Смекни!
smekni.com

Неоспоримые свидетельства (стр. 4 из 83)

Тростниковое перо использовалось для письма по пергаменту и папирусу.

Чернила обычно изготовлялись из угля, смолы и воды.

ВИДЫ ДРЕВНИХ КНИГ

Свитки изготовлялись из склеенных один за другим листов папируса, наматываемых затем на палку. Размеры свитков ограничивались удобством использования. Текст обычно наносился только на одну сторону. Двусторонний свиток назывался по-гречески „опистограф" (Отк. 5:1). Некоторые свитки достигали в длину 40 с лишним метров. Средняя длина свитка составляла 6-10 м.

Неудивительно, что Каллимах, библиограф при Александрийской библиотеке, говорил, что „от больших книг — большие неудобства".

Книги („кодексы"). Чтобы облегчить чтение и делать книги не такими громоздкими, листы папируса складывались вместе, исписанные с двух сторон. Гринли пишет, что основной причиной появления таких книг было христианство. Античные авторы писали на свитках папируса вплоть до 3 века по Р.Х.

ВИДЫ ПИСЬМА

Унциальное письмо отличалось тщательно выписанными заглавными буквами. Его называли ещё „книжным", „печатным" письмом. Ватиканская и Синайская рукописи Библии выполнены унциальным письмом.

Минускульное письмо вошло в употребление с девятого века. Оно было создано специально для переписывания книг и состояло из небольших связанных между собою букв.

Греческие рукописи не имеют промежутков между словами. До 900 г. по Р.Х. древнееврейский язык не записывал гласных звуков. Его реформа была проведена масоретами.

Брюс Метцгер так отвечал тем, кто находил непрерывно записанный текст трудным для восприятия:

„Не следует, однако, думать, что такие двусмысленности часто встречались в греческом языке. В этом языке, как правило, с немногочисленными исключениями, исконно греческие слова могут оканчиваться только на гласную (или дифтонг) или на одну из трёх согласных — „ню", „ро" или „сигма". Более того, даже для чтения непрерывный текст не представлял особых трудностей, поскольку в древности читали обычно вслух, даже в одиночестве. Таким образом, несмотря на отсутствие промежутков между словами, читающий произносил текст слог за слогом, быстро привыкая к непрерывному тексту."

ДЕЛЕНИЕ БИБЛИИ

Главы.

Деление на главы было впервые произведено в 586 г. до Р.Х., когда Пятикнижие было разбито на 154 главы (седарим).

Полвека спустя оно было разделено на 54 части (парашийот) и на 669 более мелких фрагментов, чтобы облегчить поиски ссылок. Это деление использовалось в ежегодном цикле чтения.

Греки разделили Библию на части около 250 г. по Р.Х. Древнейшее деление на главы относится к 350 г. по Р.Х. и проделано на полях так наз. Ватиканского кодекса. „Изменения в этом делении произведены не раньше XIII века. Современное деление на главы (около 1227 года) было проведено Стефаном Лангтоном (профессором Парижского университе- та, а затем — Архиепископом Кентерберийским).

Стихи.

Первыми указателями на то, что Библия состоит из отдельных стихов, были пропуски между словами, иногда — буквы или цифры. Они применялись далеко не всеми. Первое общепринятое деление на стихи относится примерно к 900 г. по Р.Х.

Латинская Вульгата была первой Библией, где и Ветхий и Новый Заветы разбиты как на главы, так и на стихи.

ГЛАВА 3. КАНОН

ВВЕДЕНИЕ

Значение слова “канон”

Слово „канон" произошло от корня, обозначающего „тростник" (ср. древнееврейское „ganet" и греческое „canon"). Поскольку тростник использовался в качестве мерного стержня, слово это в конце концов стало обозначать „стандарт".

Ориген называл каноном „правила веры, тот стандарт, по которому мы должны измерять и оценивать вещи..." Позднее это слово означало также „список" или „указатель".

По отношению к Святому Писанию слово „канон" обозначает „официально принятый список книг".

Не следует забывать, что церковь не создавала ни самого канона, ни книг, включённых в то, что мы называем Писанием. Церковь лишь признала книги, вдохновлённые Богом при их написании.

Как определялась принадлежность книг к канону?

Критерии, которыми пользовались отцы церкви при отборе книг для канона, нам в точности неизвестны. По всей видимости, существовало пять принципов для определения того, принадлежит ли та или иная книга Нового Завета к канону. Их приводят в своей работе Гайслер и Нике:

1. Заслуживает ли книга доверия, была ли она вдохновлена Богом? (Несёт ли она в себе повеления Господа?)

2. Пророческая ли это книга? Принадлежал ли её автор Богу?

3. Подлинная ли эта книга? (Отцы церкви были исключительно осторожны в выборе книг для включения в канон, и это лишь укрепляет наше доверие к каноническим книгам).

4. Несёт ли она преображающую силу Бога?

5. Была ли она получена, собрана, прочтена и использована верующими в Бога?

Пётр считал труды Павла Святым Писанием, параллельным книгам Ветхого Завета (2 Пет. 3:16).

КАНОН ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Обстоятельства, вызвавшие необходимость в ветхозаветном каноне

С разрушением Иерусалима и храма в 70 году по Р.Х. система иудейских богослужений распалась. И хотя канон Ветхого Завета существовал в умах евреев задолго до этого времени, у них появилась потребность создать канон более определённый. Евреи находились в рассеянии и нуждались в определении того. какие книги были надёжным Словом Господа, поскольку существовало немало книг, не принадлежавших к Писанию, а народ был рассеян по всему свету. Евреи стали народом одной Книги. Именно эта Книга сохранила их единство.

С расцветом христианства в обращение вошло множество христианских книг. Евреям необходимо было отмежеваться от них, исключить из своего канона и не допускать к использованию в синагогах.

Требуется большая осторожность при отделении книг древнееврей- ского канона от многообразной религиозной литературы.

Древнееврейский канон

Ниже вы найдёте список книг, принадлежащих к древнееврейскому канону Ветхого Завета. (Я взял его из своих конспектов, сделанных в семинарии, однако он приводится во многих источниках, прежде всего в современных изданиях еврейского Ветхого Завета).

Закон (Тора)

1. Бытие

2. Исход

3. Книга Левит

4. Числа

5. Второзаконие

Пророки (Небхим)

А. Ранние пророки

1. Иисус Навин

2. Книга Судей

3. Книга Самуила

4. Книга Царств

Б. Поздние пророки

1. Исаия

2. Иеремия

3. Иезекииль

4. Малые пророки (Книга Двенадцати)

Писания (Кетубхим или Агиографы (греч.))

А. Поэтические книги

1. Псалмы

2. Притчи Соломона

3. Книга Иова

Б. Пять свитков (Мегилот)

1. Песнь Песней

2. Книга Руфь

3. Плач Иеремии

4. Книга Есфирь

5. Книга Екклесиаста

В. Исторические книги

1. Книга Даниила

2. Книга Ездры-Неемии

3. Паралипоменон

Хотя христианская церковь и придерживается того же самого ветхозаветного канона, он отличается от древнееврейского по числу книг. Мы делим книгу Самуила, книгу Царств и книгу Паралипоменон на две части каждую; евреи рассматривают книги малых пророков, как одну книгу.

Различается также порядок книг. Протестантский Ветхий Завет располагает книги в тематическом порядке, а не в общепринятом.

Что свидетельствовал Христос о Ветхозаветном каноне

Лука 24:44. В верхней комнате Иисус сказал ученикам, что „надлежит исполниться всему, написанному в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах о Мне". Этими словами Он „указал три части, на которые делилась древнееврейская Библия — Закон, Пророки и „Писания", названные им „Псалмами", видимо, потому, что Книга Псалмов — первая и самая длинная в этой третьей части".

Иоан. 10:31-36; Лука 24:44. Иисус не соглашался лишь с устной традицией фарисеев (Мар. 7; Матф. 15), но не с их взглядами на древнееврейский канон. „Нет никаких свидетельств о Его спорах с евреями по поводу принадлежности той или иной книги Ветхого Завета к канону".

Лука 11:51 (и Матф. 23:35): „... от крови Авеля до крови Захарии". Здесь Иисус выступает свидетелем канона Ветхого Завета. Авель, как всем известно, был первым мучеником (Бытие 4:8). Захария — последний мученик, называемый в Ветхом Завете древнееврейского канона. Он был побит камнями, когда пророчествовал перед народом „во дворе дома Господня" (2 Паралипоменон 24:21). Книга Бытия была первой в древнееврейском каноне, а Паралипоменон — последней. Иисус, по сути, сказал „от книги Бытия до книги Паралипоменон — или, в соответствии с нашим порядком — от книги Бытия до книги Малахии".

Свидетельства небиблейских авторов

Самая ранняя информация о трёхчастном делении Ветхого Завета содержится в прологе к книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (около 130 г. до н.э.). В прологе, написанном внуком автора, говорится:

„Законы, Пророки и другие книги отцов". Существовало чёткое трёхчастное деление Ветхого Завета.

Иосиф Флавий, еврейский историк конца первого века н.э., писал: дела наши свидетельствуют о крепости нашей веры в эти книги нашего народа, ибо за многие прошедшие века не нашлось такого, кто отважился бы прибавить к ним или сократить их, или изменить; но с самого рождения знает любой иудей, что книги эти содержат Божественные истины, что следует держаться их, а при нужде и отдать за них свою жизнь. Ибо давно уже пленники наши, порою целыми толпами, да и не редко, претерпевают пытки и смерть на аренах, чтобы не произнести ни одного слова против законов наших и книг, в которых они записаны..."

Талмуд.

Тосефта Яадаим пишет: 3:5: „Новый Завет и книги еретиков не делают рук нечистыми; но книги Сына Сирахова и всё, написанное после них, не принадлежат канону".

Седер Олам Рабба 30 пишет: „Вплоть до этого времени (эпохи Александра Македонского) пророки пророчествовали Духом Святым; после этого времени и далее склони ухо твоё и слушай речения мудрых".

Вавилонский Талмуд, трактат „Санхедрин" VII-VIII, 24: „После поздних пророков Аггея, Захарии и Малахии, Дух Господень отлетел от Израиля".