Матф. 20:18-19 - "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет".
Матф. 26:32 - "И по воскресенииже Моём предварю вас в Галилее".
Марк 9:10 - "И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых".
Лука 9:22-27 - "...Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвергнуту старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её; ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе? Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых ангелов; говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие".
Иоан. 2:18-22 - "На это Иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову которое сказал Иисус".
Исторический подход
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА - СОБЫТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
Воскресение Христа - это историческое событие, в котором Бог принимал участие в определённом пространственно-временном измерении. Уилбур Смит отмечает по этому поводу, что ^значение воскресения - вопрос богословский, факт же воскресения - вопрос исторический; природа воскресения Иисуса во плоти может оставаться загадкой, но факт исчезновения тела из гробницы следует объяснить с исторических позиций.
Речь идёт о конкретном географическом месте, о конкретном владельце гробницы, жившем в первой половине первого века; гробница была вырублена в скале близ Иерусалима, и стены её состояли не из какой-нибудь призрачной субстанции или облачной пыли, но из минералогически определённого материала. Стражники перед гробницей отнюдь не был1( воздушными существами с Олимпа; Синедрион представлял собой совет реальных людей, часто собиравшихся на свои заседания в Иерусалиме. Обильные письменные свидетельства говорят нам, что Иисус был реальным человеком среди людей. Кем бы ещё Он ни был помимо этого, что ученики, которые проповедовали воскресшего Господа, были обычными людьми, которые ели, пили, спали, страдали, работали, умирали. Что можно усмотреть во всём этом начётнического?"
Игнатий (ок. 50-115 г.), епископ Антиохийский, уроженец Сирии и ученик апостола Иоанна, был, как говорит история, "брошен на растерзание диким зверям в римском Колизее. Его "Послания" были написаны во время путешествия из Антиохии навстречу мученической смерти". В это время, когда ум его, несомненно, был весьма трезвым, он писал о Христе: "Он был распят и умер при Понтии Пилате. Он был распят на самом деле, а не для виду, и умер на глазах тварей небесных, земных и подземных.
Он также воскрес из мёртвых на третий день... Вдень приготовления к празднику Пасхи, в третьем часу. Он получил Свой приговор от Пилата, ибо Отец Его позволил это; в шестом часу Он был распят; в девятом часу Он испустил дух; и ещё до заката был погребён. Всю субботу Он пролежал в гробнице, куда положил Его Иосиф Аримафейский.
Мать носила Его, как любого из нас, в утробе, сколько положено времени; Он был рождён, подобно нам; Его кормили обычным материнским молоком, и обычным мясом, и напитками, как любого из нас. И когда Он тридцать лет прожил среди людей, Иоанн Предтеча крестил Его по-настоящему, а не для виду; когда Он три года проповедовал Своё учение и совершал чудеса и знамения. Он, Который Сам был Судьёй, был судим евреями, не достойными этого имени, и наместником Пилатом; Его били плетьми, хлестали по щекам, плевали на Него; на Него надели терновый венец и багряницу; Его приговорили к смерти и распяли - по-настоящему, не для виду, не обманно, не игрой воображения. Он истинно умер, был погребён и восстал из мёртвых..."
Вот что пишет о времени Христа и Его распятии блестящий историк Альфред Эдерсхайм:
"Короткий весенний день клонился к вечеру. Закон, вообще говоря, запрещал оставлять на ночь на кресте тело казнённого преступника. Возможно, что в обычных обстоятельствах евреи и не обратились бы так доверительно к Пилату, чтобы попросить его сократить время страданий распятых, дело в том, что смерть на кресте нередко затягивалась на много часов, а иногда и дней. Но день был особенный - наступавшая суббота была "высоким днём", ибо совпадала со вторым днём Пасхи, который считался столь же святым, как и первый - и даже, пожалуй, более святым,
потому что именно в этот день Богу предлагалась жертва снопа (начатка жатвы)".
"Попросту говоря, - комментирует Уилбур Смит, - о подробностях тех часов, которые предшествовали смерти Христа и последовали за нею, близ Иерусалима и в самом городе, мы знаем больше, чем об обстоятельствах смерти любого другого человека древнего мира".
"Иустин Мученик (ок. 100-165), философ, мученик, апологет. Будучи упорным искателем истины, он последовательно стучался в двери стоицизма, учения Аристотеля, пифагорейства и платонизма, хотя всю жизнь ненавидел эпикурейцев... Этот добросовестный последователь Платона стал верующим христианином. Он говорил, что находит "лишь христианство безопасной и выгодной верой нежной и полезной". (Мойер).
И действительно, Иустин Мученик понял, что если философские :истемы древности предлагали лишь интеллектуальные построения, то (ристианство предлагало Самого Бога, принявшего участие в юловеческой истории через Иисуса Христа. Ясно и твердо Иустин Лученик, заявлял, что "...Иисус родился сто пятьдесят лет назад при Сирении, и далее жил во время правления Понтия Пилата..."
Обращаясь к работам Тертуллиана (ок. 160-220 г.) из Карфагена в 'еверной Африке, мы находим следующее: "Но евреи были так азгневаны Его учением, обвинявшим их вождей и правителей в клонении от истины и привлекшим множество последователей, что в конце концов они привели Его на суд Понтия Пилата, в то время римского наместника в Сирии, и обвинили Его столь яростно, что заставили отдать Христа им на распятие".
Что до воскресения Христа, тоТертуллиан называет его "фактом куда более достоверным, чем рассказы Прокула о Ромуле" (Прокул был римским сенатором, уверявшим, что Ромул являлся к нему после смерти).
Отдав Христа на смерть, Понтии Пилат, "в глубине души сам христианин, сообщил о Нём правящему императору, в то время Тиберию. Римские кесари и сами уверовали бы в Христа, если бы тогдашний мир не нуждался в кесарях, либо если христиане могли бы становиться кесарями. Его ученики, странствуя по свету, поступали по воле своего Божественного Повелителя. Приняв немало страданий от преследований евреев и приняв их не без готовности, в силу своей непреклонной веры в истину, многие из них в конце концов приняли смерть от жестокого меча Нерона, посеявшего семя крови христиан в Риме". (Тертуллиан).
Следующий поразительный отрывок мы встречаем у еврейского историка Иосифа Флавия в его "Иудейских древностях", написанных в конце I века: "К этому времени явился Иисус, человек мудрый, если только можно назвать его человеком, потому что он вершил удивительные дела и был учителем для многих, жаждущих истины. Множество иудеев и греков последовало за ним. Человек этот был Христос. И когда по обвинению вождей наших Пилат осудил его на крест, возлюбившие его прежде остались ему верны, ибо он вновь явился к ним живой на третий день, как предсказывали пророки Господни, которые говорили о нём тысячи других удивительных вещей. И до сей поры не вымер род христиан, получивших от него своё имя".
Предпринимались попытки доказать, что этот отрывок не мог быть написан Понтием Пилатом. Между тем, как пишет Майкл Грин в своей книге "Человек Живой", "этот отрывок из Иосифа Флавия использовался историком Евсевисм ещё в четвёртом веке". Стоит отметить, что он приводится и в последнем академическом издании трудов Иосифа. Это становится особенно примечательным, если вспомнить, что Иосиф был далёким от христианства евреем, писавшим, чтобы угодить римлянам. Этот рассказ явно не отвечал их вкусам, и он вряд ли включил бы его в свой труд, не будь он уверен в его достоверности.
Говоря об исторической природе верований ранних христиан, профессор Лини отмечает следующее: "Сам Новый Завет определяет случившееся совершенно однозначно: Иисус был распят и погребён. Его последователи были полностью обескуражены. Но через самое короткое время они вдруг невероятно воспряли духом, вновь обретя такую сильную веру, что она поддержала их в подвижнической жизни и мученической смерти. Если поискать ответа в книгах, написанных этими последователями и о них, мы не найдём там объяснения вроде "мы постепенно убедились, что мы смертны, но распятый и погребённый жив". Вместо этого мы читаем, что "умерший Иисус после смерти явился живым перед некоторыми из нас, и другие поверили их свидетельству". Стоит заметить, что тут мы имеем дело ни с чем иным, как с историческим подходом; исторична и фраза "Христос воистину воскрес", которая привела к вере множество людей".
Останавливаясь на "юридической" достоверности евангельских свидетельств, Бернард Рамм пишет: "В Деяниях Апостолов 1 глава. Лука рассказывает, что явление живого Христа сопровождалось "многими верными доказательствами"; это выражение указывает на самые убедительные "юридические" свидетельства".