Увидев это, леэгины атаковали передовых и обратили их в бегство, те накинулись на большое войско, не устояли и побежали все. Преследовали они до Кишки и убивали безжалостно и забрали большую добычу. А опечаленные картлийцы прибыли в Тбилиси.
Затем Иесе вновь послал Автандила Амилахора с войском Верхнего Картли. Пришли они и стали в Сагареджо [и оставались там] несколько месяцев праздно и возвратились к себе. А Кахети был в постоянных походах и боях.
А лета Христова 1716, грузинского 404, весной преставилась царица Анна. Оплакивать ее в Патар-дзеули пришли Иесе и Елене и похоронили Анну в Алаверди.
В том же году в Телави прибыл Иесе, искавший убежище. [Имамкули-хан] принял его с честью и послал человека к шаху и просил его отозвать Иесе к себе и заставил уйти шахских воинов, присланных Бакаром [за Иесе]. И пришел мордар шаха и забрал Иесе и не смог Имамкули-хан перечить, и ушла с ним и жена его Елене и послал [Имамкули-хан] Теймураза проводить его с почетом до Лило.
В это время подошли лезгины к Шилда [и] Кварели, о простолюдины укрепились и перебили многих лезгин. Но после [лезгины] разбили и захватили укрепления и сожгли многих в башнях и ушли, а преследовавшие их кахи не подоспели. Тогда приняли предложение Алавердела, о чем говорилось выше, дали кахи чарцам проводников, ушли [они] и разорили Болниси, а сами [кахи] установили с ними мир. Затем постоянно разоряли Шак, Ширван, потом отправились и опустошили Ардебиль и вернулись с большой добычей.
После того схватил Имамкули-хан везира Киаса, отнял имущество и заключил в Панкиси. Однако Киаса сбежал и прибыл в Тбилиси. Бакар принял его, пожаловал ему дворец его и не передал [везира] Имамкули-хану. За это возникла между ними вражда и доносили шаху друг на друга.
А во время мира между лезгинами и кахами пошли туши, перебили лезгин и угнали большие стада. Догнали их чарцы, но побили их туши и обратили в бегство и вернулись благополучно. Тогда прислали чарцы [послов] к Имамкули-хану [со словами]: «мир между нами и почему туши сделали это». Разгневался Имамкули-хан и приказал возвратить захваченное, но туши отказались. Вновь послал моурава и его также не послушались. Тогда собрался сам Имамкули-хан и пришел и приказал открыть по ним стрельбу.
Однако они не пожелали видеться с Имамкули-ханом, повернулись спиной и стали безоружные и на стрелков также не потрудились взглянуть. Тогда царь простил им, никого не убил, только отнял добычу и вернул лезгинам вместе со скотом.
После того пришел царь Вахтанг в Сапурцле лета Христова 1719, грузинского 407, в декабре, ибо поручил ему шах уладить лезгинские дела. Имамкули-хан тоже подошел к Сапурцле и стал на берегу Арагви. Встретились [цари], обновили любовь и заключили договор и дал Вахтанг войско и возвратились каждый к себе. Весной прислал [Вахтанг] Эрасти Капланишвили с войском Бараташвили, пришел [тот] и стал в Карданахи и оставались там [картлийцы] четыре месяца. Лезгины также выступили, но кахи «е дали вступить с ними в бой. А потом праздно стоявшие [картлийцы] ушли к себе.
И той же зимой шах прислал ширванского бегларбега для разорения Чари. Тот известил Имамкули-хана, как и подобает, о своем приходе и ждал ответа. Однако, по настоянию кахов, Имамкули-хан и не ответил и проводников не дал, [боясь], что «при его неудаче шах обвинит нас».
И тот [бегларбег] с ширванским войском прибыл в Шаки. В один день напали чарцы, убили беглар-бега и перебили войско его и забрали добычу несметную, так что чарцы верблюда продавали за четыре рубля.
Узнав об этом, шах написал Вахтангу, чтобы тот выступил и разорил Чари. Слышавшие это епископы и вельможи кахов отправились [к нему] и просили царя Вахтанга выполнить приказ шаха. Тот обещал и выступил с большим войском лета Христова 1721, грузинского 409, в январе. В ту же ночь пришли лезгины в Хашми [и] до Уджарма. [А кахи] поступили неподобающе, ибо не известили об этом Вахтанга, предполагая, что если [царь] их истребит, Чари останется невредимым, и считали, что чарцы собираются отступить. Затем привели его [и находился он] в Магаро сорок пять дней, чтобы [дать возможность населению] заселиться и земля застроилась, и потом идти на Чари. А Вахтанг из Магаро пришел повидать Имамкули-хана, так как недомогал Давид и договорились обо всем. И чарцы также обещали Вахтангу покориться.
Однако по указу шаха отбыл [Вахтанг в Картли].
И была печаль большая у кахов, и уходили [из своих домов] и строили крепости и укрывались в них в Телави, Алаверди, Лалискури, Шилда-Кварели, Гавази, Веджини, Сагареджо, Хашми и других местах. И разорялась страна разбоем и нападениями.
И в такой обстановке и умер царь Давид лета Христова 1722, грузинского 410. Отнесли и похоронили в Кумы.
И тогда разделились кахи, некоторые пожелали Теймураза и некоторые Махмадкули-хана. А Теймураз правил Кахети добром, с помощью жены Имамкули-хана.
А Имамкули-хан оставил двух сыновей — Махмад-мирзу и Али-мирзу и одну дочь.
В эту пору пришли лезгины и разорили Тианети. С ними сразился Теймураз с кахами, а лезгины засели в одном укреплении и убивали многих и убили [епископа] Харчашнела, Филипе Чолакашвили. Затем атаковали кахи, взяли укрепление, перебили и истребили лезгин так, что немногие спаслись. И забрали кахи добычу их и вернулись с победой. Однако и после этого лезгины постоянно нападали на Кахети.
11-й царь Константин,
царствовал 6 лет
Лета Христова 1723, грузинского 411 прислал шах Махмадкули-хана, сына Эрекле от служанки, которого нарекли царем кахав Константином. Пришел тот и стал в Казахи, так как шах пожаловал ему Ереван, Шамшадило и Казахи. И явились кахи к нему.
А сей Махмадкули-хан был твердый мусульманин, дерзкий и гордый, богатый и кровожадный, ибо за малый проступок казнил людей.
После того шах пожаловал Вахтангу [титул] сардара Адрибежана. Прислал он [Вахтанг] в Казахи хана и не принял его Махмадкули-хан и навестил Вахтанга, что «Казахи пожалован мне». Тот согласился с этим и попросил, чтобы дал [Махмадкули-хан Вахтангу] войско. Договорились на том твердо, что встретятся для мира и союза. А когда Вахтанг прибыл с войском в Хунани, туда же отправился Махмадкули-хан. В дороге ему поднесли письмо от Иесе и некоторых картлийцев, чтобы не пришел он к Вахтангу, «ибо собирается убить тебя». Поэтому отступил, перешел [реку] Мтквари, [прошел] Караиа ночью и прибыл в Сагареджо. Оттуда послал Теймураза опять с предложением мира, сам связался с чарцами, помирился с ними и призвал некоторых и оставались [они] у него.
Затем вернулся Теймураз [и сказал], что Вахтанг жалел о нарушении договора и вновь предлагал объединиться. Но потом [люди из] племени Гогджалу убили картлийцев-обозников, а Махмадкули-хан не послал Вахтангу войско. Поэтому Вахтанг направил в Казахи войско. Узнал об этом Махмадкули-хан и он тоже послал кахов и сразились [кахи с картлийцами] в Казахи. Призвал [Махмадкули-хан] снова лезгин, дал им в проводники кахов и опустошили полностью Лило. После того Вахтанг перебил [племя] Гогджалу и захватили в Ереване имущество Махмадкули-хана. Оскорбился Махмадкулот-хан и дал чарцам жалованье и проводников-кахов, прошли они ночью Куркута, а утром напали на Цинцкаро, разорили, пленили и угнали царские стада, забрали большую добычу, перешли [реку] Мтквари у Хунани и возвратились.
После того Бакар и Иесе пришли в Мцхета и опустошали Сагурамо, а Махмадкули-хан послал Теймураза и сражались.
Спустя немногое время с согласия Махмадкули-хана помирились и Теймураза и кахских епископов и вельмож пригласили в Тбилиси, там закрепили мир и поклялись Вахтангу отказаться от неверности и быть крепкими в любви и единстве. Затем устроил [Вахтанг] пир и охоту и одарил и отпустил и вернулись к Махмадкули-хану. Тот тоже обрадовался миру и единству.
Однако во время этих смут Вахтанг и Махмадкули-хан доносили друг на друга шаху, так как Испаган был взят и шахом был Тамаз. Он по совету своих [приближенных] предпочел Махмадкули-хана и пожаловал ему Картли. Поэтому Махмадкули-хан собрал кахов, чтобы посоветоваться, как поступить, ибо говорил: «Связаны мы клятвой и считаю, что этим начнется смута большая. Теперь решил я послать приказ [шаха] и известить Вахтанга (как поступил он сам). Этим укрепятся наши отношения, а после сообщим шаху о нашей общей твердости». Однако слушавшие его кахи и, особенно, Алавердели отвергли это, ибо надеялись захватить Картля и потом разбить лезгин и освободиться. Послушался их Махмадкули-хан и пришел и стал в Авлабари и случилось то, что уже описали мы. А лезгины постоянно нападали и разоряли Кахети.
А после захвата в плен Махмадкули-хана османами в Тбилиси сбежал [он] из крепости, перешел мцхетский мост и пришел в Марткопи, забрал семью и домочадцев своих и прибыл в Телави и предложил мир лезгинам и османам. Но османы напали на Марткопи лета Христова 1723, грузинского 411, разорили, пленили, иконы и кресты разбили, сожгли, опустошили и возвратились в Тбилиси.
А весной состоялся большой поход лезгин и подвергся Кахети нападениям, истреблению, пленению, разорению и сильному опустошению. После этого не смог Махмадкули-хан оставаться в Телави и с царицей и домочадцами и вельможами ушел в Тианети. Лезгины преследовали его. И так как не было иного выхода, обещал Махмадкули-хан чарцам дружбу и добро [соседство]. Согласились они, пришли и забрали его в Кисики, а Теймураз и большинство кахов с домочадцами и епископами прибыли в Ананури. (А лошадь, нагруженная святынями, споткнулась в Арагви и унесла река те святые мощи, были утеряны и святые мощи царицы Кетеван).
А лезгины пришли и осадили Ананури. Тогда кахи укрепились в Ананури и не смогли лезгины причинить вреда и отступили. Теймураз с супругой и домочадцами своими остался в Ананаури, а кахи ушли к Вахтангу.
Спустя немногое время собрались чарцы выступить на Кисики. Махмадкули-хан принял это не к добру, сбежал и пришел в Кисики. Тогда чарцы напали на царицу и [разграбили] ее имущество и, не найдя Махмадкули-хана, ушли с добычей к себе. Затем Махмадкули-хан забрал царицу тоже, стал в Телави и оттуда обратился к чарцам: «Доверился я гостем вам, не подобало это от вас». А они ответили, что «без нашего ведома совершили то юноши и наказали мы их». И добычу возвратили и сказали: «Мы вновь твердо [остаемся] твоими друзьями». Однако Кахети постоянно подвергался походам лезгин и разорению.