В эти времена уже не было званий князей, владетелей и азнауров, а назывались пашей, бегом, алибегом, санджаком и агой, ибо в Ахалцихе и Олтиси был атабаг, нареченный ахалцихским пашой. В Кола сидел паша, в Шавшети-Аджара — бег и в других местах алибег и ага, хотя и подчинялись ахалцихскому паше и участвовали в его походах.
Потом к Аслану прибыли Баграт и Гуриели, бежавшие от Арчила, и обещали большую взятку. Он сообщил султану, а разгневанный султан прислал арзрумского пашу с войском [со всех земель] по эту сторону Суаз. Пришел он и Аслан-паша повел его в Имерети и случилось то, о чем было написано.
Тогда находившийся в Квацхути арзрумский паша получил от Арчила письмо: «Совершил я все это с помощью Аслан-паши, ибо взял он у меня клад большой для султана и дал за это Имерети. В чем же теперь вина моя?» Арзрумский паша написал об этом султану и султан велел отрубить голову Аслан-паше. Тогда [арзрумский паша] отрубил в Квацхути голову Аслан-паше лета Христова 1677, грузинского 365 и отослал голову в Стамбул. И арзрумский паша и месхи возвратились в Самцхе.
Однако, узнав об этом, сын Аслан-паши отправился в Стамбул, вручил [султану] взятку большую и за это дали ему должность паши и возвратился в Ахалцихе.
16-й Юсуп-паша,
был пашой 10 лет
И сел сей Юсуп-паша лета Христова 1680, грузинского 368 и стал править, как и предшественники
его. А в эти времена каждый, кто мог заполучить серебро, отправлялся в Стамбул, давал взятку и получал поместье и завладевал им, как совершил священник, сын Цириаги, которого продал Гуриели. Сей священник, приняв мусульманство, накопил серебро, отправился в Стамбул, дал взятку, дали ему Джавахети и нарекли пашой. Он и сыновья его завладели Джавахети и по сей день суть паши. Этим уменьшались знатные месхи и возвышались недостойные и безродные. От этого еще больше разорялись церкви и строились джамэ и забывались грузинские нравы, кроме языка, и возвышался среди них Магомет и остатки икон и крестов истреблялись и превращались в украшения их женщин, и от них совершались чудеса многие, но никто на это не обращал внимания. Таких [святынь] не все осмеливались уничтожать, хотя и продавали целиком. Об остальных [делах] нет здесь времени рассказывать.
Сему Юсуп-паше отдал царь Гиорги Александра, сына Баграта, и посадил он его царем в Имерети лета Христова 1683, грузинского 371 и сам возвратился в Ахалцихе.
Он же послал шавшетского бега и изменой отрубил голову Кайхосро Гуриелу и в Гурию посадил Гуриелом брата его Мамию лета Христова 1685, грузинского 373.
Потом умер сей Юсуп-паша лета Христова 1690, грузинского 378.
17-й Аслан-паша**,
был пашой 11 лет
Тогда брат его Салим отправился в Стамбул. Дали ему должность Паши за взятку, возвратился в Ахалцихе и правил так же. При нем прибыл царь Гиорги, принял он его с честью. Затем по велению султана дал [Салим] царю Гиорги мусалима с войском, пошли [они] и посадили царем Арчила. Потом вновь прибыл царь Гиорги с домочадцами [и] поселил их в Ошора. Затем, по приказу султана, Салим-паша осадил Ошору, захватил царя Гиорги и держал его узником в Ахалцихе. Однако месхи устроили царю Гиорги побег лета Христова 1691, грузинского 379.
Ему же [Салиму] прислал Назарали-хан Александра. Собрал он [Салим] по приказу султана войско, повел в Имерети и посадил Александра царем и укрепил Кутатиси и разрушил церковь и вернулся опять в Ахалцихе. Потом с разрешения того же Салим-паши* и за взятку прогнали имеры Арчила и посадили Гиорги.
И было бедствие великое над месхами от янычар, поставленных в крепостях. Хотя [месхи] были мусульманами, убивали [янычары] мужчин и насиловали женщин, а также юношей и отнимали многое незаслуженно. Сей Салим-паша при поддержке месхов послал в Стамбул дары большие и просил отозвать янычар и [вместо них] поставить кули. Согласились [османы] и прислали кули и избавились [месхи] от этого бедствия.
А имеры изгнали Гиорги и посадили Арчила. Оскорбился этим Салим-паша**, ибо свершили это без его ведома, и известил султана. Разгневался султан и велел изгнать его. Тогда Салим-паша призвал от Назарали-хана сына Александра, Свимона, лета Христова 1698, грузинского 386, привел в Имерети и посадил царем. Потом сей же Салим-паша того же Свимона поручил Мамии Гуриелу, чтобы посадил его царем. И в том же году умер Салим-паша лета Христова 1701, грузинского 389.
___________________
* У Вахушти: Аслан-паша.
** Должно быть: Салим-паша.
___________________
18-й Исак-паша,
был пашой 4 года
А сын Юсуп-паши отправился в Стамбул, поднес Исак взятку большую, дали должность паши и возвратился в Ахалцихе и правил также. Сей Исак-паша от Назарали-хана привел Гиорги, сына Александра и держал при себе для последующего воцарения в Имерети.
А упомянутые здесь паши потому тревожили Имерети, что если бы они не ходили на Имерети, заставили бы их идти в походы по желанию их [османов] и были бы у них бедствия и дальние пути. А этими походами богатели они казною и пленными, ибо мусульмане не останавливались перед разорением, пленением и убийством христиан.
А Исак-паша разгневался из-за непокорности Абашидзе и возвышения его [и] донес султану. В ответ прислал султан арзрумского пашу сераскиром с большим войском и пришел его кеха в Ахалцихе с войском, а сам сераскир прибыл в Гурию, перешел [реку] Чорохи на лодочном мосту, ибо ему было велено в продолжение семи лет оставаться в Имерети и полностью разорить [эту землю] вместе с крепостями.
И Исак-паша и кеха перешли с войском Персати, но у моста Кака имеры устроили засаду. А они [османы] стали палить из больших ружей, имеры не выдержали и вступили они [османы] в Имерети и совершили то, о чем было написано.
И умер султан Мустафа и сел Ахмад. Велел он сераскиру отступить из Имерети. Тогда они царем оставили Гиорги, сына Александра и помирились с Абашидзе, в Багдади построили крепость Тхмели, поставили там янычаров и ушли лета Христова 1703, грузинского 391.
Однако имеры встретили их на горе и догнали их, но эти не повернули назад по причине приказа [султана] и наступающей зимы и перебили имеры многих и Исак-пашу ранили в руку и убили колского пашу и забрали добычу многую и месхи вернулись в Ахалцихе. А кеха с войском ушел в Арзрум, так как туда же прибыл из Гурии сераскир.
После этого Исак-паша правил атабагством. А колский паша не очень повиновался и сердился Исак, ибо по указу султана тот должен был ему подчиняться. Поэтому послал человека и убил его изменой. А наследники его обратились к султану ибо хотя [колский паша] и подлежал суду, [Исак] не имел права для своей выгоды убивать пашу или бега, алайбега, агу и воина, но только для благополучия короны [султана мог он убить их]. Разгневался султан [и] прислал палача, чтобы обезглавить Исак-пашу. Узнал об этом Исак-паша, сбежал, прибыл в Стамбул и несколько лет скрывался там. А в Ахалцихе прислали пашой Аслана, сына Салим-паши, двоюродного брата Исак-паши.
19-й Аслан-паша,
был пашой 3 года
Лета Христова 1705, грузинского 393 пришел Аслан-паша и сел в Ахалцихе и управлял по их обычаям, ибо не было [там] больше христиан, кроме крестьян, и в ту пору тех тоже [оставалось] немного в Самцхе, исключая Джавахети, и еще меньше в Шавшети, Аджара и Артани. И во всем атабагстве было несколько купцов. Но строились села и поселки, так как в это время был на этих землях мир. И согнанные [жители] из Картли и Сомхити поселялись здесь, а больше в Джавахети, преимущественно пленные имеры и умножались сильно [и принимали] мусульманство, ибо кроме выплаты дани, крестьяне не терпели урон.
А затем Исак-паша объявился в Стамбуле, ибо сел другой везиразам. Дал [Исак] взятку большую и вновь пожаловали Исак-паше [должность] паши и Аслан-паша ушел в Стамбул.
18-й Исак-паша,
был пашой 8 лет
Пришел Исак-паша лета 1708, грузинского 396 и сел в Ахалцихе. Он унизил сторонников Аслан-паши, отнимая у них деньги и бесчестя их, и возвысил своих.
Лета 1712, грузинского 400 пришел царь имеров Гиорги, прося о помощи. И Исак-паша обещал и потом, с разрешения паши, отправился [Гиорги] и захватил Имерети. Затем лета Христова 1713, грузинского 401 пришел тот же Гиорги. Но после смерти Гуриела с разрешения же паши захватил Имерети лета Христова 1713, грузинского 401.
19-й Аслан-паша
был пашой 2 года
А лета Христова 1716, грузинского 404 вновь отдали [атабагство] Аслан-паше и прибыл в Ахалцихе, а Исак-паша опять отправился в Стамбул.
А сей Аслан-паша из-за взятки и просьбы Бежана Дадиана и Зураба Абашидзе выступил в Имерети и случилось то, о чем было написано. Затем возвратился в Ахалцихе. И он так же поступил со сторонниками Исак-паши, как поступил тот с его сторонниками.
18-й Исак-паша,
был пашой 19 лет
После того, лета Христова 1718, грузинского 406, пожаловали опять [должность] паши Исак-паше, пришел и сел. Но Аслан-паша ушел в Стамбул, чтобы мольбой и взяткой Исак-паши дали бы Аслан-паше [должность] какого-нибудь паши, чтоб больше не соперничал с Исак-пашой.
Потом к Исак-паше из Стамбула пришел царь имеров Гиорги лета Христова 1719, грузинского 407. Он [паша] послал с ним своего мусалима с войском, пришли в Имерети и свершилось все то и оставили там Гиорги и возвратились месхи [к себе].
А после смерти царя Гиорги послал Исак-паша к царю Вахтангу шавшетского бега и попросил [у него] Александра, сына Гиорги. Тот прислал его с дарами и потом, лета Христова 1721, грузинского 409, по указу султана вступил в Имерети и случилось то, о чем было написано. Затем Александра посадил царем, приставил к нему Бежана Дадиана и сам вернулся в Ахалцихе.
А лета Христова 1723, грузинского 411 султан прислал арзрумского пашу сераскиром с большим войском для захвата Адрибежана. Тот прибыл в Карс и призвал Исак-пашу. Потом вступили в Тбилиси и свершилось все то, о чем мы писали о Картли.
А в Ахалцихе сидел мусалим и правил по воле Исак-паши. И сей Исак-паша после смерти Иесе был поставлен султаном правителем и владетелем всей Грузии, а именно — Самцхе-саатабаго, всего Имерети, Картли, Лоре-Казах-Шамшадило и Кахети. А так как Картли был в большом бедствии, застроились [и заселились выходцами] оттуда Джавахети и Самцхе. И разбогатели беги, алайбеги, аги и паши отнятым у них [имуществом]. А [жители] Джавахети и Самцхе претерпевали многие беды от проезжих воинов.