"Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе и Его воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности".
"Очевидно, - подчёркивает профессор Миллиган, - что с самых ранних лет истории христианской церкви она не только верила в Воскресение Господа, но и основывала на этой вере само своё существование".
"Пустая гробница Христа была колыбелью церкви". Этот афоризм французского богослова Прессансе приводит У.Р.Николл.
У.Дж.Спэрроу-Симпсон отмечает, что "если воскресение не было историческим событием, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха; значение смерти Христа остаётся неподтверждённым и, следовательно, верующие продолжают пребывать в грехе точно так же, как ещё до того, как они услыхали о Христе".
Африканский богослов Р.М' Чейне Эдгар в своем труде "Евангелие воскресшего Христа" пишет следующее:
"Перед вами религиозный проповедник, спокойно основывающий все свои утверждения на своей способности после смертной казни вновь подняться из могилы. Смело можно считать, что ни до него, ни после никто не утвержадал ничего подобного. Говорить о том, что вся поразительная история воскресения, подтвердившего божественность Христа, была придумана мистиками, изучавшими пророчества, а затем вставлена в евангельские рассказы - означает чрезмерно искушать нашу доверчивость. Тот, Кто был готов поставить всё на Свою способность живым выйти из гробницы, стоит перед нами как самый необыкновенный из всех учителей, в сиянии Своей жизни, подтверждающий самое себя".
Следующий отрывок мы находим в "Словаре апостольской церкви".
Л. Ф.Штраус, самый резкий и беспощадный критик церкви в том, что касается воскресения, признаёт, что оно есть "пробный камень не только жизни Иисуса, но и самого христианства", что оно "задевает за живое всё христианство" и "определяет весь взгляд на христианство" ("Новая Жизнь Иисуса"). Если Христос воскрес, то Его учение действительно, если нет - рушится всё христианство. Таким образом в течение веков, начиная со времён Цельса, воскресение было главной мишенью нападений на христианскую веру".
"Сам Христос, - как пишет Б.Б.Уорфилд, - намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда ученики попросили Его о знамении. Он указал на воскресение, как на единственное и главное доказательство Своих слов".
В своих "Лекциях в защиту^ христианской веры" знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о "важности воскресения Христа, подчёркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос как на доказательство Своих утверждений и Своей власти".
Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин:
"Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было - и вы избавитесь от христианства .
Христианство - историческая религия. Она утверждает, что Бог взял на себя риск принять участие в истории человечества. Все факты Его участия - перед вами, исследуйте их с максимальным пристрастием, ибо они устоят перед лицом сколь угодно тщательного критического разбора..."
Знаменитый английский философ Джон Локк писал: "Воскресение нашего Спасителя... действительно имеет непреходящее значение для христианства, значение настолько важное, что от него зависит, был ли Он или не был Мессией. Два эти вопроса неотделимы друг от друга и по сути представляют единое целое. С первых дней христианства веровавший в одно верил в оба, не веровавший в одно отрицал и второе".
Как заключает известный историк церкви Филипп Шафф, "воскресение Христа, таким образом, становится безусловно ключевым вопросом, от которого зависит истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории человечества".
"Не выковано ещё такого оружия, да его и невозможно выковать, - замечает историк Уилбур М.Смит, - которое разрушило бы трезвую веру в исторические свидетельства этого эпохального и предсказанного события. Воскресение Христа есть главная крепость христианской веры. Учение о воскресении перевернуло мир ещё в первом веке, бесконечно возвысило христианство над иудаизмом и языческими религиями Средиземноморья. Если не верить в воскресение, то нельзя верить ничему, что составляет живую и единственную в своём роде суть Слова Господа Иисуса Христа: "...если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна" (1 Кор. 15:17).
Христос говорит о Своём грядущем воскресении
ВАЖНОСТЬ ЕГО СЛОВ
Уилбур М.Смит отмечает следующее:
"Это был Тот Самый Иисус, Тот Христос, Который, среди прочих примечательных вещей, говорил и повторял нечто такое, что заставило бы слушателей посчитать любого другого человека за эти слова либо самовлюблённым эгоистом, либо безумцем. Слова Иисуса о том, что Он отправляется в Иерусалим, чтобы принять там смерть, не столь примечательны, хотя все подробности этой смерти, которые Он дал за несколько недель, а то и месяцев до гибели, составляют в своей совокупности явление пророческое. Но когда Он сказал, что Ему предстоит восстать из мёртвых на третий день после распятия. Он поступил весьма опрометчиво, рискуя потерять всех Своих учеников - если только не был уверен в Своём воскресении. Ни один из основателей какой бы то ни было религии, известной человечеству, никогда не отважился утверждать ничего подобного!"
Христос предсказал Своё воскресение прямо и недвусмысленно. И если ученики просто не могли Его понять, то евреи приняли Его утверждения со всей серьёзностью.
Говоря об этом обстоятельстве, Дж.Н.Д.Андерсон делает следующее наблюдение:
"Не так давно жил в Англии молодой юрист, стряпчий по судебным делам, по имени Фрэнк Моррисон. В Бога он не верил и много лет подряд обещал себе, что рано или поздно напишет книгу, в которой окончательно и навсегда разоблачит миф о воскресении Христа. В конце концов у него появилось свободное время. Будучи человеком честным, он провёл все необходимые исследования, которые в итоге - уже после того, как он принял Христа - привели к созданию книги, вышедшей массовым тиражом под названием "Кто сдвинул камень?" Начав с наиболее строгого из возможных критических подходов к Новому Завету, он заключает, среди прочего, что суд над Иисусом и Его осуждение можно объяснить лишь на основании Его собственных предсказаний о Своей смерти и воскресении".
"Попробуйте, - продолжает Смит, - сказать в компании своих знакомых, что вы ожидаете своей смерти, насильственной или естественной, в определённое время, при этом рассчитываете через три дня после смерти воскреснуть. Друзья и знакомые без лишнего шума отправят вас в соответствующее заведение, где вы и будете пребывать, покуда ваш разум не прояснится. И это будет вполне справедливо, поскольку только сумасшедший может на всех углах рассказывать о своём предстоящем воскресении, только сумасшедший - при условии, что он не уверен, не знает о своём воскресении. Единственным в мире, Кто знал о том, что воскреснет, был Иисус, Сын Божий".
"Если читать евангельские рассказы, как достоверный исторический документ, - замечает Бернард Рамм, - не остаётся никакого сомнения, что Иисус Сам предвидел Свою смерть и воскресение, без обиняков сказав об этом Своим ученикам... Авторы Евангелий откровенно признаются, что эти предсказания не воспринимались ими, покуда воскресение не стало свершившимся фактом (Иоан. 20:9). И тем не менее Евангелия содержат слова Самого Господа о том, что Он на третий день после смерти воскреснет из мёртвых. Он говорил ученикам, что умрёт насильственной смертью, от руки ненавидящих Его, и на третий день восстанет из мёртвых. Всё это сбылось".
"Сам Иисус, - пишет Джон Р.У.Стотт, - никогда не говорил о Своей смерти, не упомянув Своего воскресения, и описывая его при этом как "знамение". В начале своего Послания к Римлянам Павел пишет, что Иисус "...открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых"; в самых ранних проповедях апостолов, записанных в Деяниях, неоднократно подчёркивается, что через воскресение Бог простил человека и отстоял Своего Сына".
СОБСТВЕННЫЕ СЛОВА ИИСУСА О СВОЁМ ВОСКРЕСЕНИИ
Иисус не только предсказывал Своё воскресение, но и подчёркивал, что оно будет тем "знамением", которое докажет, что Он действительно пришёл на землю в качестве Мессии (Матф. 12; Иоан. 2).
Матф. 12:38-40; 16:21; 17:9; 17:22-23; 20:18, 19; 26:32; 27:63.
Марк 8:31-9:1; 9:10; 9:31; 10:32-34; 14:28, 58.
Лука 9:22-27.
Иоан. 2:18-22; 12:34, главы 14-16.
Матф. 16:21 - "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть".
Матф. 17:9 - "И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря:
никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых".
Матф. 17:22-23 - "Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они глубоко опечалились".