Мы видим, что Иисуса распяли именно за то, что Он был Сыном Божьим. Это подтверждается анализом Его показаний на суде. Согласно Его словам:
1. Он был Сыном Благословенного.
2. Он был Тем, Кто будет сидеть по правую сторону Силы.
3. Он был Сыном Человеческим, Который вознесётся на облака небесные.
Уильям Чайлдс Робинсон делает вывод о том, что "каждое из этих трёх утверждений носит мессианский характер, а все вместе они производят неотразимое действие".
Хершель Хоббс подчёркивает следующее:
"Члены Синедриона восприняли все три утверждения Христа, объединив их в одном вопросе: "Ты ли Сын Божий?" Сам этот вопрос, подразумевая утвердительный ответ, был, по сути дела, риторическим. Немудрено, что Христос просто ответил: "Вы говорите". Таким образом, Он заставил их принять свои утверждения ещё до того, как Ему был вынесен формальный смертный приговор. Мудрая стратегия! Истязатели Христа послали Его на смерть, как бы и сами согласившись с Его утверждениями о Его Божественности.
Согласно судьям, нужды в других показаниях после слов Христа уже не было. Таким образом Он был осуждён на основе Своих собственных слов. Судьи могли сказать, что нашли Сына Божьего виновным в преступлении, каравшемся смертью.
Роберт Андерсон пишет:
"Нет более убедительных показаний в пользу обвиняемого, чем исходящие от недоброжелательно настроенных свидетелей. Действия врагов Христа подтверждают, что Он действительно провозглашал Себя Богом. Следует помнить, что древние евреи были отнюдь не диким племенем, но весьма культурным и глубоко религиозным народом. Именно на основе этого обвинения за Его смерть единогласно выступил синедрион - верховный государственный совет, составленный из наиболее уважаемых религиозных вождей, включая людей вроде Гамалиила и его великого ученика - Савла из Тарса".
Следующий отрывок из книги Хиларкна Фелдера показывает, какую ответственность, по сути возложили на себя фарисеи, когда вынесли приговор Христу:
"Осудив Спасителя за богохульство на основании Его собственного признания, эти судьи официально, под присягой доказали, что Иисус считал Себя не только теократическим Царём-Мессией, не только Человеком - Сыном Божьим, но и Божественным Мессией, Истинным Сыном Бога. Именно после этого признания Он был предан смерти".
В результате нашего исследования мы можем с уверенностью заключить, что Иисус провозглашал Себя Божеством, причём в понятной для всех форме. Его утверждения были сочтены богохульством, и религиозные вожди приговорили Его за них к распятию, поскольку "Он сделал Себя Сыном Божиим" (Йоан. 19:7).
ДРУГИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ХРИСТА
Равенство с Отцом
Иоан. 10:30-33. Провозглашал ли Себя Иисус Богом в другие минуты Своей жизни? Евреи отвечали на этот вопрос утвердительно, как мы можем увидеть из следующего отрывка:
"Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом".
Слова Христа в начале этого отрывка ещё усиливаются, если мы обратимся к греческому оригиналу Евангелия. А.Т.Робертсон указывает, что "одно (Ьеп) здесь стоит в среднем, а не в мужском роде (Ье1я), и таким образом означает не одну личность (ср. Ье1& в Гал. 3:28), но одну суть мироздания". Он добавляет, что "это чёткое утверждение - наиболее ясное из всех слов Христа об отношениях между Отцом и Сыном (Им Самим). Они вызывают у фарисеев бешеную ярость".
Очевидно, что слышавшие это утверждение не сомневались в том, что Иисус провозглашает Себя перед ними Богом. Таким образом, иудеи могли воспринять слова Христа только как богохульство, и вознамерились взять Его осуждение в свои собственные руки. Законы гласили, что виновного в богохульстве следовало побивать камнями (Лев. 24:16). Эти люди, однако, не собирались допустить полагавшегося в таком случае судебного процесса, не намеревались подготовить обвинительных материалов для передачи властям, чтобы те предприняли необходимые действия. В своём гневе они вознамерились стать судьями и палачами в одном лице, причём слово "опять" явно относится к их предыдущей попытке побить камнями своего Спасителя (Иоан. 8:59).
Из их ответа убедительно следует, что Иисусу грозила смерть не за Его добрые дела, но за "богохульство". Они хорошо понимали Его учение, но взяли ли они на себя труд задуматься над истинностью Его утверждений о Его Божественности?
Иоан. 5:17-18. "Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу".
Интересные мысли в связи с этим приводит А.Т.Робертсон в своей книге "Слова и картины Нового Завета":
"Иисус недвусмысленно говорит "Отец Мой" , а не "Отец наш", заявляя тем самым о Своих особых отношениях с Отцом. Говоря, что "Отец Мой доныне делает" ... Иисус утверждает, что в Своих делах Он равен Богу, тем самым оправдывая совершенное Им исцеление в субботу".
Следует также отметить, что евреи никогда не называли Бога "отец наш", а уж если употребляли такую фразу, то непременно добавляли к ней "в небесах". Иисус, однако, этого не делает. Говоря о Боге, как о Своём Отце, он выдвигает утверждение, которое евреи не могли неправильно истолковать.
Иисус подразумевает также, что покуда Бог работает. Он, Его Сын,-также работает. Опять же, для евреев это означало, что Он называет Себя Сыном Божьим. Подобное утверждение лишь усилило их ненависть к Иисусу. Их прежнее желание преследовать и наказать Его сменяется растущим убеждением, что Его следует предать смерти.
"Я есмь"
Иоан 8,58: "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь".
Он сказал им: "Истинно истинно говорю вам..." После двойного "Аминь", самой сильной клятвы, наш Господь говорит о неизреченном имени Божественного Существа. Иудеи понимают, что Он имеет в виду и в ужасе пытаются побить Его камнями.
Как восприняли иудеи эти слова Христа? Генри Олфорд пишет, что "любое беспристрастное толкование этих слов приводит к тому, что мы видим р них провозглашение исконного, вечного существования Христа".
Марвин Винсент в своей книге "Изучение слов Нового Завета" рассматривает слова Христа как "формулу абсолютного, вневременного Я ЕСМЬ".
Обратившись к Ветхому Завету, можно найти в нём ссылки, которые помогут лучше понять значение слов "Я есмь". Эту работу проделал А.Г.Камбелл: "Из таких параллельных мест Ветхого Завета, как Исх. 3:14, Втор. 32:39 и Ис. 43:10 ясно, что Иисус не выдвигает никакой новой идеи. Евреи были хорошо знакомы с понятием об Иегове Ветхого Завета как о вечно существующем Боге. Новым было лишь то, что Иисус применял это определение по отношению к Самому Себе".
По реакции окружавших Христа евреев мы видим, что они поняли Его слова как притязание на абсолютную Божественность. Такое понимание заставило их, в исполнение Моисеева закона о наказании за богохульство, едва не побить Христа камнями (Лев. 24:13-16).
Камбелл добавляет к вышеприведенному отрывку из своей книги следующее толкование, предназначенное для тех, кто незнаком с иудейской традицией:
"Значение выражения "Я ЕСМЬ" как формулы, предназначенной выразить полную Божественность Христа, становится ясным и в свете того, что Иисус не пытается его объяснять. Не пытается Он и убедить евреев, что те неверно Его поняли. Белес того, те же слова Он повторяет ещё несколько раз по самым различным поводам".
Иисус требует такого же почитания, как Бог
Иоан. 5:23-24. "Дабы все чтили Сына. как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам:
слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на "суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь".
В заключительной части этого отрывка Иисус бросает предупреждение тем, кто обвиняет Его в богохульстве. Он говорит им. что преследуя Его, они в сущности преследуют Отца, и что именно Отец приходит в гнев от их обращения с Его Сыном.
Мы видим также, что Иисус заявляет о Своём праве получать такие же почести, как Бог. А из этого следует, как мы уже сказали, что бесчестить Христа - это то же самое, что бесчестить Бога.
Уордсворт, английский поэт, которого мы здесь цитируем по книге Дж.С.Райля "Мысли, проясняющие Евангелие", заметил: "Говорящие о своей преданности единому Богу не почитают Его как следует, если не поклоняются Сыну так же, как они поклоняются Отцу".
Знать Меня
Иоан. 8:19. "Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего".
"И в Меня веруйте"
Иоан. 14:1. "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте". Меррил Тенни так объясняет эти слова:
"Он был обречён на смерть, ту самую смерть, которой подвластен любой человек. И всё же Он дерзко требует, чтобы в Него верили. Он стал ключом к дверям человеческой судьбы. Он ясно сказал, что от Его трудов зависит людское будущее. Он обещал подготовить место для них, и вернуться, чтобы взять их с Собой".
"Видевший Меня..."
Иоан. 14:9. "Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь:
"покажи нам Отца"?"
"Говорю вам..."
Матф. 5:20, 22, 26,28 и др. В Писании мы видим Иисуса, Который учит и говорит от Своего собственного лица. Таким образом Его слова как бы исходят непосредственно с небес. Вместо того, чтобы говорить, как пророки: "Так говорит Господь", Иисус повторяет: "Истинно, истинно говорю вам".
Как пишет Карл Шеффран и Генри Крайслер, "Он никогда не колебался, никогда не извинялся. У Него не было нужды противоречить Своим собственным словам, изменять их или брать обратно. Он произносил недвусмысленные речи Бога (Иоан. 3:34). Он сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Марк. 13:31)."