Далее следует базовая методика, которая позволяет нам соприкоснуться с первичным квантовым полем, в совершенстве разработанная Махариши и называемая трансцендентальной медитацией (ТМ). "Трансцендентальное" - это "выходящее за пределы". В практике ТМ разум учится подниматься над "шумом" мышления в область, где царят тишина, мир и покой, т. е. в область абсолютной гармонии и совершенства.
Как очень точно говорит по этому поводу Дипак Чопра (директор Американского университета Аюрведы), нельзя очистить разум, лишь думая об этом. Злой разум не может победить свою собственную злость; страх не может подавить страх. Тут требуется особый прием, который поможет выйти за пределы той области, где властвует страх, гнев и другие виды Амы сознания.
ТМ - это ненасильственная, не тренирующая, а естественная медитативная техника, которой необходимо обучаться только у специально подготовленного, дипломированного учителя. Человеку подбирается индивидуальная мантра (звукосочетание) в соответствии с его генетическим и актуальным статусом (Пракрити рождения и тела). Специфические вибрации мантры, резонируя с вибрациями человека, как бы приближают их, и в первую очередь вибрации его сознания, к вибрациям первичного квантового поля.
Даже кратчайших и редких состояний резонанса этих вибраций достаточно для существенного оздоровления человека за счет мощной его гармонизации, устранения дисбаланса.
К сожалению, я не могу давать рекомендации по трансцендентальной медитации, поскольку это очень строгая методика, не допускающая неточностей - только обучение у учителя! В Москве и других крупных городах уже в течение нескольких лет проводятся пятидневные курсы ТМ.
Оздоравливающий эффект ТМ чрезвычайно высок. Строгие научные исследования показали, что у занимающихся ежедневной практикой ТМ на протяжении трех-пяти лет более чем на 50% снижается общая заболеваемость, на 55% - заболеваемость доброкачественными и злокачественными опухолями, более чем на 80% - сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Аюрведическое лечебное питание основано на квантовых свойствах пищи, а не на количестве калорий, витаминов и т. д. В продуктах выделяют шесть основных вкусов (Рас): сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее, и шесть Гун (качеств): тяжелая, легкая, жирная, сухая, горячая, холодная. То есть аюрведическое питание идет прямо от природы. Когда наши вкусовые рецепторы соприкасаются с пищей, Дошам передается огромное количество полезной информации. Основываясь на этой информации, Аюрведа позволяет достигать уравновешенного питания, руководствуясь собственными инстинктами не превращая проблему питания в головную боль. Важно, чтобы в каждый прием пищи в ней присутствовали все шесть Рас.
Чем более выраженными качествами обладает продукт, тем более он лечебен. Принцип лечебного применения продуктов, трав и минералов таков: если у пациента дисбаланс сопровождается избытком вибраций, формирующих, например, холодное, сухое, горькое, легкое, быстрое качества, то ему необходимо ограничить продукты со сходными качествами и дать продукты с противоположными качествами - горячими, влажными, сладкими, жирными, тяжелыми...
Опытный Вайдья может по внешнему виду, вкусу, запаху, на ощупь определить качества любых веществ и составить из них лечебные смеси. Поэтому Вайдья может лечить в любом месте, куда бы он ни попал, лишь бы там были хоть какие-то растения и минералы (тем более, что у него в запасе, кроме растений и минералов, вся природа, его собственные руки и ТМ).
Цвета, аромата, звуко (музыко), металлотерапия основаны на техже принципах, что и лечение пищей, травами и минералами. Например, ароматы могут быть сладкими, терпкими, горькими, кислыми, холодящими, теплыми и т. д., цвета- легкими, тяжелыми, холодными, теплыми, нежными, грубыми и т. д., звуки - тяжелыми, легкими, тонкими, грубыми, резкими, нежными... азначит, лечебными.
Из сказанного понятно, что среди пищевых продуктов наибольшими лечебными свойствами обладают специи, так как у них большой набор ярко выраженных качеств. Поэтому почти поголовный отказ от специй у нас в стране является ошибочным: нужно лишь грамотно их применять.
Что касается звукотерапии, то в Аюрведе существует специальная методика лечения отдельными звуками, а также музыкотерапия и музыкопро-филактика. Специалистами созданы особые музыкальные произведения -Гандхарваведы, способные оказывать выраженное оздоравливающее действие, а также "суточные Гандхарваведы" для каждого времени суток. Поскольку каждый период суток, как и все на свете, имеет свои качества, связанные с квантовыми косморитмами и влияющими на биоритмы, то определенная мелодия, содержащая звукоряды определенных качеств, может корректировать стандартные варианты дисбаланса на протяжении суток.
Далее идут специальные физические упражнения. Они используются для перераспределения различных качеств в организме, усиления одних и ослабления других, для очищения от Амы, очистки Шрот. Как основа оздоравливающей гимнастики, в Аюрведе используется хатха-йога, т. е. выполнение различных упражнений, поз (асан), а также система оздоравливающих дыхательных упражнений йоги. Однако европейскому человеку в зависимости от его Пракрити даются и четкие рекомендации по любым видам физической активности, в том числе и видам спорта. Например, типу Вата (сухость, холодность, быстрота) нежелательны физические упражнения, увеличивающие эти качества, т. е. резкие движения в холодную, сухую погоду с потерей воды (через пот), а желательны спокойные занятия в теплом помещении или же на улице в теплую погоду. Типу же Пипа (жар, влажность) желательны упражнения также без больших нагрузок, но можно до пота, в прохладном сухом помещении или на улице в прохладную сухую погоду.
Из сказанного выше уже видно, что к различным странностям людей необходимо относиться с пониманием. Один человек любит эту пищу и не любит ту, другой - наоборот. Один любит сухую, другой - влажную баню, один любит горькое, другой - кислое, третий - сладкое и т. д. Один с удовольствием принимает холодовые процедуры, другой - никак к ним не подступится. Мы все разные, нам все диктует квантовое тело, и необходимо больше прислушиваться к нему, а не к модным течениям в медицине, которые стирают, как и любая мода, индивидуальное в человеке.
Понимание квантового тела дает понимание того, почему одному нравится Моцарт, другому - Бах, а третьему - "Роллинг Стоунз", почему один должен есть свежие, а другой - вареные овощи, один должен есть больше бобовых, другой - пшеницы, третий - молока, четвертый - кефира, почему соль, сахар и жир являются "врагами" не для всех, более того, для кого-то это даже лекарство, почему не для всех обязательно заниматься физкультурой на улице в некоторые времена года, и т. д.
Особое место в Аюрведе занимает Панчакарма - комплекс методик, очищающих организм от Амы. Необходимо подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с широко практикуемыми, модными сейчас у нас, грубыми, варварскими методами очищения организма. Панчакарма состоит из нескольких последовательно выполняемых мягких, физиологичных методик, в частности: масляный массаж, потовыделительная процедура, специальные небольшие клизмы с настоями трав, лечение через нос и др.
Наконец, в Аюрведе с древности применяется Марма-терапия - мысленное и физическое воздействие на ключевые точки пересечения (соприкосновения) сознания и тела. Всего имеется 107 Марм, среди которых есть 4 наиболее важных поверхностных и 3 глубоких "великих Мармы". Марма-терапия использовалась в Аюрведе еще до появления акупунктуры в древнем Китае и являлась, по-видимому, ее предшественницей.
Опытный Вайдья может устанавливать у каждого пациента Мармы пятнадцати Субдош и балансировать их. Физическое воздействие на Мармы осуществляется выполнением специальных упражнений и поз, вызывающих сдавливание, напряжение или растяжение в соответствующих точках, кроме того, прямым пальцевым массажем, а также воздействием на точки струей теплых масел.
Итак, мы вкратце познакомились с теоретическими и практическими основами Аюрведы. Однако каждый ее раздел, если его рассматривать детальнее, не менее увлекателен для пытливого ума. Конечно, хотелось бы рассказать обо всем подробней, а также коснуться возможных практических советов, однако это достаточно большая тема.
Думаю, что знакомство с Аюрведой может быть полезно не только людям, не имеющим отношения к медицине, но и врачам, и тем, кто готовится стать врачом. Возможно, у некоторых из них проснется интерес к древнему знанию, и это даст им новый импульс к профессиональному развитию. Лично я не представляю себе настоящего врача, не знакомого с Аюрведой. Может быть, врачу не обязательно детально знать и практиковать ее, но совершенно необходимо получить от нее живительный глоток вековой мудрости и толчок к новому мышлению.
Для того, чтобы продемонстрировать аюрведическое лечение, возьмем, к примеру, случай, когда ко мне на прием приходит женщина с повышенным весом. Она уже все перепробовала, но в лучшем случае добивалась незначительного кратковременного эффекта. Ни скудная диета, ни заморские рецепты, ни голодание не помогли, а объясняется это тем, что во всех этих случаях в организме не устранялись первопричинные нарушения: скрытый дисбаланс и специфические скрытые органные дисфункции.
По описанной выше схеме я провожу обследование и исследование пульса и выявляю, какие органы у данной пациентки функционируют недостаточно эффективно, в каком соотношении находятся Доши, в каком состоянии Шроты, определяю количество Оджаса и Амы. При диагностике я к тому же использую некоторое свое преимущество перед древними врачами, оперируя имеющимися у пациентки данными лабораторных и инструментальных методов исследования, а также использую свою, более совершенную, чем в древности, разработанную мною методику "глазной" диагностики (иридодиагностики). Говоря о разработанной мною методике иридодиагностики, я, естественно, не имею в виду, что это я разработал саму иридодиагностику: я имею в виду, что я провожу ее не так, как все иридологи, а по-своему.