Смекни!
smekni.com

Неоспоримые свидетельства (стр. 46 из 83)

"Осуждённого преступника обычно вначале насильно раздевали и привязывали к столбу или колонне близ суда. Затем ликторы-палачи начинали ужасное и жестокое избиение. Хотя еврейские законы не позволяли наносить больше сорока ударов, римляне не устанавливали такого ограничения, и жертва предоставлялась милости секущих". Зверским орудием этой пытки служил бич, так называемый "флагрум". О нём Маттингли пишет, что "по взгляду на этот бич ясно, что вплетённые в него длинные острые куски кости и металла глубоко проникали в человеческую плоть".

Епископ Евсевий из Кесарии, историк церкви III века, пишет о бичевании, которому римляне подвергали приговоренных, что от него "...обнажались вены страдальца, и ...выходили наружу сами мускулы, 'сухожилия и внутренности жертвы". (Послание церкви в Смирне.)

Джон Питер Ланг (цит. по Дж. Маттингли) пишет о страданиях Христа:

"Полагают, что по жестокости Его бичевание превосходило обычное. Бичевать должны были специальные ликторы, но у Пилата в

распоряжении их не было, и он отрядил для этого солдат. По самому характеру этих низких и грязных людей можно предполагать, что в своей жестокости они были ещё хуже ликторов".

Претерпев одно из самых ужасных физических наказаний, Христос должен был ещё пережить дорогу до места распятия - Голгофы. Об этих страданиях Иисуса мы читаем у Маттингли следующее:

1. "Даже подготовка к дороге причиняла Иисусу невероятные страдания. "Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его" (Мар. 15:20). Грубое сдергивание шутовского царского наряда и переодевание в Его собственные одежды, несомненно, причиняло страшную боль коже, покрытой ранами и синяками после бичевания".

2. "Фраза "И привели Его на место Голгофу" (Мар. 15:22) также указывает на то, что Иисус был не в силах идти самостоятельно, и что Его буквально пришлось принести или приволочь на место казни. Так завершились Его страшные мучения перед крестом, и началось само распятие".

Марк описывает распятие Христа:

"И привели Его на место Голгофу, что значит: "лобное место". И давали Ему пить вино со смирною, но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жеребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого исойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили Друг другу: других спасал, а Себя не может спасти! Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Христос громким голосом: "Элои, Элои! ламма савахфани?" что значит: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Некоторые из стоявших тут услышавши говорили: вот, Илию зовёт. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мар. 15:22-27; 29-39).

О самом распятии Маттингли пишет: "Невозможно преувеличить тяжести страданий распятого на кресте. Бесчеловечность этой пытки понимал прославленный римский оратор Марк Туллий Цицерон, говоривший: "Даже само слово "крест" должно оставаться как можно дальше не только от губ римских граждан, но также и от мыслей, глаз и ушей".

"После бессонной ночи, - пишет о физических страданиях Христа Майкл Грин, - в течение которой Ему не давали ничего есть, подвергли двойному судебному фарсу и изувечили спину жестокими римскими бичами-девятихвостками, Христа повели на распятие - невероятно жестокую казнь, при которой каждый нерв в теле кричал от отчаяния".

Казнь через распятие подробно описана у Фаррара:

"И действительно, смерть на кресте, похоже, в ключает в себя всё самое ужасное и отвратительное, что есть в боли и в смерти -головокружение, судороги, жажду, голод, бессоницу, горячку от ран, столбняк, чувство позора выставленного на всеобщее обозрение, затягивание мучений, ужас ожидания, омертвление неухоженных ран - и всё это усиленное до невыносимости, и всё же - чуть ниже той степени, за которой наступала бы потеря сознания и облегчение, связанное с ним.

Неестественное положение делало болезненным каждое движение;

иссеченные вены и повреждённые сухожилия исходили незатухающей болью; гангрена поражала открытые раны; артерии - особенно головы и живота - разбухали и сдавливались от накопившейся крови; и по мере возрастания всех этих страданий к ним добавлялась невыносимая мука жажды; и все эти физические страдания вызывали внутреннее возбуждение и страх, которые превращали саму смерть - ту самую смерть, неизвестного врага, приближение которого так страшит человека, - в подобие желанного и благодатного освобождения".

"Евангелист Марк подчёркивает, - пишет профессор Э.Х.Дэй, - что "Пилат удивился, что Он уже умер", и лично спросил об этом римского сотника перед тем как разрешить снять тело с креста. Римские солдаты знали признаки смерти и видели смерть на кресте".

Как пишет Майкл Грин, распятие было .довольно распространённой формой казни в Палестине".

Пилат потребовал удостоверить смерть Христа. "Четыре палача явились, чтобы осмотреть тело, - комментирует Грин, - перед тем, как друг Христа, Иосиф из Аримафеи, получил разрешение взять тело для погребения".

"Они знали, что такое мёртвое тело, - пишет далее Грин об этих четырёх знатоках смерти, - а их начальник-офицер сам слышал предсмертный крик казнённого и удостоверил Его смерть перед наместником, Понтием Пилатом..." ("Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мар. 15:39). "Пилат удивился, что Он уже умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли умер?" (Мар. 15:44).

"Пилат искренне удивился, узнав, что Иисус уже умер, - пишет Джон Р.У.Стотт, - но уверения сотника достаточно убедили его, чтобы дать Иосифу позволение снять тело с креста".

Профессор Дэй замечает также, что "рассказ об охране гробницы в Евангелии от Матфея ясно показывает, что и евреи, со своей стороны, были уверены в смерти Христа".

Он указывает далее, что "никто из снимавших тело с креста и укладывавших его в гробницу не сомневался в том, что в нём уже не оставалось жизни".

В комментарии по поводу книги "Физические причины смерти Христа" профессор Дэй пишет, что её автор, Джеймс Томпсон, выдвигает на. первое место среди причин смерти Иисуса "не физическое изнурение и не страдания от распятия, но душевное отчаяние, вызвавшее разрыв сердца. Энергия Его ума и тела в момент смерти убедительно показывает, что Он умер не от изнурения; копьё солдата стало средством показать миру, что причиной Его смерти был разрыв сердца".

Вот взгляд на причину смерти Христа, предлагаемый Сэмюэлем Хафтоном, известным физиологом из Дублинского университета:

"Когда воин пронзил копьём рёбра Христу, Он был уже мёртв, и последовавшее истечение крови и воды было либо естественным явлением, вызванным природными причинами, либо чудом. Св. Иоанн счёл это если не за чудо, то за нечто необычное, как явствует из его комментария, а также из той торжественности, с которой он пишет о своей точности в изложении этих событий.

Неоднократные наблюдения и эксперименты на людях и животных заставили меня "прийти к следующему выводу:

Посмертное прокалывание левого бока большим ножом, сравнимым по размерам с римским копьём, может привести к следующим последствиям:

1. Из раны нет никакого истечения, за исключением нескольких капель крови.

2. Обильный поток крови из раны.

3. Обильный поток "воды", за которым следует несколько капель крови.

Наиболее распространён первый из этих трёх случаев; второй наблюдается у утопленников и при отравлении стрихнином; его можно смоделировать на животных, а также предполагать, что он наблюдался бы и при распятии. Третий случай наблюдается при смерти от плеврита,перикардита_и разрыва сердца С этими тремя случаями знакомо "большинствоанатомов, которые когда-либо интересовались подобными проблемами. Однако два нижеследующих случая, будучи легко объяснимыми с точки зрения физиолога, в литературе не описаны (за исключением Евангелия от Иоанна). Мне также не удалось их наблюдать. 4. Обильный поток крови, за которым следует обильный поток воды. 5. Обильный поток воды, за которым следует обильный поток крови.

...Смерть через распятие вызывает состояние лёгочной крови, подобное тому, что наблюдается при утоплении и отравлении стрихнином; четвёртый случай может наблюдаться, если распятый перед казнью страдал от кровоизлияния плевры; пятый случай соответствовал бы смерти распятого на кресте от разрыва сердца. История дней, предшествовавших распятию нашего Господа, заставляет отбросить предположение о плеврите, которое исключается также и в том случае, если из раны вначале истекла кровь, а затем вода. Остаётся, следовательно, единственно возможное объяснение записанного явления:

сочетание распятия и разрыва сердца.

Мнения о разрыве сердца как причине смерти Христа с полным основанием придерживается д-р Уидьям Страуд; я совершенно уверен в том, что разрыв сердца действительно имел место..."

Апостол Иоанн даёт нам подробнейшее описание своих наблюдений близ Голгофы. "Важность этого очевидна, - пишет Хафтон. - Это показывает, что описание в 19 главе Евангелия от Иоанна не может быть вымышленным, что записанные факты наблюдались очевидцем, и что этот очевидец был настолько поражён, что принял случившееся за чудо".