В своей фундаментальной работе по невропатологии галлюцинаций Рауль Мург по словам Генриха Клюрера пришёл к выводу, что "переменчивость и непостоянство составляют главную черту галлюцинаций и сходных с ними явлений. Для него галлюцинации - не статический, а динамический феномен, нестабильность которого отражает нестабильность факторов и условий, вызывающих его появление".
Таким образом, два человека одновременно не могут иметь одну и ту же галлюцинацию.
Явления Христа видело множество людей.
"Совершенно невероятно, - считает Томас Дж. Торберн, что целых пятьсот, скажем, человек среднего душевного здоровья и темперамента, разными группами, в разное время и при разнообразных обстоятельствах переживали всевозможные чувственные впечатления - зрительные, слуховые, тактильные, которые целиком возникали за счёт галлюцинаций. Мы говорим, что это невероятно, поскольку если бы подобная теория была предложена для объяснения какого-либо менее "сверхъестественного" исторического события, её немедленно бы отвергли по причине смехотворности".
Теодор Кристлиб, которого мы цитируем по Уилбуру Смиту, писал:
"Мы не отрицаем известных науке случаев, массовых видении. Однако все эти случаи сопровождаются нездоровым умственным возбуждением, а также телесным нездоровьем, в частности, нервической аффектацией. Даже если один или несколько учеников и находились в таком состоянии, мы не имеем права распространять эту идею на остальных, здоровых мужчин разного темперамента и конституции. И всё же иные считают, что свидетели воскресения один за другим впадали в это нездоровое состояние- не только восторженные женщины, но даже Петр, сильный и крепкий рыбак, ничего не имевший общего с неврозами, Иаков, двое по дороге в Эммаус, и так далее, вплоть до трезвого, исполненного сомнения Фомы, вплоть до всех одиннадцати вместе и даже до толпы в пятьсот с лишним братьев вместе. Предполагается, что все эти люди внезапно поддались некоему самообману, причём, заметим, в самые различные моменты, в самых разнообразных обстоятельствах, за самыми разными занятиями (утром у гробницы, за разговором по дороге, в узком кругу друзей, работавших на озере). Самым разным было их настроение, самой разной - склонность к видениям. И неужели вое они могли сговориться и объявить эти видения телесными явлениями воскресшего Христа? А если так, насколько это было бы чистым самообманом или заведомой ложью? Наверняка кое-кто из них задавался впоследствии вопросом о реальности увиденного. Как справедливо подмечает Шлайермахер, "любой, кто предполагает, что ученики обманули себя и ошибочно приняли внутреннее за внешнее, обвиняет их в такой слабости ума, которая свела бы на нет все их свидетельства о Христе и заставила бы думать, что и Сам Христос не знал людей, если мог выбрать Себе таких свидетелей. Если же Сам Он, по желанию Своему, распорядился, чтобы они приняли внутренние явления за внешние впечатления, то Он был источником заблуждения, что было бы несовместимо с Его высоким достоинством и поставило бы под сомнение вообще все нравственные идеи".
Согласно известным психиатрам Л.Е.Хайниси и Дж. Шатскому, иллюзия есть "ложное восприятие, ошибочный ответ на возбуждение чувств... Однако у всякого нормального человека это ложное восприятие вызывает желание проверить другое чувство - или же другие чувства приходят ему на помощь, показывая, что он имеет дело всего лишь с иллюзией..."
Явления Христа никак не могли быть "ошибочным" восприятием:
Уилбур Смит, комментируя Евангелие от Луки, пишет о его авторе как о "человеке, привыкшем научно рассматривать любой изучаемый предмет. В начале своей второй книги, "Деяний Апостолов", он говорит, что наш Господь "явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами".
"Именно тот род доказательств, на котором так настаивает современная наука, включая даже психологию, когда хочет определить реальность рассматриваемого объекта, встречаем мы в Евангелиях, когда речь идёт о воскресении Господа Иисуса, - продолжает Смит. - Мы видим там доказательства, которые можно увидеть человеческим глазом, потрогать человеческой рукой и услышать человеческим ухом. Это то, что мы называем эмпирическими доказательствами".
"Явления Господа Воскресшего, - подчеркивает У.Дж.Спэрроу-Симпсон, - поддаются анализу с помощью человеческих чувств, которыми они воспринимались, будь то зрение, слух или осязание. Все аспекты явлений можно с удобством сгруппировать по данному принципу".
Спэрроу-Симпсон начинает свой анализ с зрения. "Это естественный способ привлечь первое внимание свидетелей. О зрительном восприятии явлений Христа говорится в Евангелиях в различных выражениях:"Иисус встретил их". Мф. 28:9 "Они увидели Его" (хотя среди свидетелей Мф. 28:17 были и сомневающиеся) "Они узнали Его". Лк. 24:31 "Они подумали, что видят духа". Лк. 24:37 "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Лк.24:39 Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги". Лк. 24:39
О том же пишет и четвёртый евангелист:
Мария Магдалина "видела Господа" Ин. 20:18 "Он показал им руки и рёбра Свои" Ин. 20:20 "Ученики обрадовались, увидевши Господа" Ин. 20:20 "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей..." Ин. 20:25 "Потому что увидел Меня..." Ин. 20:29 "Из учеников же никто не смел спросить Его: "Кто Ты?", зная, что это Господь". Ин. 21:12 "В продолжение сорока дней являясь им..." Деян. 1:3
Воскресший Господь при Своих явлениях показывает следы от ран, полученных при казни:
Лука пишет о руках и ногах. Лк. 24:29-40
Матфей не упоминает об этом.
Иоанн упоминает Его руки и рёбра". Ин. 20:20-
25,27
"Явления воскресшего Христа удостоверяются также чувством осязания, - продолжает профессор Смит. - Наиболее ясно об этом пишет Лука:
"Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и
костей не имеет, как видите у Меня..." Лк. 24:39
"Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового
мёда; и взяв ел перед ними". Лк. 24:42,43
Профессор Торберн добавляет:
"В Евангелии от Марка "галлюцинаторное" видение имеет слуховую сторону: ангел велит женщинам идти и объявить о случившемся ученикам". Мк. 16:5-7 Аналогичным образом у Матфея (который в значительной мере опирается на те же источники, что Марк), женщины одновременно видят и слышат Иисуса, а также осязают Его". Мф. 28:9,10
Галлюцинации обычно ограничены во времени и пространстве.
Как правило, они сопутствуют местам или обстоятельствам, вызывающим воспоминания.
Ни время, ни место явлений Христа никак не способствовали галлюцинациям свидетелей. Никому не чудились, в силу знакомой обстановки, фантастические события.
Отсутствие внешних обстоятельств, ведущих к галлюцинациям, отмечает Джон Р.У.Стотт. "Если бы явления произошли в одном или двух местах, особо святых для почитателей Иисуса и связанных с Его памятью", - пишет он, - и если "они находились бы в настроении ожидания", то "у нас вполне могли бы возникнуть подозрения".
Стотт приходит к следующему заключению: "Если бы мы располагали лишь рассказом о явлении Христа в верхней комнате, мы могли бы сомневаться и задавать вопросы. Если бы одиннадцать апостолов собрались в этом особом месте, где Иисус провёл с ними несколько часов из числа Своих последних на земле, если бы они оставили Его место пустым, и предавались бы чувствительным воспоминаниям о волшебстве прошедших дней, вспоминая Его обещания вернуться и надеясь на Его возвращение, покуда жар их ожиданий не был бы утолён Его внезапным появлением - можно было бы и впрямь опасаться, что они стали жертвой жестокого заблуждения".
"Не стоит забывать, - писал У.Робертсон Николл, - что ученики не только думали, что видели Христа, но и что они говорили с Ним, что беседы проходили в разных обстоятельствах, и что свидетелей имелось много".
Джеймс Орр подчёркивает, что явления были "не мелькнувшим образом Христа, но длительными беседами".
Рассмотрим большое разнообразие времён и мест явлений Христа:
Ранним утром перед женщинами у гробницы Мф. 28:9,10 После обеда на дороге в Эммаус Л к. 24:13-33 Явления отдельным людям при свете дня Л к. 24:34;
1 Кор. 15:6 Ранним утром у озера Ин. 21:1-23 На горе Галилейской перед толпой в пятьсот с лишним верующих. 1 Кор. 15:7
Разнообразие времён и мест явлений Христа столь велико, что кажется почти намеренным, и никак не согласуется с представлением о них, как о галлюцинациях.
Галлюцинации - это плод предвкушения, надежды, ожидания, которые превращают желаемое во впечатление действительного.
Для галлюцинаций характерны принципы, приводимые ниже. Профессор Миллиган отмечает, что предмет видения должен характеризоваться "верой в идею, которую он выражает, и возбуждённым ожиданием того, что эта идея должна каким-то образом материализоваться".
"Видение испытывает тот, чья вера настолько сильна, что он способен увидеть нечто несуществующее и считать плод своего воображения реальностью".
Профессор Э.Х.Дэй подчёркивает, что "видения, восприятие исключительных явлений большим числом людей одновременно требует определённой "психологической подготовки" в течение достаточно долгого периода времени".
"Представим, например, мать, у которой сын погиб на войне, - пишет Пол Литтл. - Она помнит, что он каждый вечер в 5.30 приходил домой с работы. Каждый день после обеда, сидя в кресле-качалке, она предаётся раздумьям. И вот, наконец, ей кажется, что он входит в комнату и начинает разговаривать с ней. При этом она теряет всякий контакт с реальностью".
Свидетели явлений воскресшего Христа были вынуждены в них поверить против своей воли.
"Природа этих явлений, - указывает У.Дж.Спэрроу-Симпсон, - говорит, что они привлекли внимание в качестве внешней реальности, а не были сотворены изнутри".