Мелитон, епископ Сардский, составил древнейший список книг ветхозаветного канона, который можно датировать примерно 170 г. по Р.Х.. В книге Евсевия „Церковная история" IV.26 сохранились его пояснения. Мелитон пишет, что получил этот надёжный список во время своего путешествия в Сирию. Комментарии Мелитона содержатся в его письме к другу, Анесимию: „Названия их таковы... пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие. Книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь. Четыре книги Царств, две Паралипоменон, Псалмы Давида, книга мудрости Соломоновой, книга Екклесиаста, Песнь Песней, книга Иова. Книги пророков: Исаии, Иеремии, двенадцати пророков в одной книге, Даниила, Иезекииля, Ездры".
Как считает Ф.К.Брюс, „Мелитон, по-видимому, включил книгу Плач Иеремии в книгу Иеремии, а Неемии — в книгу Ездры (хотя и несколько странно видеть Ездру в числе пророков). В этом случае его список включает все книги древнееврейского канона расположенные в порядке, принятом в Септуагинте, кроме книги Есфири. Эта книга, видимо, не попала в список, полученный Мелитоном из своих источников в Сирии".
Трёхчастное деление нынешнего еврейского текста (с одиннадцатью книгами в составе Писаний) присутствует в трактате Мишны „Баба Батра", написанном в 5 веке по Р.Х.
Новозаветные свидетельства святости Ветхого Завета
От Матфея 21:42; 22:29; 26:54, 56.
От Луки 24.
От Иоанна 5:39; 10:35.
Деяния 17:2,11; 18:28.
К Римлянам 1:2; 4:3; 9:17; 10:11: 11:2; 15:4; 16:26.
1 Коринфянам 15:3, 4.
Галатам 3:8; 3:22; 4:30.
1 Тимофею 5:18.
2 Тимофею 3:16.
2 Петра 1:20, 21; 3:16.
Фраза „...как говорит Писание..." (Иоан. 7:38), не содержащая более конкретных разъяснений, указывает на то, что, видимо, существовало всеобщее понимание отношения, в котором находилось Писание к различным книгам.
Заседание в Иавнее
Нередко можно услыхать от студентов, что они все знают о каноне. Они полагают, что еврейские вожди собрались на заседание, решили, какие книги им наиболее полезны и заставили своих последователей принять эти книги. Трудно представить себе точку зрения, более далёкую от истины. (Правда, в наш космический век некоторые не думают о расстояниях).
Уместно процитировать здесь Ф. Ф. Брюса и Х. Х. Роули.
Ф. Ф. Брюс: „Главной причиной вопросов о том, была ли часть „Писания" завершена ко времени жизни нашего Господа, является наличие записей о спорах между раввинами после падения Иерусалима в 70 г. н.э. Споры эти касались книг, принадлежащих к Писаниям. Когда стала ясной неизбежность разрушения города и храма, выдающийся раввин по имени Иоханан бен Заккай, принадлежащий к школе Гиллеля в партии фарисеев, получил от римских властей разрешение вновь собрать Синедрион для чисто духовных целей. Он занимался этим в городе Иавнея, между Иоппеей и Азотом (Ашдодом). Некоторые споры в Иавнее передавались из уст в уста и наконец были записаны в трудах раввинов. Среди прочего обсуждалось следует ли включать в канон книгу Притчи Соломона, книгу Екклесиаста, Песнь Песней и книгу Есфирь. Возражения против них выдвигались по различным причинам; книга Есфирь не содержала имени Бога, а книгу Екклесиаста было нелегко увязать с догматами тогдашней церкви. Однако итогом дебатов в Иавнее стало твёрдое признание всех этих книг частью Святого Писания".
Х. Х. Роули пишет: „Вряд ли правильно говорить о совете в Иавнее. Мы знаем, что там происходили дискуссии между раввинами, но в то же время ничего не известно о каких-либо официальных решениях. Вполне возможно, что дискуссии были неофициальными, что не помешало им утвердить и точнее определить еврейскую традицию".
Апокрифическая литература Ветхого Завета
Введение.
Слово „апокрифический" происходит от греческого и означает „спрятанный, скрытый".
Оно было впервые употреблено в 4 веке Иеронимом назвавшим „апокрифами" ряд религиозных произведений. Апокрифы представляют собой книги, которые католическая и православные церкви считают принадлежащими канону, а протестантские церкви — неканоническими.
Почему эти книги не являются каноническими?
„Библейский словарь" Унгера приводит причины, по которым эти книги исключаются из канона:
1. „Они содержат исторические и географические неточности, а также множество анахронизмов".
2. „Они учат ложным взглядам и поддерживают обряды, расходящиеся с Боговдохновенным Писанием".
3. „В них выведены литературные типы и содержится искусственность сюжета и стиля, которых нет в Писании".
4. „Им недостаёт отличительных черт, которые делают подлинные Писания Божественными— таких, как пророческая сила, поэтическое и религиозное чувство".
Краткое содержание отдельных книг
В своей замечательной книге „Как мы получили нашу Библию" Ральф Эрл кратко описывает содержание каждой из этих книг. Я предпочёл это высококачественное изложение составлению собственного.
„Первая книга Ездры (около 150 г. до Р.Х.) рассказывает о возвращении евреев в Палестину после вавилонского пленения. Немало материала в ней заимствовано из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии, однако автор добавляет к нему значительное количество легендарных сведений.
Наиболее интересна в этой книге история трёх стражей, споривших о том, что сильнее всего на свете. Один из них сказал: „Вино", другой — „Царь", а третий — „Женщина и истина". Свои ответы они положили под подушку царю. Проснувшись, царь потребовал от трёх стражей доказать их точку зрения. Единодушным решением стало: „Истина несёт в себе высшую, недосягаемую силу". Зоровавель, которому принадлежал этот ответ, получил в награду право заново отстроить храм в Иерусалиме.
Вторая книга Ездры (100 г. до Р.Х.) — это апокалипсический труд, в котором содержится семь видений. Мартин Лютер был настолько смущён этими видениями, что, как рассказывают, выбросил эту книгу в реку Эльбу.
Книга Товиа (начало 2 века до Р.Х.) — это повесть, фарисейская по своему тону, и подчёркивающая необходимость соблюдать Закон Моисеев, употреблять лишь чистую пищу, совершать ритуальные омовения, жертвовать бедным, поститься и молиться. Ея идея, что милостыней можно искупить грех, явно противоречит Святому Писанию.
Книга Юдифь (середина 2 века до Р.Х.) тоже отличается фарисейской позицией и литературностью. Её героиня — прекрасная еврейская вдова Юдифь. Во время осады её города она взяла с собой служанку, запаслась чистой еврейской едой и отправилась в палатку к предводителю вражеской армии. Он был очарован её красотой и пустил её к себе. К счастью, он быстро опьянел и погрузился в беспамятство. Тогда Юдифь отрубила ему голову его собственным мечом и бежала из лагеря вместе со служанкой, а голову унесла с собой в мешке для припасов. После того, как голова была вывешена на стене близлежащего города, оставшаяся без предводителя ассирийская армия была разбита.
„Добавления к книге Есфирь (около 100 г. до Р.Х.). Есфирь — единственная книга Ветхого Завета, где не упоминается имя Господа. Там рассказывается о том, что Есфирь и Мардохей постятся, но не говорится ничего об их молитвах. „Добавления" устраняют этот недостаток. В них содержатся длинные молитвы Есфири и Мардохея, а также два письма, якобы написанные Артаксерксом.
Книга Премудрости Соломоновой (около 40 г. после Р.Х) была написана, чтобы предохранить иудеев от скептицизма, материализма и идолопоклонства. Как и книга Притчей Соломоновых, она носит личный характер. В ней содержится немало благородных мыслей,
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (около 180 г. до Р.Х.) написана на высоком уровне религиозной мудрости, и в этом отношении подобна канонической книге Притчей Соломоновых. В ней есть также целый ряд практических советов. Например, о послеобеденных речах говорится следующее:
„Говори кратко, пусть будет смысла в твоих речах много, а слов — мало".
„Действуй как муж, знающий больше, чем он говорит..."
А также (33:4):
„Готовься к своим речам, и тогда будут тебя слушать".
Джон Весли нередко пользовался этой книгой в своих проповедях. Её и поныне широко используют в англиканских кругах.
Книга Баруха (около 100 г. после Р.Х.) якобы написана Барухом, писцом Иеремии, в 582 г. до Р.Х. На самом деле она, по всей видимости, пытается истолковать разрушение Иерусалима в 70 г. после Р.Х. Эта книга призывает евреев воздерживаться от восстаний и повиноваться императору. Несмотря на эти призывы, уже в 132-135 г. после Р.Х. состоялось восстание против римского владычества под руководством Бар-Кохбы. В шестой части книги Баруха содержится так называемое письмо Иеремии, где говорится о непопустимости идолопоклонства. Это предостережение, по-видимому, обращено к евреям Александрии в Египте.
Наша книга пророка Даниила состоит из 12 глав. В первом веке до Рождества Христова к ним была добавлена тринадцатая, история Сусанны. Она была прекрасной женой одного из иудейских вождей в Вавилоне, в чей дом часто приходили иудейские старейшины и судьи. Двое из них увлеклись Сусанной и попытались соблазнить её. Когда она стала кричать, двое старцев сказали, что нашли её в объятиях некоего юноши. Сусанну судили. Поскольку имелось два свидетеля обвинения, она была приговорена к смерти.
Однако молодой человек по имени Даниил прервал заседание суда и устроил перекрёстный допрос свидетелей. Он спросил каждого из них в отдельности, под каким в точности деревом в саду они обнаружили Сусанну и её любовника. Когда они дали разные ответы, то Сусанну оправдали, а их предали смерти.
Примерно в то же время добавлена глава 14 „Ваал и дракон". Её главной целью было показать пагубность идолопоклонства. В этой главе содержится, в сущности, два рассказа.
В первом рассказе царь Кир спрашивает Даниила, почему тот не поклоняется Ваалу, ибо этот бог доказывает своё величие, ежедневно пожирая множество овец, муки и масла. Тогда Даниил посыпал пеплом пол храма, куда с вечера принесли жертвоприношения. Утром царь повёл его в храм, чтобы тот увидел, как Ваал за ночь съел всю принесенную пищу. Однако Даниил показал царю на пепле отпечатки ног священников и их домочадцев, которые тайно входили в храм под столом. Священники были умерщвлены, а храм разрушен.