Откуда мы? От Бога.
В чем смысл существования? В существовании.
В чем смысл жизни? В жизни.
Ответы столь кратки, потому что рассуждать о божественном, то есть о том, чего мы абсолютно не можем постичь в деталях, бесполезно: это будет лишь демагогия. Достаточно посмотреть на историю философии и убедиться, что, дав очень много полезных размышлений на частные темы, она так и не ответила ни на один фундаментальный вопрос мироздания и человеческого бытия. Что касается смысла жизни: поскольку это категория не социальная и не биологическая, а философская, смыслом не может быть ни счастье другого человека, ни профессия, ни продолжение рода и т. п. А в чем цель жизни? У каждого своя цель. В сущности, цель - это мечта. О том, как люди с юности предают свою мечту и как это отрицательно сказывается на здоровье, я говорил выше.
Среди десятков теорий старения нет ни одной, с которой бы я согласился полностью. Если говорить о том, какие, на мой взгляд, наиболее рациональны, то это теории "изнашивания" организма, в том числе и генетического аппарата. Однако даже авторы этих теорий, весьма здраво мыслящие об одних вопросах, в других зарываются в массу сомнительных частностей, видимо, под влиянием общей тенденции - страстного желания найти то вещество или тот ген, подправив, убрав или добавив которые, мы продлим жизнь человека.
Вопрос о долголетии, бессмертии и омоложении мы можем рассматривать только в связи со структурой белковых молекул, клеток и их конгломератов (тканей и органов), существующих в данных конкретных земных условиях, а также с качеством и количеством здоровья, то есть с возможностью организма к регенерации (самовосстановлению и обновлению), а следовательно, в связи с теми перечисленными выше факторами, которые определяют здоровье (качество наследственности, условий и образа жизни).
Настойчивые поиски гена, определяющего продолжительность жизни, обречены на провал и выглядят с системных позиций очень наивными.
Итак, если обратиться к упомянутым факторам, то человек будет жить долго, если у него очень хорошая наследственность, он живет в очень хороших условиях (по всем параметрам), ведет очень правильный образ жизни (также по всем параметрам). Поскольку генотип человека мы изменить (пока) не можем, то максимально эффективной может быть только постоянная коррекция генетически обусловленных нарушений в работе органов. Таким образом, чем в лучших условиях человек живет, чем лучше его образ жизни и чем лучше он корректирует генетически обусловленную органную дисфункцию, тем дольше и активнее он проживет. И резервы здесь весьма внушительны. Думаю, что даже при обыкновенном нашем среднем качестве условий и образа жизни, только регулярно с детства корректируя наследственные нарушения функции органов, можно продлить жизнь человека на 20-40 лет. Если же добавить к этому высокое качество условий и образа жизни, то можно получить еще 10-20 лет. Итого: уже сегодня человек мог бы жить реально на 30-60 лет дольше. Причем это в первую очередь относится не к избранным людям, а наоборот, к тем, кто имеет средний по качеству генотип (а таких "середнячков" большинство). У людей с очень слабым генотипом (таких немного) меньше собственных резервных возможностей и потому меньше возможностей коррекции недостатков генотипа. У людей же с очень хорошим генотипом (таких тоже немного) возможности также ограничены из-за меньшего количества рычагов воздействия и ограничений в прибавке лет, так как они, как правило, относятся к числу долгожителей.
Указанные возможности продления активного долголетия при системном подходе к здоровью реально существуют, однако, как я уже говорил, люди этого не понимают, у них практически нет на это спроса, и обращаются они ко мне только при болезнях. Не сомневаюсь, что, если наблюдать тысячи моих пациентов разных возрастов в динамике в течение 10 - 20 - 30 - 40 - 50 лет, обнаружится, что заболеваемость среди них гораздо ниже, а продолжительность и качество жизни - гораздо выше, чем у остальных. У тех пациентов, которые наблюдаются у меня уже много лет, я реально отмечаю кардинальное снижение заболеваемости по сравнению с их прежним состоянием и с другими людьми. В дальнейшем я буду продолжать эти наблюдения и систематизировать их в соответствии с требованиями медицинской статистики, а также, дай бог, через много лет подведу и некоторые итоги по увеличению продолжительности активной жизни. Сейчас это делать еще рано, поскольку, хотя я работаю врачом уже двадцать пять лет, однако к системному мышлению пришел не более десяти лет назад, а достаточно широко практикую свою систему не более шести-семи лет. Надеюсь, что в будущем эту работу смогут провести мои более молодые последователи, если мне посчастливится таковых иметь. И, не сомневаюсь, окажется, что довольно большая группа моих пациентов, хотя бы более или менее придерживавшихся в течение многих лет моих рекомендаций, в среднем проживет намного больше окружающих людей.
Есть еще варианты достижения долголетия помимо двух рассмотренных (напомню: первый - гармоничная работа со слабыми органами, образом и условиями жизни, второй -постоянная работа с несовершенными генетически органами).
Третий способ - иметь (создать себе) очень хорошие условия жизни и не придавать большого значения работе со слабыми органами и соблюдению правильного образа жизни.
Четвертый - тщательно соблюдать правильный образ жизни, но не придавать значения работе с генетически слабыми органами и условиям жизни.
Пятый - работать с органами и иметь очень хорошие условия жизни, но не придавать значения образу жизни.
Шестой - работать с органами и тщательно соблюдать правильный образ жизни, но не придавать значения условиям жизни.
И последний, седьмой вариант- иметь очень хорошие условия жизни, тщательно соблюдать правильный образ жизни, но не работать с генетически слабыми органами.
Думаю вам вполне понятно, что все варианты, кроме первого, не являются гармоничными и максимально эффективными. Хотя человек может продлить себе жизнь, и даже существенно, ведя правильный образ жизни и живя в хороших условиях, при этом совсем не занимаясь своими слабыми органами. Однако такая особенность биологической "машины", как ее способность к регенерации, или обновлению, указывает на приоритетное значение для долголетия работы с генетически слабыми органами. Почему? С одной стороны, генетически слабый организм не в состоянии преодолеть пусть даже не очень большие перегрузки не совсем разумного образа жизни и не совсем хороших условий жизни, не в состоянии усваивать все питательные вещества, даже если питание идеальное, не в состоянии обезвреживать все токсины, даже если их не много. Напротив, очень хорошо функционирующий организм может справиться и с перегрузками, и с токсинами и усвоит максимум из потребляемой пищи.
Рассуждая о бессмертии, мы должны говорить об идеале. То есть, если человек имеет идеальную наследственность (без единого дефекта), живет в идеальных условиях (то есть в раю) и соблюдает идеальный образ жизни (то есть он ангел), то он может жить вечно. При этом в медицине он никогда не нуждается, кроме случаев травм. Почему он будет жить вечно и почему следует ставить такой вопрос? Ведь, если все идеально, следовательно, человек не будет подвергаться никакому повреждению и потребности в регенерации-обновлении нет. Но тогда нет необходимости и в генах, обеспечивающих регенерацию. Генетик скажет, что эта необходимость есть, поскольку у каждой клетки есть свой жизненный цикл. Но это не так. Жизненный цикл клеток, как и всего организма, обусловлен не генами, а теми достаточно многочисленными тонкими и более грубыми генетическими дефектами, которые есть у всех нас, неидеальными условиями и образом жизни. Все это вместе приводит к тому, что все клетки, ткани и органы не обеспечиваются всем необходимым для регенерации. Более того, не обеспечиваются и сами гены, ответственные за обновление, и накапливающиеся в них изменения приводят к истощению многократного запаса их прочности. Генетик не согласен? Хорошо. Давайте создадим для клетки разные варианты плохих условий. Поместим ее в жару, или в холод, или в сухость, или в сильные повреждающие поля, то есть в условия, резко отличающиеся от тех, в которых клетка обычно живет, - и она туг же погибнет. Или прекратим поступление в клетку кислорода, воды, питательных веществ, не дадим ей возможности освобождаться от продуктов обмена. И опять клетка быстро погибнет. А ведь ген продолжительности жизни, по мнению генетиков, есть. Почему же он себя не реализует? Потому, что его не существует. Есть генотип, дающий определенную структуру, способную существовать в разных условиях разное время. Так же, как структура снежинки позволяет ей просуществовать в пустыне полсекунды, а на северном полюсе - тысячи лет. Живые существа, в отличие от снежинки, несут с собой в разные неблагоприятные условия одежду, кондиционеры, печи, дома, норки, гнезда, анабиоз и прочее.
Таким образом, мы видим, что человек бессмертный не имел бы необходимости в генотипе (кроме генотипа половых клеток для воспроизводства). Однако тогда он не имел бы возможности восстанавливать ткани, например, после случайных травм, которых даже в идеальных условиях жизни избежать невозможно. Но иметь генотип регенерации только на случай травм - это с точки зрения природы было бы слишком расточительным. Это равносильно тому, как если бы каждый человек на случай травм всю жизнь таскал за собой вагон с травматологами, бинтами, шинами, рен-тгеноустановкой, капельницами и многим другим.
Если поставить вопрос так, что в идеальных условиях жизни нет места и для травм, тогда либо человек, живя на земле, где есть горки, овраги, реки и т. п., должен уметь летать, чувствовать себя в воде как рыба, не бояться огня и т. п., либо он должен жить не на земле, а в среде, где травмы невозможны. И в том, и в другом случае мы имеем в итоге не человека, а то, что можно назвать богом.