Фейербах, считая основой своего материализма человека, подчеркивал однако, главным образом естественные, природные условия его бытия, но абстрагировался, как правило от общественных условий.
Материалистическое учение о познании.
Фейербах неустанно разрабатывал и двинул вперед материалистическое учение о познании. История познания, указывает немецкий материалист, свидетельствует, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть нам глубочайшие тайны природы. Началом, исходным пунктом познания Фейербах считал ощущение. Свою философию он рассматривал как реабилитацию чувственности. В противовес немецким идеалистам, исходным пунктом для которых было абстрактное умозрение, Фейербах, идя по стопам английских и французских материалистов, настаивал на истинной и научной природе чувственности.
Материя, природа — не только базис духа, но и основание, начало всякого знания и философии.
В чем видел Фейербах функцию разума? Разум, доказывал он, по существу не дает ничего, что не находилось бы в ощущениях. Все наши идеи и понятия происходят из опыта, из ощущений. Однако опытное, чувственное познание, с точки зрения Фейербаха, ограничено в том смысле, что оно имеет дело с отдельными, единичными явлениями. Роль разума заключается в том, согласно Фейербаху, что он берет в связи то, что чувства представляют раздробленно, раздельно.
Точку зрения человеческого коллектива, общественности он очень настойчиво проводит через все отделы своей философии. Отдельная изолированная личность, доказывал он, не могла бы создать язык, государство, нравственность, развисать познание, усовершенствовать разум. Все, что создано человечеством, - результат совокупной деятельности людей.
Материализм против идеализма и религии.
Фейербах отстаивал материализм в борьбе против идеализма и религии. Он неопровержимо доказывал идейное родство последних. Логический источник как идеализма, так и религии, по Фейербаху, лежит в отрыве мышления от чувственного, конкретного бытия. Процесс абстрагирования и создания общих понятий искусно использует идеализм. Он отделяет, отрывает общие понятия от их материальных оснований и превращает их в самостоятельные сущности. Религия и идеализм не довольствуются только тем, что приписывают общим идеям самостоятельное существование. Как для идеализма, так и для религии, по мнению Фейербаха, характерно то, что они стоят на точке зрения первенства абстрактного, нечувственного, нетелесного начала по отношению к конкретному, чувственному, телесному. Идеализм, подобно религии, превратив человеческие идеи в независимые субстанции, выводит из них, как из божественного, всемогущего источника, весь конкретный эмпирический мир. В идеализме, как и в теологии, природа вывернута наизнанку.
Философию Гегеля Фейербах справедливо считал кульминационным пунктом и завершением идеалистической философии. Его критика гегелевского идеализма была, несомненно, одним из самых замечательных явлений домарксистской материалистической философии. В процессе этой критики Фейербах во многом обогатил материализм.
Фейербах вначале выясняет особенность объективного идеализма Гегеля. Прежние философы-идеалисты и теологи, отмечает он, обычно исходили из раз и навсегда совершенного и отрешенного от материальной действительности духовного начала. По Гегелю, такое начало, бог или дух, само должно еще освободиться от материи, само должно еще показать свою истинность и завоевать себе божественность. Но как бог или абсолютная идея «самоосвобождаются» от материи, «превращают» себя в «независимую» от последней сущность? Возможно ли, мыслимо ли это вообще? Фейербах глубоко и убедительно вскрывает всю несостоятельность аргументации Гегеля в защиту позиции объективного идеализма.
Фейербах подвергает резкой критике утверждение Гегеля о том, будто в его философии человечество достигло познания абсолютной истины. «Только люди в совокупности познают природу», - цитирует Фейербах слова Гете. Воплощение рода в одном индивидууме было бы концом мира. Гегель воображал, что его философия есть абсолютная философия, в действительности же она “появилась в определенное время... должна иметь определенный и, следовательно, конечный характер”.
Фейербах в течение всей своей литературной деятельности в центре внимания постоянно имел проблему религии. “Я во всех моих сочинениях, - отмечал он, - никогда не упускаю из виду проблем религии и теологии; они были всегда главным предметом моего мышления и моей жизни”.
Необходимым условием всякой критики религии, говорит Фейербах, является отрицание в человеке какого-либо врожденного религиозного чувства. Признанием такого чувства, якобы изначально присущего человеку, теологи стремятся доказать, что основы религии вечны, незыблемы. Если принять точку зрения врожденности религиозного чувства, замечает Фейербах, то придется признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лености. Но в человеке нет особого религиозного чувства. Религия возникла исторически.
Значение природы в жизни человека, отмечал Фейербах, исключительно велико. Природа есть причина, основа, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием. Человек - часть природы и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа — мать-кормилица человека. Это значение природы для человека, говорит Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека. Старейшая религия людей — это религия, обожествляющая природу, «естественная» религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения.
По Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение.
Религия, доказывает Фейербах, связана не только с умственным застоем и духовной косностью; она неизбежно обрекает человека на пассивность и бездеятельность. Как может человек насильственно изменить окружающий его мир, приспособить его к своим намерениям, если, по утверждению религии, бог сотворил этот мир хорошо и мудро?
Борьба Фейербаха против религии является крупным завоеванием домарксистской материалистической философии. Заслуга Фейербаха по сравнению со всеми его предшественниками заключается в том, что он не удовлетворился общим, хотя и резким, осуждением религии, объявлением ее результатом невежества и суеверия.
Далеко опередив в критике религии младогегельянцев, Фейербах все же остановился на полпути. Он, как правило, ограничивается заменой фантастических религиозных представлении мыслями и идеями, соответствующими "природе человека”.
Фейербах но только но дал конкретно-исторического анализа религии, но, разрушая старую, он стремился вместе с тем создать новую религию, в центре которой должен был находиться человек. “Низводя теологию на степень антропологии, я возвышаю антропологию до теологии”, - провозглашал он.
Учение о морали.
Особенно настойчиво Фейербах отстаивал и проводил свое антропологическое понимание человека в учении о морали.
Фейербах считал, что в основе всех поступков человека лежит стремление к счастью. Человек стремится к тому, что для него является добром, избегает того, что является злом. Добро вызывает в нас чувство удовлетворения, радости, восторга, зло — чувство боли, скорби, недостатка, утраты, унижения. Ощущение есть, стало быть, по Фейербаху, первое условие морали. Аскетической, лицемерной, религиозной морали Фейербах противопоставляет мораль, опирающуюся на стремление человека к удовлетворению своих потребностей в достижении счастья.
”Эгоизм” этики Фейербаха направлен против религиозно-идеалистической морали, приписывающей человеку чуждые ему нормы поведения, отрицающей правомерность его стремления к благополучию.
Этика Фейербаха совершенно абстрактна. Она начисто оторвана от всей сложности противоречивой общественной жизни, от классовой борьбы, от исторического процесса. Этика Фейербаха «выкроена для всех времен, для всех народов, для всех состояний и именно потому она не приложима нигде и никогда».
Вклад Фейербаха в развитие философии.
Фейербах был одним из крупнейших мыслителей прошлого. Его неутомимая борьба против темных сил старого мира, против религиозного дурмана и идеалистических заблуждений, против духовного и социального застоя, за передовое материалистическое мировоззрение и общественный прогресс составляет одну из блестящих страниц истории человеческой мысли.