ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА. Псалтирь 68:10.
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
ОТВЕРЖЕНИЕ ЕВРЕЯМИ И ЯЗЫЧНИКАМИ. Псалтирь 2:1; 21:12; 40:6; 55:5; 68:8; 117:22,23; Исаия 6:9,10; 8:14; 29:13; 53:1; 65:2.
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. Псалтирь 21:6; 34:7,12; 55:5; 71:10; 108:2; Исаия 49:7; 53:3.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ. Псалтирь 8:3; 117:25,26; Захария 9:9.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО СОБСТВЕННЫМ ДРУГОМ. Псалтирь 40:10; 54:14; Захария 13:6.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ. Захария 11:12.
СМЕРТЬ ПРЕДАТЕЛЯ. Псалтирь 54:16,24; 108:18.
ПОКУПКА ПОЛЯ ГОРШЕЧНИКА. Захария 11:13.
БЕГСТВО УЧЕНИКОВ. Захария 13:7.
ЛОЖНОЕ ОБВИНЕНИЕ. Псалмы 26:12; 34:11; 108:2; 2:2,3.
МОЛЧАНИЕ НА СУДЕ. Псалмы 37:14; Исаия 53:7.
НАСМЕШКИ. Псалтирь 21:7,8,16; 108:25.
ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА, ИЗБИЕНИЯ, ПЛЕВКИ, БИЧЕВАНИЕ. Псалтирь 34:15,21; Исаия 50:6.
СПОКОЙСТВИЕ ПРИ СТРАДАНИЯХ. Исаия 53:7-9.
РАСПЯТИЕ. Псалтирь 21:15,18.
УКСУС И ЖЕЛЧЬ ВМЕСТО ПИТЬЯ. Псалтирь 68:22.
МОЛИТВА О ВРАГАХ. Псалтирь 108:4.
ВОСКЛИЦАНИЯ НА КРЕСТЕ. Псалтирь 21:2, 30:6.
СМЕРТЬ ВО ЦВЕТЕ ЛЕТ. Псалтирь 88:46; 101:24.
СМЕРТЬ СО ЗЛОДЕЯМИ. Исаия 53:9,12.
СОТРЯСЕНИЕ ПРИРОДЫ ПРИ СМЕРТИ МЕССИИ. Амос 5:20; Захария 14:4,6.
ЖРЕБИЙ ОБ ОДЕЖДЕ СПАСИТЕЛЯ. Псалтирь 21:19.
КОСТИ ЕГО НЕ СОКРУШАТСЯ. Псалтирь 33:21.
ТЕЛО ПРОНЗЕНО КОПЬЁМ. Псалтирь 21:17; Захария 12:10, 13:6.
ДОБРОВОЛЬНАЯ СМЕРТЬ. Исаия 53:4-6,12; Даниил 9:26.
ПОГРЕБЕНИЕ С БОГАЧАМИ. Исаия 53:9.
ЕГО ВОСКРЕСЕНИЕ
Псалтирь 15:8-10; 29:4; 40:11; 117:17; Осия 6:2.
ВОЗНЕСЕНИЕ
Псалтирь 15:11; 23:7; 67:19; 109:1; 117:19.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
Псалтирь 49:3-6; Исаия 9:6,7; 66:18; Даниил 7:13,14; Захария 12:10; 14:4-8
ВЕЧНОЕ ЦАРСТВО НАД МИРОМ. 1 Паралипоменон 17:11-14; Псалтирь 71:8; Исаия 9:7; Даниил 7:14; Псалтирь 2:6-8; 8:7; 109:1-3; 44:7-8.
ГЛАВА 10. ВОСКРЕСЕНИЕ - ОБМАН ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ?
Изучению этого вопроса я посвятил 700 с лишним часов и самым тщательным образом исследовал его истоки, чтобы прийти к выводу, что воскресение Иисуса Христа - это либо один из самых злонамеренных, коварных и бессердечных обманов, когда-либо навязанных человечеству, либо самое поразительное событие его истории.
Христианство держится на трёх краеугольных камнях, трёх обстоятельствах жизни Христа: 1) Его влиянии на историю. 2) Исполнении пророчеств о Его жизни и 3) Его воскресении. Воскресение Иисуса и христианство либо существуют вместе, либо не могут существовать вообще. Один студент Уругвайского университета спрашивал меня:
"Профессор Мак-Дауэлл. почему вы не можете отказаться от христианства?" "По простейшей причине, - отвечал я, - мне не удаётся ничем другим объяснить одного исторического события - воскресения Иисуса Христа".
РАССКАЗ О ВОСКРЕСЕНИИ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ МАТФЕЯ 28:1-11
(См. также Марк 16; Лук. 24: Иоан. 20-21).
1. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нём.
3. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег.
4. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые.
5. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
6. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь.
7. И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам.
8. И вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
9. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и с казал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
10. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.
11. Когда же они шли, то некоторые из стражи, вошедщи в город, объявили первосвященникам о всём бывшем.
Нижеследующий план поможет вам лучше ориентироваться в материале, предлагаемом в этой главе.
Значение воскресения
Христос говорит о Своём грядущем воскресении
1. Важность Его слов.
2. Собственные слова Иисуса о Своём воскресении.
Исторический подход
1. Событие во времени и пространстве.
2. Свидетельства истории и закона.
3. Свидетельства отцов церкви.
Обстоятельства воскресения
1. Смерть Иисуса.
2. Гробница.
3. Погребение.
4. Камень.
5. Печать.
6. Стражник.
7. Ученики.
8. Явления Христа после воскресения.
Значение воскресения Христа
Все важнейшие религии мира, кроме четырёх, основаны на обычных философских концепциях. Что до тех четырёх, которые связаны с личностями, а не с философскими системами, то христианство - единственная из них, где речь идёт о пустой гробнице её основателя. Авраам, отец иудаизма, умер примерно в 1900 г. до Р.Х., но речи о его
воскресении никогда не шло.
В своей книге "На этом стою" Уилбур М.Смит пишет: "Ни в одном рассказе о Будде не говорится ни о чём похожем на воскресение. Более того, в наиболее раннем повествовании о его смерти, а именно "Махапариниббана Сутта", мы читаем, что смерть Будды была подобна "совершенному уходу ничего не оставившему за собой".
"Профессор Чаилдерс отмечает, что "ни в палинском каноне, ни в комментариях к нему, насколько мне известно, нет ни одного намёка на то, что Сакья Муни жил после смерти или являлся своим ученикам". Мухаммед умер 8 июня 632 года в возрасте 61 года, в Медине, где его гробницу ежегодно посещают тысячи правоверных мусульман. Миллионы иудаистов, буддистов и мусульман соглашаются, что основатели их религий никогда не воскресали из праха земного".
Теодос Харнак считает, что "позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа никак не связана с христианским богословием. Либо Христос воскрес - и'тогда христианство истинно, либо Он не воскресал - и тогда христианство не имеет никакого смысла".
Профессор Уильям Миллиган подчёркивает "Говоря о свидетельствах в пользу Воскресения нашего Господа, можно добавить к ним и то, что это событие, если оно произошло, отвечает всему смыслу земной жизни Христа".
Как завершает Уилбур М.Смит, "Если Господь наш не раз говорил с полной определённостью и во всех подробностях, что после того, как Он отправится в Иерусалим, Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет из мёртвых, и если это пророчество сбылось, то и все Его слова, как мне всегда казалось, должны быть истинны".
Эту мысль развивает У.Дж.Спэрроу-Симпсон: "Насколько воскресение Христа доказывает, что Он был Сыном Божьим? Прежде всего, Он восстал из мёртвых Своей собственной властью. У Него была власть отдать Свою жизнь и власть опять принять её (Иоаи. 10:18). Это отнюдь не противоречит другим местам из Писания, где говорится о том, что Он воскрес властью Своего Отца - ибо совершаемое Отцом совершается и Его Сыном. Творение и иные дела Бога осуществлялись Отцом, Сыном и Святым Духом, между которыми в этом случае не проводится разницы. Более того, поскольку Христос открыто провозглашал Себя Сыном Божьим, Его воскресение из мёртвых было окончательным подтверждением истинности Его слов. Будь Он подвластен смерти. Господь опроверг бы Его притязания на имя Сына Божьего. Воскресив же Его из мёртвых. Он всенародно признал Его Своим Сыном, как бы говоря: "Ты Сын Мой, ныне говорю об этом во всеуслышание".
Отметим также, что проповедь Петра в день Пятидесятницы "целиком и полностью основана на воскресении. Воскресение не только её главная тема, но и неотъемлемая, жизненно важная часть самого учения. Действительно, христианство подчёркивает, что воскресение (1) объясняет смерть Иисуса, (2) было пророчески предсказано как завершение земной судьбы Мессии, (3) подтверждается апостолами, (4) есть причина сошествия Духа Святого, и, таким образом, причина необъяснимых иным образом религиозных явлений, (5) подтверждает, что Иисус из Назарета был Мессией и Царём. Следовательно, целый ряд аргументов и выводов имеет смысл лишь в том случае, если Христос
действительно воскрес. Без воскресения Иисус перестал бы быть Мессией и Царём, новое сошествие Духа Святого осталось бы необъяснимой загадкой, свидетельства апостолов ничего бы не стоили. Всё, что осталось бы от христианского учения, было бы предсказание о Мессии в Пс. 15, причём предсказание о Мессии ещё не явившемся. Осталось бы и Божественное покровительство над Христом, о котором свидетельствуют Его дела, но это покровительство очевидно касалось бы только Его жизни, которая кончилась бы точно так же, как жизнь любого другого пророка, которого больше не мог терпеть народ. Таким образом, первая проповедь христианства основана на образе Христа, определяемом Его воскресением".
Даже Адольф Харнак, отвергающий веру Церкви в воскресение, вынужден признать, что "твёрдая вера учеников в Христа была основана на их убеждённости в том, что Он не пребывал в смерти, но был воскрешён Богом. После испытанного ими рядом с Христом, они уверились в Его воскресении окончательно лишь после того, как Он явился им. Воскресение стало для них таким же достоверным событием, как смерть Христа, и легло в основу их проповедей о Нём" ("История догмы").
"Вера в воскресение, - замечает Х.П.Лиддон, - есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушится и всё христианское учение".
Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения Церкви. Вот что пишет об этом Уилбур Смит:
"С первого же дня божественно дарованной ей жизни христианская церковь была едина в своём свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветнюю литературу, что если изъять из неё все фрагменты, где речь идёт о воскресении, то оставшееся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко самым первым христианам; о нём говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырёх веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского собра. Воскресение стало одним из символов веры для церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включалось во все последующие вероучения христианства.