Системный подход в любом деле - это истинное чудо, и, не сомневаюсь, меня прекрасно поймут те из вас, кто в своей профессии осознанно или неосознанно практикует системное мышление, то есть те, кто является непревзойденным мастером своего дела и действительно творит чудеса (будь это экономист или художник, бизнесмен или программист, учитель или политик, адвокат или генерал). Кстати, я получил несколько писем от докторов наук и профессоров, занимающихся системным подходом в других сферах деятельности - в частности, в сельском хозяйстве, в экономике, в транспортном хозяйстве, в банковском деле. Мне было очень приятно, что они находят при чтении моих книг и статей полное совпадение основных постулатов системного подхода в медицине и в своей профессии.
К сожалению, не все понимают разницу между чудесами, которые делают люди, и чудесами божественными. Божественные чудеса всегда делаются мгновенно, человеческие же - всегда посредством кропотливого, добросовестного, качественного труда. Будь это удивительной красоты картина, дом, браслет, кресло, сад, или удивительной силы и гармонии музыка, роман, или удивительного совершенства автомобиль, государство, шахматная партия, или удивительное исцеление. Исцеление - это результат кропотливого труда и врача и пациента. К сожалению, нередко пациенты подходят к моей работе с позиций не человеческого, а божественного чуда: раз уж доктор Коновалов говорит, что он излечивает болезни, которые не под силу сегодняшней медицине, то он должен делать это за один - два дня; раз уж он вылечил соседа от астмы или от геморроя за две недели, то и всех остальных должен вылечить за две. И что же это за безобразие: прошло уже четыре недели, а моя астма уменьшилась только наполовину.
Ах, извините, она все же вылечилась, но - безобразие! - только за семь недель. Это не чудо, тем более не чудо, что лечение-то проводил не сам доктор: он только провел диагностику и назначил лечение, а процедуры проводил я самостоятельно...
Нет, это не чудо. А чудо как раз и заключается в том, чтобы знать, какую и как провести диагностику, как осмыслить полученные результаты и на основе этого установить причину астмы у данного конкретного больного; и знать, как проводить лечение; и в итоге получить результат, которого никакое другое лечение не дает. Даже в тех редких случаях, когда из-за особой тяжести и запущенности болезни не удается полностью вылечить больного, но удается добиться не отмеченного ранее при самом разном лечении улучшения - это тоже чудо. Но многие люди этого не понимают. У меня были больные, которые лечились в "элитных" клиниках в нашей стране, в Европе, в Америке, в других странах - с нулевым результатом. Более того, болезнь неуклонно прогрессировала. В результате лечения по моей системе проявления болезни уменьшались в два, пять, десять раз, но не исчезали полностью. Безнадежные прежде больные возвращались к активной, полноценной жизни, но в их глазах читался вопрос: "Доктор, а где же чудо?". У меня есть несколько случаев абсолютно безнадежных, то есть "списанных" врачами и родственниками, больных детей и взрослых, возвращенных к полноценной, активной жизни, но не ставших "новенькими", абсолютно здоровыми. Тогда этот вопрос также чувствовался. Вот ведь человеческая натура! Кстати, пожалуйста, не воспринимайте все предыдущие примеры как рекламу. Во-первых, мне это не нужно, во-вторых, я приведу свои размышления на сей счет ниже.
Хочу также отметить еще одно обнаруженное мной обстоятельство, характерное для нашей страны.
Некоторые настрадавшиеся люди считают, что, перепробовав безуспешно все возможности лечения в нашей стране вплоть до считающихся лучшими клиник, они бы наверняка вылечились в "элитных" клиниках где-нибудь за рубежом. Уж там-то наверняка есть особые, настоящие клиники, доступные только миллионерам. Наивные! Миллионеры и члены их семей так же, как и все, болеют астмой, нейродермитом, ишемической болезнью сердца, полиартритом, простатитом, почечно-каменной болезнью, геморроем, эпилепсией и т. д., и т. д. И все дело в том, что их лечит та же ремесленническая медицина. Системного подхода нет ни в западных ортодоксальных клиниках, ни в модных сейчас натуропа-тических центрах, а лишь системный подход позволяет излечивать эти и другие хронические болезни. И уж, несомненно, все самое передовое в западной медицине известно в наших элитных клиниках, однако ситуации с хроническими болезнями у наблюдающихся в них людей это не меняет.
И наконец, что меня еще поразило за время, прошедшее после выхода первого издания книги и десятков моих статей, так это полное отсутствие реакции на то чудо, которым я владею, - интегральную системную медицину - со стороны государства в лице чиновников, в том числе чиновников здравоохранения и сферы медицинского образования. Я, конечно, пытаюсь осмыслить ситуацию. Что касается чиновников, мне кажется, дело не в том, что им наплевать, как говорят мне некоторые менее наивные, чем я, люди, а в том, что они абсолютно убеждены: ничего лучшего, чем в считающихся лучшими в стране или в мире клиниках, не может быть по определению. Я еще подозреваю, что чиновники просто не в состоянии понять того, о чем я говорю. Не потому, что они неумны, а потому что это люди со специфическим менталитетом и психотипом - не худшим, чемудругих, но своеобразным.
Отсутствие реакции со стороны академических медицинских кругов объясняется, видимо, тем, что, во-первых, большинство профессоров, наверное, не читает книжечек, подобных моей (хотя, замечу, среди моих пациентов есть медики, профессора и доценты, врачи из ведущих клиник Москвы и других городов).
Во-вторых, наверное, есть, как говорится, мнение, что ничего нового и более настоящего, чем на кафедрах, нигде и никем создаваться не может. И, в-третьих, каждый плотно занят своими делами, а тот, кто ленив, не занят ничем и тем более не хочет быть занят ничем новым, да к тому же сложным. Но вспомним Менделя. Вокруг него во всех европейских академиях велась бурная естественнонаучная деятельность, но именно ему, скромному священнику, удалось в монастырском дворике сделать величайшее открытие законов генетики. Таких примеров очень много, и не только в медицине.
Следует, однако, отметить, что без внимания ортодоксальной медицины я все же не остаюсь. Мне пишут многие врачи со всех концов страны -благодарят за мои статьи и книги и выражают желание учиться у меня. Нередко пациенты говорят мне, что им настоятельно советовал проконсультироваться у меня один из их лечащих врачей в поликлинике, больнице, или санатории. Врачи приезжают ко мне на прием из разных городов страны и привозят своих детей, родителей. Кроме того, меня приглашают читать лекции в крупные, в том числе и ведущие медицинские учреждения Москвы, и эти встречи с коллегами неизменно имеют большой (откровенно говоря, даже огромный) успех.
Иногда мне говорят, что отсутствие реакции со стороны официозных кругов связано с тем, что я могу составить им конкуренцию. Это глубокое заблуждение. Я никому не составляю конкуренции, поскольку ко мне ходят лишь пациенты, понимающие, чем я занимаюсь. Вообще конкуренция существует там, где занимаются чем-то одинаковым, я же делаю уникальную, не имеющую аналогов работу. Всегда будет более чем достаточно больных, которые ничего не хотят делать сами для своего здоровья и полностью полагаются только на новейшие таблетки, а также тех, кто по своему невежеству всегда будет лечиться только у целителей или колдунов. Мне такие пациенты просто не нужны, это ведь будет не работа, а каторга -пытаться объяснить людям то, чего они в принципе понять не могут. Изредка ко мне случайно приходят те или другие, и я сразу же расстаюсь с ними. А мои пациенты - люди, которые действительно ценят здоровье, -рано или поздно придут ко мне, и не случайно, а осознанно.
Что касается целей, которые я преследовал при подготовке второго, расширенного издания книги, то они в принципе те же, что и во всех моих прежних публикациях. Многое в современной медицинской науке, несомненно, является прогрессивным. Это и реаниматология, и экстренная хирургия, и гигиена, и многие исследования частных вопросов нормы и патологии, и морфология, физиология, биохимия и биофизика, являющиеся медицинской базой, и даже узкая специализация в медицине, которая, хотя и плодит ремесленников, но позволяет им достигать совершенства в отдельных диагностических и лечебных манипуляциях и процедурах. Однако в целом медицина все дальше уводит специалистов от врачебного искусства к ремеслу.
Поэтому свою первую задачу я вижу в популяризации идей интегральной системной медицины - медицины здоровья. Как и прежде, главной своей задачей, наряду с каждодневной помощью конкретным людям, я вижу пропаганду нового мышления в медицине, новых подходов к здоровью. Сейчас я уже с удовлетворением могу констатировать, что мои идеи находят самый живой интерес, понимание и поддержку у тысяч и тысяч людей в нашей стране и за рубежом, в том числе у многих медицинских работников.
Одним из доказательств популярности моих идей является и все расширяющийся, причем высокими темпами, плагиат. Я все чаще встречаю откровенное переписывание моих текстов (целыми абзацами и без всяких ссылок на меня) и попытки пересказа моих мыслей другими словами. При этом часто, когда плагиатор добавляет что-то уже от себя, прослеживается абсолютное непонимание сути интегрального системного подхода. Я тонко чувствую это, поскольку шел к своей системе годами через напряженный труд, постоянные размышления, массу маленьких и малюсеньких прозрений и открытий.