А Имамкули-хан, вместе со всеми кахами скорбящий об этом, известил шаха, и тот в утешенье прислал дары.
Но хотя и усилились лезгины, кахи также убивали и истребляли их, где только встречали, ибо в долине лезгины не могли одолевать кахов.
После того в Карагаджи прибыл каталикоз Доменти, так как шах даровал ему кахетские земли, принесенные в дар Мцхета. Имамкули-хан принял его с честью и дал ему волю в делах своих и отпустил.
А лезгины то мирились, то начинали враждовать. Потом захватили Элисени и начали свои походы и опустошили многие села так, что Имамкули-хан оставил Карагаджи и дворец свой устроил в Телави и Манави и зимой пребывал там, а летом в Магаро.
И жаловал его шах и он также посылал [шаху] пленных дочерей и сыновей кахетских вельмож и просил помощи (но не он положил начало посылке пленных, а Гиорги и Леван, и после них число их все росло).
И похвалили Имамкули-хану тбилисские бани. Ни о чем не уведомив, подошел [Имамкули-хан] к Тбилиси без ведома Вахтанга. Узнал это Вахтанг и спустился с Коджори. Сообщили это Имамкули-хану и собрался сразу и удалился. И когда явились посланцы Вахтанга, он также послал людей с извинениями. А если бы догнали [Имамкули-хана картлийцы], осрамился бы сильно.
После этого умер царь Эрекле лета Христова 1710, грузинского 398 в Испагане. И после скорби предпочел Имамкули-хан идти к шаху, чтобы получить помощь или остаться там. По этой причине попросил шаха, чтобы призвал [ело в Иран]. Согласился шах и призвал через пристава. И по пути пригласил его Вахтанг в Тбилиси лета Христова 1711, грузинского 399, устраивал в его честь пиры и охоту, затем породнились [цари] и Вахтанг выдал дочь свою Тамар в жены Теймуразу, брату Давида. (А Теймураза, с разрешения церковных властей, заставили разойтись с дочерью Баимдура эристава и свершили так). Затем в знак любви и единства преподнес Вахтанг подарок и отбыл Имамкули-хан в Испаган, а Теймураза оставил правителем Кахети. И свершила все это Анна, их мать.
В ту пору из-за насилия лезгин стали крестьяне убегать и прибывали к лезгинам, ибо пострадав от своих владельцев и прибыв туда, указывали [лезгинам] дорогу и нападали [лезгины] на села [и] стада, людей убивали и скот угоняли. А кахи гнались за ними, то те одолевали, то эти. И так было без конца. Иногда мирились, но затем начинали пуще нападать.
В это время, лета Христова 1712, грузинского 400 отправился Теймураз в Тбилиси торжественно, ибо Вахтанг собирался в Испаган, справил свадьбу и с большим приданым и почетом привел Тамар в Манави и вновь справил свадьбу достойную.
После начали кахи — как это в обычае у них — враждовать друг с другом и обособляться друг от друга и не видели в этом гнева [божьего], и сами поступали так, что усилились лезгины путем воровства [и] разбоя и стали они теперь выступать по призыву кахов, как поступил Реваз, моурави Кисики, когда послал против Мераба, моурава Элисени, лезгинское войско, и сбежал Мераб через кровлю дома и лезгины захватили его имущество.
Однако и Мераб поступил также с Ревазом. Этим осмелели лезгины и разоряли страну. И даже когда /мирились, не прекращались их набеги. А [когда] кахи упрекали в неверности, говорили, что совершили это молодые, совершили это юные, и если кахи одолевали, приводили их, отбирали добычу и возвращали [кахам]. Этим слабели кахи и усиливались лезгины.
И был некий Тура Рамазашвили, который разбойничал и [нападал] на лезгин и причинял им вред. Привел он [как-то] пленных, а Паата мандатуртухуцеси, рассердившись, приказал отобрать у него все. А тот взмолился повременить немного, так как жена была роженицей и могла умереть, однако не согласился Паата из-за вражды [к нему]. Озлобленный этим Тура перешел в Чари и стал предводительствовать у лезгин и нападать с войском на Кахети, ибо знал места и укрепления и подходы и выходы. И благодаря ему чарцы побеждали многажды.
Затем вновь напал Тура и встретил его Паата во главе кахов. Увидел его Тура, отступил и завлек их в лесные укрепления. И когда Паата подошел поближе, атаковал [его] Тура ружейной пальбой. Кахи убежали и упавшего [с лошади] Паату убил Тура, пиная его ногой, а остальных перебил и ушел с добычей.
А царица и Теймураз пребывали в Телави, Манави и Магаро в печали, а верховодил [епископ] Николоз Алавердели, которого считали подходящим [правителем], ибо был весьма хитрым.
А Имамкули-хан находился у шаха Султан-Гусейна в Испагане в продолжение пяти лет, ничего не в силах предпринять, только воздействовали на Вахтанга, чтобы принял мусульманство. Затем лета Христова 1715, грузинского 403 прислали [Имамкули-хана] опять в Кахети. И прибывшего в Казахи, пригласил его Иесе в Тбилиси и устраивал ему пиры, охоту и развлечения. [Потом] породнились и отдал Имамкули-хан сестру свою Елену в жены Иесе по указу шаха, затем вручил подарки и, выступив [из Тбилиси], пришел в Телави. И дал моуравство Кисики и начальство над войсками Кахети везиру Киаса, тот на некоторое время усмирил лезгин.
После того к пребывающему в Манави Имамкули-хану прислал Иесе сватав — магадатуртухуцеса Зураба, Авалишвили Зазу и Капланишвили Реваза. Тогда пришли чарцы для разбоя. Узнали об этом кахи, выступили и с ними же пошли сваты. Прибыв [на место, кахи] обратили лезгин в бегство и погнались за ними, убивая. Но в одном месте лезгины одолели кахов и побили многих. Увидев это, побежали и остальные кахи. Лезгины погнались за ними, убили элисенского моурава Мераба, Зазу и Раваза и 24 знатных кахов и крестьян многих, захватили добычу и ушли.
Тогда притесненные кахи стали совещаться о том, что предпринять. И так как никто им не помог, по совету Алавердела задумали хитрость и решили, чтобы дать лезгинам проводник а и направить их на Картли, Казахи, Шамшадилу и Карабаг и Ширван, ибо избавится этим земля наша от разорения и пусть эти земли во гневе своем начнут враждовать с чарцами.
В там же году пришел Иесе в Марткопи и справил свадьбу христианско-мусульманскую, забрал Елену торжественно и возвратился в Тбилиси.
После опустошения чарцами Хунани попросил Имамкули-хан у Иесе помощи и прислал тот спаспета Луарсаба с войском Бараташвили. Пришли [они] и стали в Магаро вместе с войском кахав, собираясь напасть на Чари. Тогда выступили чарцы для разбоя. Узнав [об этом], картлийцы и кахи вооружились и пошли на них. Но чарцы разведали их и не захотели сражаться. Однако некоторые юные картлийцы и кахи атаковали, и так как не смогли их остановить, остальные также последовали за ними, чтобы подкрепить тыл.