Смекни!
smekni.com

Чем определяется, отчего зависит здоровье (стр. 30 из 83)

Карма... Это сейчас чуть ли не самое модное слово. Сколько, извините за неблагозвучное выражение, наворотили всего вокруг этого понятия, сколько всяких спекуляций, околофилософских рассуждений и целительс-ких таинств! За этим словом стоит привычное для древнего мудреца, хотя и очень сложное, понятие. Не менее сложное, чем, скажем, "прана" или "энергия Ци". Однако у нас это понятие сразу было "утянуто" из сферы лингвистики и философии в сферу оккультизма. Проблема адекватного перевода многих древних терминов порой имеет даже больше практическое, чем теоретическое значение в медицине. Так обстоит дело и с термином "карма". В первую очередь значение этого слова тесно связано с ведической религиозной философией, с провозглашаемыми ею нравственными и этическими нормами и принципами.

Далее: за этим словом стоит глубокий системный смысл, который нельзя обозначить одним словом или предложением, смысл гораздо более широкий, чем за словом "судьба", обозначающим некую данность на определенном отрезке времени (от рождения до смерти) без описания причинности. На понятном для европейского человека языке карму можно определить как судьбу вместе со всем что ей предшествовало, то есть со всем, что ее определяло. Иными словами, карма - это любое действие вместе со всем, что ему предшествовало, его определяло, то есть карма - это вместе и причина, и следствие. Судьба человека, если отбросить эмоциональный компонент, есть совокупность последовательных, абсолютно детерминированных всем предшествующим, действий этого человека. Ничего в жизни человека нет, кроме действий, движения в различных их формах, так же, как вообще в нашем материальном мире нет ничего, кроме материи и ее движения (мы не обсуждаем здесь вопрос о том, что за пределами нашего мира или наших измерений и что есть мир на самом деле). Говоря о человеке, имеем в виду не только физическое движение, но и движения мысли, духовные действия. Даже бездействие - это одна из форм действия.

Карма же - это совокупность последовательных действий человека, абсолютно детерминированных всем предшествующим и в его жизни, и еще раньше.

С этих позиций уже открывается понимание глубокого, сложного, абсолютно системного, универсального смысла слова "карма", и с этих позиций становится понятной причина почти магического воздействия слова "карма" на людей.

Судьба человека детерминирована состоянием всей природы (всего мироздания) до его рождения, в момент его рождения, и в течение его жизни. Здесь работают известные принципы и законы астрологии, биологии, биоритмологии, генетики, социальной психологии, принципы влияния на судьбу человека времени и места рождения.

Земля как биологическая структура, со всей ее флорой и фауной, имеет свою карму, детерминирующую судьбу человека.

Судьба человека является частью кармы человечества, поскольку человек является абсолютным продуктом действий человечества от его зарождения до текущей секунды.

Судьба человека является частью кармы нации со всей ее историей.

Судьба человека является частью кармы рода со всей его историей.

Судьба человека является частью кармы его семьи со всей ее историей.

Судьба человека является частью кармы всех людей, с которыми он прямо или косвенно взаимодействовал и взаимодействует в своей жизни.

Из всех перечисленных слагаемых судьбы человека и слагается его карма. Иными словами, карма - это реализация всей наследственности человека, то есть наследственности в самом широком, а не только в биологическом смысле. Все, что предшествовало данной секунде жизни человека, начиная не с предыдущей секунды и даже не с рождения, и не с появления человечества, а с зарождения мира, определяет действие человека в следующую секунду.

Характер действия человека определяется двумя составляющими: внешними кармическими влияниями (карма земли, человечества, нации и т. д.) и его внутренней кармической сущностью. Носителем внутренней кармической сущности является наследственность человека в буквальном биологическом смысле, то есть его генотип, который несет в себе все психофизические задатки человека. Сам генотип является абсолютным производным всех перечисленных выше кармических составляющих, то есть слагается из влияния на генотип всех предков космоса, земли, типологических свойств генотипа человечества, нации и т. д. При этом наибольшее влияние на генотип человека и его карму оказывают те кармические составляющие, внутри которых находится человек. Например, карма человечества, данной нации, рода, семьи влияют больше, чем карма иной нации, а наибольшее влияние оказывают самые близкие кармы: семьи и рода.

Таким образом, на карму человека может влиять, например, предок, который жил триста лет назад. С одной стороны, он оказал своими действиями влияние на карму человечества, нации, рода, с другой - передал частично свой генотип. Пусть даже некоторые из переданных влияний чрезвычайно малы; не все значимое измеряется большими величинами. Кроме того, карма именно и формируется из тысяч и миллионов предшествующих мелочей. Именно так, через такие реальные, понятные кармические связи, а не через какие-то надуманные оккультистами энергетические нити, на судьбу сегодняшнего человека оказывают влияние судьбы и поступки предков. Ведь их судьбы и поступки были детерминированы их окружением и их генотипом, которые внесли свой вклад в окружение и генотип потомка.

Особый вопрос - о возможностях изменения кармы и о так называемых кармических болезнях. Карма человека по своей причинно-следственной сущности намного сложнее, чем карма животных. Животные существуют на уровне рефлексии и, например, у особей одного вида карма очень однотипна. Здесь может вмешаться лишь случай. Например, одной кошке может не повезти, и она будет жить в подвале, другой повезет жить в теплом, сытом доме (хотя еще неизвестно, кому больше повезло). Кстати, карма диких животных более проста, чем домашних, поскольку домашние попадают в сферу влияния сложной кармы человека. Человек, в отличие от животных наделенный, помимо рефлексии, еще и духовностью, сознанием, волей, формирует на общественном и индивидуальном уровнях очень сложную причинно-следственную структуру, сложность которой уже выводит человека за рамки простых зависимостей в вероятностную сферу. Благодаря сознанию и воле человек может отчасти познавать эти вероятности и управлять ими или, говоря точнее, делать выбор. Сложность причинно-следственной структуры и ее познания может часто приводить к ошибкам в выборе. В жизни это может выглядеть как необдуманные резкие поступки человека с негативными последствиями, которые как раз чаще всего и связаны с плохим интуитивным причинно-следственным чувствованием, или чутьем. Если такие события в жизни человека рассматривать как попытки изменить карму, то это действительно, как принято считать, оказывается весьма небезопасным занятием. Карма - это динамичный многофакторный процесс, который творится каждое мгновение, поэтому пытаться просчитывать ее и таким путем перехитрить - безнадежное дело. Здесь может помочь только хорошо развитая интуиция, и примеров тому много. Есть люди, которые, совершая, казалось бы, необдуманные и резкие шаги, получают в итоге удивительно положительные результаты.

Если же затронуть модную тему кармических болезней, то в первую очередь следует отметить, что распространенное мнение о кармическом характере злокачественных болезней не совсем правильно.

Точнее, оно правильно, но при этом необходимо иметь в виду, что и все прочие болезни имеют кармическую природу. В жизни человека вообще нет ничего некармического. Это абсолютно ясно из всех вышеприведенных рассуждений о природе и структуре кармы. Поэтому я считаю неправильным распространенное мнение о том, что для врача очень опасно лечить злокачественные болезни и даже нежелательно браться за это. К лечению этих болезней следует относиться так же, как к лечению любых других. Думаю, что причиной бытующих опасений является существенное негативное влияние на врача всей ситуации, складывающейся, как правило, вокруг больных раком. Это и измененное сознание, психика больного и его окружения, и атмосфера безысходности, а для врача - переживание профессионального бессилия. По собственному опыту знаю, насколько психологически тяжела работа с подобными больными.

Когда говорят, что врач может "взять" карму больного на себя, это не совсем верно. С одной стороны, карма больного существенно влияет на карму врача (как уже говорилось выше, это одна из составляющих кармы человека - влияние ближайшего окружения), и тем сильнее, чем тяжелее больной. Однако, с другой стороны, это не следует понимать буквально, то есть что врач сам заболеет тем же. Просто каждый тяжелый больной оставляет довольно глубокий негативный след в душе, сознании, жизни врача и это, наряду с тысячами других влияний, влияет на формирование его кармы.

В заключение мне хотелось бы сказать, что, к сожалению, все, что связано с понятием кармы, погружено некоторыми "специалистами" и нежелающими глубоко размышлять на эту тему обывателями, в оккультизм. Кроме того, некоторые предприимчивые "специалисты" перенесли эту модную тему из сферы философии в сферу целительского бизнеса и, откровенно говоря, просто морочат людям голову. На самом деле немало хороших врачей, не задумываясь о карме, интуитивно оперирует в той или иной степени этим понятием в своей каждодневной практике, точно так же, как многие из них, не являясь профессиональными психологами, не задумываясь применяют при общении с больными элементы психотерапии. О своей практике могу сказать, что во многих случаях мне приходится при работе с больными вникать в такие сложные моменты их истории болезни, которые, по сути, являются кармическими. Однако я смотрю на это не с оккультной, а с научной точки зрения - как на сложный причинно-следственный анализ.