"Мы встречаем это утверждение и в средневековой еврейской литературе (Еврейская книга у Айземенгера). Его повторяет Раймарус, когда пишет, что "ученики Христа похитили Его тело в первые же сутки после похорон, разыграли на месте погребения комедию с пустой гробницей, а публичное объявление воскресения отложили на пятидесятый день, когда тело уже полностью разложилось".
На положения и аргументы этой теории полностью ответил ещё Ориген".
Иоанн Златоуст из Антиохии (347-407 гг.) так писал о теории похищения: "Ибо воистину даже это говорит об истинности воскресения, даже их уверения а том, что ученики похитили Его. Ибо это язык людей, признающих исчезновение тела. И если они согласны, что тела там не было, а похищение представляется мыслью ложной и невероятной, поскольку они следили за гробницей, и печати были нетронуты, а ученики слишком кротки, то доказательство воскресения становится отсюда неопровержимым".
Опровержение
Исчезновение тела из гробницы следует каким-то образом объяснить.
Профессор Э.Ф.Кеван отмечает, что пустая гробница сама по себе ещё не обязательно доказывает, что Христос воскрес, однако ставит нас перед выбором из двух возможностей. "Исчезновение Тела было либо Божьим делом, либо человеческим". Обе эти возможности следует рассмотреть беспристрастно и принять ту из них, которая с большей вероятностью соответствует истине.
"Выбор между этими возможностями, тем не менее, не представляет трудности, - продолжает Кеван. - У врагов Христа не было причин похищать Его тело; у Его друзей не было для этого достаточно власти. Власти были заинтересованы в том, чтобы Тело оставалось на своём месте, а версия о краже Его учениками представляется невероятной. Следовательно, власть, которой Тело Спасителя было унесено из гробницы, была Божественной".
"Если Иисус, Которого в пятницу положили в гробницу, к воскресенью исчез из неё, то либо Его Тело вынесли оттуда, либо Он вышел из склепа Своей властью. Других возможностей здесь нет. Вынесли ли Его Тело? Кто? Друзья или враги? Последние поставили наряд охраны у Его гробницы и, следовательно, у них не было причин убирать Тело. Более того, они не стали бы этого делать из благоразумия, поскольку исчезновение Тела облегчило бы распространение историй о воскресении, которые могли бы придумать ученики. Самое мудрое в их положении было охранять Тело в качестве доказательства, чтобы в ответ на любые рассказы о воскресении сказать: "Вот Его Тело, Он не воскрес".
Что до Его друзей, то похищать Тело у них не было желания, ни возможностей". (Камю.)
"...Эти солдаты не могли объяснить, почему гробница оказалась пустой, - пишет Уилбур Смит, - и Синедрион научил их, что говорить, попутно подкупив, чтобы они могли в страхе повторять эту спешно сочинённую сказку".
Версия, которую требовалось распространить, - комментирует А.Б.Брюс, - свидетельствует о факте, который нуждался в объяснении, т.е. исчезновении Тела. Подразумевается также, что солдаты знали о ложности заявления на этот счёт".
Неубедительность гипотезы о похищении Тела Христа учениками.
Никто не сомневался в показаниях стражи. Матфей пишет лишь, что "...некоторые из стражи, вошедшие в город, объявили первосвященникам обо всём бывшем" (Матф. 28:11).
Профессор Р.С.Х.Ленский отмечает, что первосвященники получили известие о воскресении Христа от своих собственных свидетелей, "воинов, которых они сами поставили охранять гробницу, наиболее надёжных из всех мыслимых свидетелей". Показания воинов были сразу приняты в качестве истины; первосвященники знали, что у стражи не было оснований лгать.
"Следует прежде всего отметить, - соглашается профессор Смит, - что еврейские власти никогда не ставили под сомнение показаний стражников. Они не пошли удостовериться в исчезновении тела, поскольку и без того знали, что гробница была пуста. Стражники никогда не вернулись бы в город с подобной историей, исходящей из их уст, если бы речь не шла о реальных, неоспоримых событиях, в той мере, в которой они сами их воспринимали. Еврейские власти велели солдатам повторять историю, которая объясняла, каким образом гробница стала пустой".
Профессор Альберт Роупер пишет об Анне и Каиафе: "Их лицемерное объяснение исчезновения Тела Иисуса из гробницы выдаёт ложность их обвинений. В противном случае, зачем бы им было подкупать солдат, чтобы те распространяли свои лжесвидетельства?"
Приняв показания стражников, евреи, таким образом, молчаливо согласились с тем, что Тело Христа исчезло из гробницы. Состряпанная ими сказка о похищении Тела учениками - лишь неудачная отговорка, придуманная за неимением лучшего объяснения.
Против похищения Тела из гробницы были приняты тщательные меры предосторожности, которые сорвали бы любой план учеников выкрасть Иисуса из склепа.
"Будем справедливы, - пишет профессор Роупер. - Перед нами объяснение, которое для мыслящего челове ка не может ничего объяснить, решение, которое ничего не решает. Когда первосвященники уговорили Пилата приказать "охранять гроб до третьего дня", имеющиеся факты заставляют думать, что гробница действительно охранялась самым надёжным образом. Дальнейшие рассуждения неизбежно приводят нас к выводу, что меры, принятые против попыток друзей Иисуса украсть Его Тело, составляют неопровержимое доказательство того, что они никак не могли его похитить".
Как подчёркивается в "Популярной библейской энциклопедии" под редакцией С.Фэллоу, "ученикам было не под силу бороться с римской властью. Как могла вооружённая стража проиграть схватку с горсткой робких людей?"
Иоанн Златоуст пишет о женщинах, которые ранним утром в воскресенье пришли к могиле Иисуса: "Они считали, что никто из людей не мог взять Его, охраняемого таким множеством воинов, если только Он не воскрес Сам".
Уныние и страх, охватившие учеников, убедительно говорят, что им неоткуда было внезапно взять достаточно смелости и отваги, чтобы выступить против наряда стражи у гробницы и похитить тело. Настроение у них было явно неподходящим для такого подвига.
"Ученики, покинувшие Иисуса во время суда, -отмечает Уилбур Смит, - не обладали ни отвагой, ни физической силой, чтобы напасть на отряд воинов".
"Эти ученики, - продолжает Смит, - были не в том настроении, чтобы выступить против римских воинов, преодолеть сопротивление всей стражи и выкрасть Тело из гробницы. Лично я думаю, что подобная попытка стоила бы им жизни, но они не были способны даже предпринять её. В ночь на четверг на той неделе Пётр показал себя таким трусом, что когда во дворе у первосвященника служанка обвинила его в близости к осуждённому назареянину, он начал ради спасения собственной шкуры отрекаться от своего Господа, клясться и божиться. Что могло настолько переменить Петра за эти несколько часов, что он из такого труса превратился бы в героя, рвущегося в бой с римскими воинами?"
"Популярная Библейская энциклопедия" под редакцией С.Фэллоу, пишет, что ученики "скорее всего... не стали бы пытаться, и практически точно им не удалось бы" выкрасть Тело из гробницы.
"Каким образом они смогли бы похитить Тело? Хилые и робкие существа, покинувшие Иисуса, как только Его схватили; даже Пётр, самый смелый из них, задрожал от речей служанки и трижды отрицал, что знает Его. Неужели при таком характере эти люди отважились бы на поединок с властью наместника? Неужели они осмелились бы противостоять решимости Синедриона, вступить в схватку со стражей, бежать - или вступить в бой с вооружёнными, бывшими начеку воинами? Если Христос не воскрес из мёртвых (я говорю языком неверующих), то Он обманул Своих учеников тщетными надеждами на воскресение. Разве ученики не открыли бы Его самозванства? Разве стали бы они рисковать жизнью, пускаясь на такое опасное предприятие ради человека, который так жестоко воспользовался их легковерием? И даже если предположить, что они разработали план похищения тела, каким образом они сумели бы его осуществить?"
"В этой кучке учеников, - отмечает профессор А.Роупер, - не было ни одного, кто отважился бы проникнуть в эту запечатанную гробницу, даже если у неё не стояла бы римская стража. Мысль о том, что кто-то из них выполнил бы подобное предприятие, преодолев все предпринимаемые меры предосторожности, совершенно нелепа".
Если солдаты спали, как они могли утверждать, что Тело украдено учениками?
В "Популярной библейской энциклопедии" приводится следующий комментарий по поводу теории похищения: "Стражники либо спали, либо бодрствовали, - писал Святой Августин, - если они бодрствовали, то как они допустили похищение Тела? Если же они спали, то откуда им было знать, что Тело украдено учениками? Как они осмеливаются в таком случае твердить о краже?"
Римская стража, считает А.Б.Брюс, "прекрасно знала, что никто из наряда не спал на посту, и что никакой кражи не произошло. Ложь, столь хорошо оплаченная священниками, самоубийственна - одна её половина опровергает другую. Спящие часовые не могли знать, что произошло".
"Если требовалось бы заключительное доказательство воскресения Хряста, - замечает профессор Дэйвид Браун, - то им могла бы служить глупость объяснений, которые давали подкупленные стражники. Мало того, что все часовые вряд ли могли одновременно заснуть на посту, это ещё менее вероятно в данном случае, когда власти так беспокоились о том, чтобы могила оставалась нетронутой..."
О теории, состряпанной еврейскими правителями. Пол Литтл отзывается так: "Они дали солдатам денег и велели им объяснить, что ученики пришли ночью и украли Тело, покуда часовые спали. Лживость этой сказки настолько очевидна, что Матфей даже не берёт на себя труда опровергать её. Какой судья стал бы слушать, если бы вы заявили ему, что покуда вы спали, в ваш дом прокрался сосед и украл ваш телевизор. Какой спящий знает, что вокруг него происходит? Такие показания осмеяли бы в любом суде".