А царь Гиорги в эту зиму вместе с эриставом напал на Зураба, разорил его вотчину и ушел. По этой причине Бежан Дадиани и Зураб Абашидзе обратились с просьбой к Аслану, ахалцихскому паше и обещали взятку большую, чтобы помог он им на царя и царем посадил Гуриела. Согласился Аслан-паша и выступил с войском.
В эту пору умерла Тамар, жена царя, и предали земле в Гелати. А сам царь собрал войско, а пашу встретили Бежан и Зураб. Царь не смог противостать пришедшим и ушел в Рача. Османы пришли и собирались вступить в Рача, стали в Квацихе и стояли там месяц, потом отступили и стали в Кутатиси. А царь с войском Рача спустился в Свимонети. Узнав об этом, паша выступил наскоро, напали на Свимонети и был бой лета Христова 1716, грузинского 404, царь был побежден и погибли рачинцы и царь ушел в Картли, а паша вновь стал в Кутатиси. Бежан и Зураб напали на царицу Родам в Сванети, разорили и ушли.
Гиорги Гуриели
царствовал 3 месяца
Привели Гиорги Гуриела и посадили царем и эриставу предложили союз. Тогда отдал эристави дочь свою Гулкан в жены Отии, сыну Бежана и укрепили этим союз и паша ушел в Ахалцихе.
После этого несли вещи Гуриела из Гурии, засели рачинцы у Саломинао и разграбили богатства Гуриела и пленили его слуг и продали. Узнал об этом Гуриели и опять бежал в Гурию.
Тогда эти три вельможи разделили Имерети между собою и завладели каждый своей землею.
В ту пору начала ревновать к Гиорги Гуриелу мать его, Елене, привела сына своего, бывшего монахом, постригла, нарекла Кайхосро и посадила Гуриелом. [Затем] привлекла взятками Дадиана, эристава и Зураба с войском и изгнали Гиорги. Разорили они Гурию, получили взятку и ушли. А Гиорги Гуриели ушел в Ахалцихе.
А весной в Имерети прибыл царь Гиорги, обратился к этим трем вельможам, однако те не пожелали его царем, испугался [царь их] и ушел в Ахалцихе. Там породнились Гуриели и царь, ибо после заточения Липаритиана жена его Тамар, дочь Гуриела, ушла в Ахалцихе и взял ее царь Гиорги в жены.
Но так как Исак-паша и Аслан-паша враждовали меж собою, не смогли они помочь царю и Гуриелу и поэтому оба отправились в Стамбул. По прибытии в Арзрум дал арзрумский паша войско Гуриелу, вернулся [он] и завладел Гурией и изгнал мать свою с сыновьями. А царь ушел в Стамбул лета Христова 1717, грузинского 405.
Царь Гиорги ушел
в Стамбул
А гурийский эристави и Бежан Накашидзе не пожелали Гуриелом Гиорги, ибо мать [Гиорги] с их помощью изгнала [сына]. Призвали они Бежана Дадиана, ибо дочь Дадиана была замужем за Гиорги, сыном Бежана Накашидзе. Прибывшему Дадиану не смог противостать Гуриели и ушел в Батуми. А Дадиани разорил Гурию и ушел и Гиорги вновь занял Гурию.
А зимой придрался Дадиани к Зурабу Абашидзе, собрались Бежан и эристави и напали на Зураба. Не смог Зураб им противостать и укрылся в Сверской крепости. Те опустошили его земли (ибо сей Бежан желал стать таким же, каким был Гиорги Абашидзе, однако не сумел).
Потом Бежан подослал эриставских слуг к брату своему Манучару, неожиданно схватил его и заточил в Лехвирской крепости.
Тогда договорились Зураб и эристави породниться, отняли у Бааки Чикована жену, сестру эристава, у которого преж сего отняли Чхвиши, и женили сына Зураба, Давида на ней, то есть на жене дяди своего, ибо Зураб был женат на сестре Бааки, и укрепили этим все трое союз.
Еще обратился Гуриели к Дадиану, чтобы он отдал ему дочь [Дадиана], которая была замужем за Гиорги Накашидзе и установить этим мир. Бежан Дадиани разрешил это. Тогда Гуриели изгнал своего эристава и подошел к находящемуся в крепости Накашидзе и отнял жену, сам отпустил жену, дочь Шарвашидзе и женился на этой и укрепился в Гурии с помощью Дадиана.
Еще эристави осадил Кварскую крепость, взял ее и занял сам, изгнал род Яшвили из Рача и сам же захватил их вотчины.
Еще Зураб истребил род Чхеидзе, сыновей Баны, и продал их с домочадцами и захватил их вотчины.
Так же Бежан истреблял одишцев-лечхумцев и укреплялись подобным путем.
После того из Стамбула в Ахалцихе прибыл царь Гиорги. Дал ему Исак-паша по указу султана войска и пришел в Имерети в августе лета Христова 1719, грузинского 407, ибо османы всегда приходили в этот месяц, и стал в Кутатиси. Тогда собрались все трое вельмож и стали в Окрибе и никто из знатных не явился к царю, кроме простолюдин. Царь предложил этим троим, чтобы признали они его царем и подчинились, но те не пожелали. Тогда царь выступил с османами и утром напал на Дадиана, эристава и Зураба, однако те отступили и ушел Дадиани с Зурабом в Одиши и эристави в Рача. Тогда османы перебили многих воинов их, затем опустошили Окриба, разрушили замки и башни. Потом пошли на Одиши, там тоже не устоял Дадиани, поступили [османы с ним] также и церкви тоже сожгли. И Дадиани, не видя иного выхода, дал взятку большую, примирил их, отступил царь и стал опять в Кутатиси. Затем заключил мир с теми вельможами и занял Имерети, потом отпустил османов и жил в покое.
А весной сговорились эти трое вельмож и подослали к царю Гиорги Свимона Абашидзе, чтобы убить его. Сей Свимон пригласил царя, бывшего в Тхвисской крепости, и во время пира слуги Свимона убили царя Гиорги в субботний день Феодора лета Христова 1720, грузинского 408, и схватили всех его приближенных и продали. А эристави взял крепость Кацхи и захватил его казну. Тогда те трое вновь разделили Имерети, как и прежде, и жили в мире.
После того призвал царь Вахтанг имеров в поход. Ушли эристави, Свимон и Леван Абашидзе с войсками. Потом вернулись невредимыми с большими дарами.
Еще этой зимой Зураб осадил Харагеули. А Мамукашвили находился в Ахалцихе с Александром, ибо сей Александр, пребывающий в Картли у царя Вахтанга, был сыном Гиорги. И как убили отца его, Исак-паша послал шавшетского бега к царю Вахтангу и попросил [прислать Александра, чтобы] посадить его царем в Имерети. Тот прислал его с дарами и оставался [Александр] в Ахалцихе в течение одного года.
А Зураб не смог разрушить Харагеули из-за помощи картлийского царя и отошел, ибо паша собирался прибыть, так как у Исак-паши был указ султана о воцарении Александра в Имерети.
Тогда эристави и Зураб были в ссоре из-за Харагеули, Бежан Дадиани тоже и дружили Дадиани и Зураб и не пожелали они Александра царем. Но эристави со всеми своими сторонниками явился к Александру и отдал [эристави Александру] Кацхи и казну отца его. А Александр ту казну передал паше в качестве взятки. И так как не явились Дадиани и Зураб, по совету эристава осадили Цуцхватй, крепость Зураба и бились один месяц, затем сделали подкоп и подожгли и взорвали малую стену, однако защитники крепости испугались и ночью бежали. Утром крепость нашли пустой, османы вошли и поставили там янычаров и направились в Лечхуми на Бежана и Зураба, вступили, сожгли, опустошили. Бежан хотя и бился, но не очень навредил [османам]. Потом [османы] ушли, вновь прошли через Рача и пришли в Кутатиси и эристави стал в Рача.
Тогда Бежан Дадиани сговорился с пашей и дал взятку 12 кошельков. Тот принял взятку и отрубил Отии Чхеидзе голову, ибо ручался он за эристава и враждовал с Дадианом. Отпустил паша эристава, привел Бежана, посадил Александра царем имеров лета Христова 1721, грузинского 409, поставил Бежана опекуном и сам ушел в Ахалцихе.
21-й царь Александр,
царствовал 31 год
А Александр занял Имерети, за исключением рачинского эристава. Потом Бежан Дадиани породнился с Александром, дал дочь свою Мариам в жены и справил свадьбу. Но хотя царем был Александр, всеми [делами] вершил Бежан Дадиани.
Видя то, что ничего Александр не может, Тамар, бывшая жена царя Гиорги, и Габриел Чкондидели, брат Бежана восполнились завистью и отправились к арзрумскому паше и донесли на Исак-пашу, ибо получил он взятку и Бежану поручил Александра, яко пленника. По этой причине арзрумский паша призвал Исак-пашу и посулила Тамар Исак-паше зло премногое, бесчестье и заточение. Услышав об этом, Дадиани принял это не к добру своему, договорился с Александром и написали арзрумскому паше оправдание Исак-паши и [послали] взятку большую, чтобы передал [он им] Тамар и Чкондидела или помирил их. Поверил им арзрумский паша, взял у Исак-паши взятку и у царя [тоже взял], отправил Исак-пашу и с ним Тамар и Чкондидела, чтобы помирил [Исак-паша их]. А прибыв в Ахалцихе, передал он [Исак-паша] связанных Тамар и Чкондидела Бежану Дадиану. Он заточил Тамар в крепость Дехвири, а Чкондидела лишил должности и оставил невредимым, хотя и был он безбожником, блудником, грешил содомом, пленопродавцем и полным злости.
А из-за такого положения ушел Гиорги Абашидзе в Картли к царю Вахтангу и умер в Тбилиси лета Христова 1722, грузинского 410. В октябре привезли и похоронили в Кацхи.
Лета Христова 1723, грузинского 411 вновь ушли Абашидзе с войском и рачинцы к царю Вахтангу для помощи.
В следующем году царь Александр и Бежан Дадиани осадили Джварскую крепость в Окриба, которой владел [епископ] Гедеван Генатели, брат эристава. И как сделали подкоп, начала стена рушиться. Испугались защитники крепости и сдали царю крепость.
А Бежан Дадиани хотя и служил верно Александру, однако хотел убить Александра многажды изменой и коварством, но не сумел из-за своей дочери, а иногда из-за слуг Александра, ибо были они преданны [царю].
После этого напал на царя Александра в Сканда Шошита эристави, а Александр вошел в крепость и эристави истребил и опустошил, что только нашел, и лета Христова 1728, грузинского 413 возвратился в Рача.
Подошли османы к Поти, построили крепость и посадили пашу. И еще в Одиши построили две крепости, остальные разрушили, Рухский замок [разрушили] до основания и его остатками еще больше укрепили Анакрию и потийскому паше поручили все побережье.