Смекни!
smekni.com

Неоспоримые свидетельства (стр. 73 из 83)

Уркхарт отмечает далее, что к прошлому веку Мемфис, тем не менее, уже исчез настолько основательно, что под вопросом было даже его местонахождение. Так исполнилось древнее пророчество.

О Мемфисе писали многие путешественники. Уркхарт цитирует, например, Уилкинсона, поражённого тем, какая малая часть сохранилась от огромного города. Амелия Эдварде в своей книге "Тысяча миль вверх по Нилу", пишет о скудных и разбросанных остатках былого величия Мемфиса. В большинстве своём эти остатки даже не стоят того, чтобы на них смотреть. "Трудно поверить, что на этом месте некогда цвёл великий город".

Город Фивы постигла иная участь. Господь совершил над ними суровый суд, и историки, пишет Уркхарт, представили этому множество свидетельств, сами не отдавая себе отчёта в их связи с пророчествами. Фивы постигло два удара судьбы, втоптавшие этот город в землю - и оба они произошли после предсказаний. Уркхарт указывает, что Иезекииль жил при царе Навуходоносоре. Через тринадцать лет после смерти этого царя, когда главной державой стала Персия, в Египет вошёл Камбиз (525 г.), с безумной яростью обрушившийся на беззащитные Фивы. Он сжёг все храмы города и попытался разрушить колоссальные изваяния. Фивам удалось быстро подняться из развалин, но город был всё же навсегда искалечен.

Второй удар по Фивам, пишет Уркхарт, был нанесен в I веке до Р.Х., когда они ещё продолжали оставаться одним из крупнейших торговых центров Ближнего Востока. Примерно в 89 г. до Р.Х. началась трёхлетняя осада Фив. С падением могучего города наступило полное забвение. Фивы практически сравнялись с землёй, и многолюдие в них навсегда прекратилось, как и предсказывал Иезекииль 30:14-15.

Уркхарт приводит слова Диодора Сицилийского, который видел Фивы после их падения, в 50 г. до Р.Х. и восхищался городом из-за его религиозного значения. Даже по развалинам города можно было видеть его красоту и величие. Окружность Фив составляла 3 км, стены их были семиметровой толщины и двадцатиметровой высоты, а богатства города были плодом лучших мастеров, живших при многих поколениях фараонов.

Страбон посетил Фивы в 25 г. до Р.Х. По его словам, город распался на множество деревень. В этом виде, раздробленном и разбитом, он сохранился даже до наших дней. Поразительно, что пророк предсказал даже эту подробность.

Противопоставляя два разбираемых города, следует помнить, что Фивам был предсказан распад и "истребление многолюдия", а Мемфису - разрушение идолов, т.е., по сути, всего города. Как поясняет Флойд Гамильтон, в Фивах "до сих пор стоит множество идолов, а на стенах храмов сохранились языческие изображения, что делает исполнившееся пророчество ещё более поразительным. Как получилось, что предсказания о Фивах и о Мемфисе не перемешались? Как вышло, что в Фивах идолы исцелели, а в Мемфисе были уничтожены, но при этом он ещё продолжал существовать? Почему уничтожение идолов стало судьбой лишь Мемфиса, единственного среди многих разрушенных городов Египта?"

Уркхарт ссылается на книгу Б.Бея "Египет при фараонах", где Мемфис рассматривается в качестве города богов. Вполне естественно, что гнев Господа против язычников обрушился именно на Мемфис - хотя во времена Иезекииля падение этого города представлялось невероятным. В других разрушенных городах, например, Фивах, идолы уцелели - но предсказание о Мемфисе сбылось в точности.

На последнее предсказание обращалось сравнительно мало внимания, но оно продолжает сбываться даже в наши дни. Пророчество о том, что из Египта больше не выйдет ни одного властителя, конечно, не означало воцарения анархии на этой земле. Отметим, однако, что со времён пророчества Египтом неизменно управляли пришельцы, иностранцы. В 525 г. Египет на сто семьдесят лет стал мятежной провинцией Персии. В 350 г. он был окончательно покорен Охусом, и с тех пор находился под иностранным владычеством.

Джон Уркхарт пишет в заключение, что если рассматривать эти пророчества вместе с их контекстом, они говорят нам о суде Господнем над грехом и гордыней. Господь, наш единственный Властитель, никогда не забывает ни о Своих предостережениях, ни о Своих обещаниях.

НИНЕВИЯ

Следующие две группы пророчеств следует рассматривать более или менее совместно, так как они весьма сходны друг с другом. Ниневия и Вавилон были двумя главнейшими городами древности. Как вы убедитесь ниже, оба они обладали невероятным могуществом, огромным населением, оба являлись центрами военных империй и отличались крайней военной агрессивностью. И однако на вершине их могущества и влияния против обоих городов, окружённых неприступными стенами, прозвучали пророчества обречённости - и вскоре они пали. Ниневия держалась всего три месяца, а Вавилон был взят без боя.

Вначале рассмотрим пример Ниневии, греховной столицы Ассирийской империи. Пророк Наум, посланный проповедовать раскаяние и не услышанный ниневийцами, изрёк волю Господа об этом городе.

Писания

(661-612 до Р.Х.)

Наум:

1:8 Но всепотопляющим наводнением

Разрушит до основания Ниневию,

И врагов Его постигнет мрак.

1:10 Ибо сплетшиеся между собой, как терновник

И упившиеся как пьяницы,

Они пожраны будут совершенно,

Как сухая солома.

2:6 Речные ворота отворяются,

И дворец разрушается.

3:10 Но и он переселён, пошёл в плен;

Даже и младенцы его разбиты

На перекрёстках всех улиц,

А о знатных его бросали жребий,

И все вельможи его окованы цепями.

3:13 Вот, и народ твой - как женщины у тебя:

Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей,

Огонь пожрёт запоры твои.

3:19 Нет врачества для раны твоей,

Болезненна язва твоя.

Все, услышавшие весть о тебе,

Будут рукоплескать о тебе;

Ибо на кого не простиралась

Беспрестанно злоба твоя?

Предсказания и их объяснение

1. Ниневия будет разрушена в состоянии опьянения (Наум 1:10).

2. Разрушение "всепотопляющим наводнением" (Наум. 1:8; 2:6).

3. Сожжение (Наум 3:13).

4. Город будет навсегда покинут жителями ("Нет врачества для раны твоей") и останется опустошённым (Наум 3:19).

Датировка

"Наиболее ранние и поздние даты жизни Наума, - пишет Джордж Э.Майзингер, - можно установить с помощью самого пророка. Самая ранняя дата определяется в стихе 3:8, где пророк пишет о завоевании Ноамона (Фив), как о свершившемся событии. Из ассирийских летописей можно узнать, что Ашшурбанипал захватил Фивы в 663 г. до Р. X... Что до самой поздней даты, то она становится ясна из контекста книги Наума, поскольку падение Ниневии для него является будущим событием. Вавилонские хроники, хранящиеся в Британском музее в Лондоне, определяют год падения Ниневии как 612 до Р.Х."

Некоторые исторические сведения о Ниневии

Реки вокруг Ниневии, как будет показано ниже, сыграли важную роль в истории города.

"Синнахериб, дед Ашшурбанипала, - пишет Уолтер А.Мэйр, - жаловался на то, что эта река не только неоднократно на протяжении веков выходила из берегов, но и подмывала фундаменты некоторых дворцов, из-за чего они. по всей видимости, и разрушились. В дни его правления река представляла собой такую угрозу, что царю пришлось изменить её русло, устранив некоторые излучины, чтобы облегчить течение. Он также укрепил основание храма "могучими известняковыми балками", чтобы "фундамент его не ослаблялся в половодье".

Ниневия обладала внушительными оборонными укреплениями. О них пишет древний историк Диодор и Международная стандартная библейская энциклопедия. Ниневия обладала:

- самыми крупными размерами среди городов древности,

- внутренней стеной 30-метровой высоты (как десятиэтажный дом) и 15 метровой толщины. По такой стене свободно проезжало три колесницы в ряд, а современных автомобилей по ней могло бы проехать 6-7. В стене было 15 ворот. Воздвигнутые на ней башни достигали 60 метров в высоту (как двадцатиэтажный дом).

- крепостным рвом шириной в 45 метров. Окружность Ниневии составляла более 10 километров.

"Врагу, нападавшему с востока, со стороны, наиболее уязвимой для города, - пишет историк Ниневии и Вавилона Остен Х.Лэйард, - приходилось первым делом штурмовать огромную стену, защищённую к тому же отдельно стоящими фортами. После этого ему предстояло, чтобы взять город, преодолеть два рва и внутреннюю стену, которая по размерам мало уступала внешней.

(Согласно данным Рича, расстояние от внутренней окружности стены до внутренней поверхности первой стены составляло 602 метра. Добавив к этой цифре ширину внешней стены, получим около 660 метров -такова была ширина полосы укреплённой вокруг Ниневии.)

Сохранившиеся развалины этих укреплений практически подтверждают сведения Диодора Сицилийского, который писал, что стены достигают 30 метров в высоту, и что по ним может проехать три колесницы в ряд. Это заставляет думать, что древние историки, описывая крепостные валы вокруг Ниневии, ограничивались лишь теми укреплениями, которые окружали отдельные кварталы или царский дворец, как в случае Вавилона. В то время как внутренние стены строились из камня и кирпичей, наружные, видимо, состояли попросту из грунта, гальки и обломков камня, получившихся при выкапывании рвов, которые ценой огромных усилий прокладывались в скальной породе".

История

Наш рассказ об истории Ниневии будет опираться на магистерскую диссертацию Джорджа Майзингера, написанную в Даласской богословской семинарии. История эта оставляет довольно жуткое впечатление.