Смекни!
smekni.com

Неоспоримые свидетельства (стр. 51 из 83)

А.Б.Брюс считает фразу "имеете стражу" стоящей, скорее всего, в повелительном, а не в изъявительном наклонении - получите свою стражу, с готовностью соглашается человек, считающий, что вряд ли в страже будет большая нужда, но не видящий препятствий к удовлетворению мелкой просьбы.

В "Греческо-английском словаре Нового Завета" (Изд-во Чикагского университета, 1952) Арндт и Гингрич цитируют источники, где содержится обозначающее стражу слово "koustodia", определяя его, как "стража, состоящая из солдат" Матф. 27:66; 28:11; "возьмите стражу" 27:65.

Профессор Гарольд Смит в "Словаре Христа и Евангелий" даёт следующие сведения о римской страже:

"СТРАЖА. Перевод греч. koustodia (лат. custodia), Матф. 27:65-66;

28:11, "охрана", которую получили первосвященники и фарисеи от Пилата, чтобы поставить у гробницы. Необходимость получить разрешение от Пилата и риск наказания с его стороны свидетельствует о том, что эта стража должна была состоять не из охранников иудейского храма, но из солдат римской когорты в Иерусалиме; возможно, хотя и не слишком вероятно, что те же.воины охраняли крест... "имеете", видимо, стоит в повелительном наклонении, означая "возьмите стражу".

"custodia, - дают определение в своём латинском словаре Льюис и Шорт, - наблюдение, охрана, стража, защита. 1. Об. в множ. числе, в военном языке, "лица, несущие стражу, стражник, охранник, часовой".

Контекст 27 и 28 главы Евангелия от Матфея явно свидетельствует, что охранять гробницу Христа была поставлена "римская стража". Если Пилат посоветовал бы первосвященникам использовать храмовую стражу, чтобы отделаться от них, то и подотчетна такая стража была бы только первосвященникам, а не Пилату. Если же Пилат предоставил им "римскую стражу" для охраны гробницы, то и ответственность она несла перед ним, а не перед еврейскими вождями. Ключ здесь лежит в ст. 11 и 14 гл. 28. В стихе 11 говорится, что стража, явившись в город, объявила о случившемся первосвященникам. На первый взгляд может показаться, что ответственность она несла именно перед ними. Одна ко если бы кто-то из стражников доложил о происшедшем самому Пилату, его бы немедленно казнили, как мы объясним ниже. Стих 14 подтверждает, что речь идёт о римской страже, подотчётной непосредственно Пилату: "И если слух об этом дойдёт до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим". Зачем храмовой страже беспокоиться о том, что Пилат узнает о случившемся? Нет никаких указаний на его власть над этими стражниками. Автор видит здесь следующее: стражники были римскими воинами, которым Пилат дал распоряжение охранять гробницу, чтобы удовлетворить пожелания церковной иерархии и сохранить с нею мирные отношения. Первосвященники осторожно просили у Пилата именно "римской стражи": "Итак, прикажи охранять гроб..." (Матф. 27:64).

Для того, чтобы поставить у гробницы храмовую стражу, священникам не требовалось испрашивать разрешения у наместника. Таким образом, римские солдаты пришли к первосвященникам для защиты, поскольку знали, что те смогут повлиять на Пилата и уговорить его не предавать их казни: "...мы убедим его (Пилата) и вас от неприятности избавим" (Матф. 28:14).

Воинская дисциплина римлян.

"Оставивший свой пост карался смертью, - пишет Джордж Карри о воинской дисциплине в римской армии, ссылаясь на законы древнего Рима. - Самый знаменитый рассказ о тяготах лагерной дисциплины принадлежит Полибию, V 1.37-38, который указывает, что страх перед наказанием заставлял солдат безукоризненно выполнять свой долг, особенно во время ночной стражи. О надёжности трудов Полибия свидетельствует его высокая репутация; он описывал то, что мог видеть собственными глазами, а его сведения в общем виде подтверждаются другими авторами".

"За плохое несение ночной стражи, воровство, лжесвидетельство и нанесение себе увечий, - пишет Карри со слов Полибия, - римских солдат прогоняли сквозь свой строй их товарищей, вооружённых дубинками. В случае дезертирства из трусости в военном подразделении казнили каждого десятого".

"Вегеций в своём труде "Военные институты", - продолжает Карри, - пишет о ежедневном внимании к строгости дисциплины со стороны префекта легиона. Вегеций также положительно считает, что в былые дни (во времена Христа) в римской армии царила дисциплина более суровая, чем в его время".

"Система, которую описывает Вегеций, предусматривала самые строгие наказания, - пишет далее Карри. - Классикум, особый сигнал трубы, возвещал о казнях. За ежедневной дисциплиной следил префект легиона".

"Различные авторы, чьи труды входят в "Дигесты" Юстиниана, - продолжает учёный, - приводят 18 видов проступков, за которые солдаты наказывались смертью (49.16). Они включали; переход разведчика на сторону врага (-3.4), дезертирство (-3.11; -5.1-3), потерю оружия (-3.13), неповиновение в военное время (-3.15), выход из лагеря за вал или стену (-3.17), разжигание бунта (-3.19), отказ защищать офицера или уход с поста (-3.22), уклонение от призыва (-4.2), убийство (-4.5), побои, причиненные начальнику, или оскорбление генерала (-6.1), бегство с поля боя, если это могло послужить примером для других (-6.3), выдача врагу военных планов (-6.4; -7), ранение другого солдата мечом (-6.6), нанесение себе увечий или попытка самоубийства без веского основания (-6.7). уход с ночного поста (-10.1); казни подлежал также сломавший жезл центуриона (сотнака) или ударивший его во время наказания (- 13.4), бежавший из гарнизонной тюрьмы (-13.5) и нарушавший спокойствие (-16.1)".

Профессор Карри приводит примеры римской военной дисциплины из анналов истории: "В 418 г. знаменосец, отставший от армии во время битвы, был убит собственной рукой генерала; в 390 г. заснувший на посту был сброшен с Капитолийского холма; в 252 г. виновный в халатности был подвергнут телесному наказанию и разжалован; в 195 г. отставший от нападающей армии пронзён копьём... Вышеупомянутые наказания дают основания говорить о них, как о "суровых".

Яркое описание вооружения римского солдата даёт Т.Дж.Такер:

"В правой руке он носил знаменитое римское копьё. Это прочное оружие, длина которого достигала почти двух метров, состояло из острого железного наконечника на древке; солдат мог использовать его либо в качестве штыка, либо метнуть его, а затем вести рукопашный бой своим мечом. На левой руке он держал большой щит, форма которого могла быть различной. Одна из известных форм - типа цилиндра, вогнутого с боков, размерами около 1м 20см в длину и 70см в ширину;

щиты бывали также шестигранными, вроде ромба со стесанными верхним и нижним углом, и овальными. Они изготовлялись из прутьев или из дерева, а затем покрывались кожей и снабжались металлическим гербом, чаще всего в виде молнии. Щит держали за ручку, но помимо этого он иногда поддерживался ремнём, перекинутым через правое плечо. Чтобы щит не мешал солдату действовать мечом, последний крепился справа с помощью ремня, перекинутого через левое плечо. Сам меч представлял собою скорее колющее, чем рубящее оружие; длина его достигала 90 см. Экипировка римского солдата может показаться нам неуклюжей, но не следует забывать, что меч не требовался солдату, покуда его правая рука была занята копьём; кроме того, меч вместе с ножнами легко перемещался на левую сторону тела с помощью ремня, на котором он был подвешен. На левой стороне солдат носил нож, прикреплённый к поясу".

Что из себя представлял наряд римской стражи?

Профессор Уильям Смит в "Словаре греческих и римских древностей" приводит сведения о числе солдат в римской "страже". Согласно Смиту, каждая манипула (подразделение римского легиона), состоявшая из 60 или 120 человек, "представляла... два наряда стражи... по четыре человека в каждом, которые несли караульную службу перед палаткой и сзади не?, среди лошадей. Можно отметить, между прочим, что римская стража обычно состояла именно из четырёх человек... один из них был постоянно на посту, а трое остальных пользовались некоторой свободой, однако были готовы к действию при первой же тревоге".

"Стража обычно состояла из четырёх воинов, - пишет профессор Гарольд Смит, цитируя Полибия, - каждый из которых нёс караульную службу по очереди, в то время как остальные отдыхали, готовые подняться по малейшему сигналу тревоги; но в этом случае в наряде могло быть и больше солдат".

Профессор Уэдон считает, что наряд стражи "видимо, состоял из четырёх человек. Во всяком случае, именно четыре солдата следили за распятием" (Иоан. 19:23).

Что из себя представляла храмовая стража?

О храмовой страже пишет еврейский историк Альфред Эдерсхайм:

"Ночью на двадцати четырёх постах у ворот и во дворах храма размещались наряды часовых. Двадцать один из них комплектовался левитами, остальные три-- левитами и священниками. Каждый наряд состоял из десяти человек, так что каждой ночью на страже стояло 240 левитов и 30 священников. Днём храмовая стража отдыхала; ночь делилась на три стражи, к которым добавлялась четвёртая - утренняя (в римской армии ночь разделялась на четыре стражи)".

В книге "Мишна", которую мы цитируем по английскому переводу Герберта Дэнби (Изд-во Оксфордского ун-та, 1933) о храмовой страже пишется следующее: "Священники несли стражу в трёх местах Храма: в палате Абтинаса, в палате Огня и в палате Очага; левиты - в двадцати одном месте: пять у ворот при входе на Храмовой холм, четыре - у четырёх углов храма, пять - у пяти ворот храмого суда, четыре - снаружи суда, у его четырёх углов, один в палате Приношений, один в палате Завесы и один - за троном Милосердия".

"Обязанности этого "начальника Храмового холма", - пишет профессор П.Хендерсон Эйткен, - состояли в поддерживании порядка в храме, проверке постов в ночное время и наблюдении за правильной расстановкой и бдительностью часовых. Вместе со своими непосредственными подчинёнными он должен был назначаться "главнейшими"... которых упоминают Ездра 9:2 и Неемия..."