Именно этим готовым, из поколения в поколение нарабатываемым мощным арсеналом, преподнесенным на блюдечке, и пользуется человек. А что он получит от "парниковой" травы? Тоже что-то получит, поскольку и человек, и трава живут на одном земном шаре, то есть испытывают общие глобальные агрессии против своего здоровья. Но это несравнимо меньше специфических лечебных свойств трав.
Естественно, я не призываю специально собирать травы в самых грязных местах - такая мысль, надеюсь, никому не пришла в голову. Но думаю, в связи с изложенными соображениями, что не следует бросаться и в другую крайность. Есть золотая середина. Травы следует собирать в достаточно чистых местах, но все же не очень далеко от места проживания человека, чтобы они "имели опыт борьбы" и с вирусами, и с загрязнением, и с шумом, и с вибрацией, и с морозами (жарой, засухой), и т. д., и т. д.
Еще хотелось бы затронуть ряд очень важных вопросов, касающихся некоторых теоретических аспектов медицины, которые также оказались в ряду наукообразных догм и стереотипов.
Речь идет о существующих представлениях о самой возможности патологии в организме, о возможности хронического воспаления в органах, о бактериях и вирусах как виновниках ряда болезней. Тема эта сложная для популярного изложения, тем более сложная, что в сознание людей и врачей очень прочно въелись понятия "хроническое воспаление", "патология", "вирусный гепатит" и прочее (я сам вынужден пользоваться этими терминами, поскольку иначе могу быть совсем не понят). Ну что тут отрицать, скажете вы, ведь все тысячи раз видели собственными глазами, или чувствовали на себе хроническое воспаление, явную патологию какого-либо органа, и анализы и приборы это четко показывают. Ну совсем доктор Коновалов не знает меры в своем духе противоречия, как шестнадцатилетний подросток, во что бы то ни стало все хочет делать наоборот. Нет, это не так: я с удовольствием и даже с восторгом отношусь к любой истине и даже к тому, что хотя бы приближается к истине. Но не могу согласиться с неправильными шаблонами, тем более, что в практике правильное понимание этих вещей прямо влияет на результаты лечения. Позволю себе некоторую некорректность, вы уж меня простите: просто выскажу свою точку зрения без ее подробного обоснования. Обоснование будет длинным и содержать слишком много рассуждений из физиологии, что будет утомительно.
Итак, острое воспаление органов существует, а хронического нет, существуют лишь системные нарушения в организме с вторичной хронической дисфункцией органов. Это относится и к простатиту, и к аднекситу, и к пневмонии, и к бронхиту, и к гаймориту, и к отиту, и к гепатиту, и к хроническому пиелонефриту, и к гастриту, и т. д., и т. д.
Периодически декомпенсация системных нарушений может приводить к грубому ухудшению локального процесса, и тогда мы действительно можем иметь реальное острое воспаление.
Патологии не существует, существуют лишь приспособительные реакции в организме, выработанные тысячелетиями. К ним относятся и боль, и острое воспаление, и спазмы, и изменение температуры тела, и появление родинок и других наростов на коже, и рубцовые изменения в тканях и органах, и повышение либо понижение уровня тех или иных элементов в крови, и кашель, и изменение потоотделения и аппетита, и появление сутулости, и психические деформации, и нарушения сна, и привередливость в еде, и запоры, и расширение вен, и т. д., и т. д.
Трудно, очень трудно с этим согласиться, прекрасно понимаю. Я сам в свое время, когда стал изучать Аюрведу, никак не мог понять, как это болезней не существует, ведь я их вижу каждый день и чувствую в себе. Два года с утра до вечера, стоял ли я, сидел, шел или что-то делал, я мучительно размышлял над этим несуразным, на мой взгляд, парадоксом. И в какой то момент пришло озарение: я просто понял, что болезней действительно не существует, и это изменило мою профессиональную деятельность, да и всю жизнь. Конечно, понимание пришло не на пустом месте: я продолжал углубляться в Аюрведу и в другие знания, которые я считал необходимыми. Точнее, которые мне были интересны. Говоря об отсутствии патологии, я, конечно же, не имею в виду такие вещи, как, например, травматическое повреждение либо отравление и ряд других специфических поражений тканей и органов. Но даже, например, при отравлении, помимо действительно имеющего место повреждения тканей, все его симптомы - тошнота, рвота, жидкий стул, повышение температуры, жажда и прочие - являются приспособительными реакциями. Точно так же любые другие симптомы либо заставляют человека чего-то избегать, либо создают в организме условия для быстрейшего освобождения от повреждающего фактора, либо служат цели перестройки в организме (изменение кровообращения, выработка специфических веществ и т. д.) для быстрейшего восстановления гомеостаза (оптимального динамического равновесия). Простой пример. Боль в желчном пузыре по разным причинам не является патологией. Эта боль заставляет человека на подсознательном и сознательном уровнях избегать одной пищи и отдавать предпочтение другой, принимать определенное, выгодное организму положение, выбирать конкретную минеральную воду и даже, если человек не совсем загубил свою интуицию, собрать, будучи за городом, нужные травы из уже знакомых и т. д.
Относительно бактерий, вирусов и грибков как виновников хронических и некоторых острых болезней я уже частично высказывал свое мнение. Вирусы и бактерии (за исключением особых немногочисленных болезней, о чем я еще скажу) не являются виновниками ни одной хронической болезни.
"Опять доктор за свое! Ну мы же все знаем, что это не так." На самом деле это так. В абсолютном большинстве случаев вирусы и бактерии "цепляются" либо к слабому человеку, либо к слабому органу (что, собственно, одно и то же, поскольку у крепкого человека не может быть настолько слабого органа). Это относится и к хроническому "вирусному" гепатиту, и к СПИД, и к эпидермофитии, и к герпесу, и к послеродовой стафилококковой инфекции, и ко многим другим болезням, и даже к банальному гриппу.
Например, при гриппе эпидемии разражаются не потому, что пришел вирус, а потому, что в определенное время года мы наиболее ослаблены неблагоприятным климатом, меньшей, чем летом, подвижностью, недостатком свежего воздуха (поскольку зимой больше сидим в помещениях), уменьшением в пище полезных веществ, ухудшением кожного дыхания из-за большего количества одежды и т. д., и вирус в нашем ослабленном организме, в измененных тканях находит благоприятные условия для размножения. Исходя из сказанного, принципиально иное видение ряда болезней позволяет получать и принципиально иные результаты лечения. Это относится и к хроническому гепатиту, и к СПИД, и к хроническому герпесу и т.д.
Для примера здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Лечение язвенной болезни антибиотиками в последние годы - печальное заблуждение ортодоксальной медицины и яркий образец ее наукообразия. Пример с денолом - "революционным" противоязвенным препаратом, с теоретическим обоснованием его применения, с появляющимися новыми противоязвенными антибиотиками - также яркий образец статистического, то есть нетворческого подхода в медицинской науке, а также пример того, как вопреки истине и элементарной научной логике, только на стереотипности человеческого мышления в медицине можно реализовать удачные бизнес-проекты. Логика "ученых"-разработчиков этого препарата и врачей, его назначающих, очень простая, понятная всем и потому убийственная: если при язве двенадцатиперстной кишки на слизистой обнаруживается много специфических бактерий, следовательно, они и являются причиной язвы, и следует убивать этих бактерий.
Логика, как вы видите, та же, что и в нескольких приведенных мной выше примерах наукообразия. На самом деле, как вы уже понимаете, не эти бактерии виноваты в язве (и, конечно же, не те другие факторы, которые приводятся в многочисленных научных статьях и диссертациях), а нарушение функции определенных органов, влияющих на формирование среды и регенеративных процессов в двенадцатиперстной кишке. Формирование же этих специфических нарушений приводит как к отеку и изъязвлению слизистой, так и к параллельному, а не причинному формированию комфортных для соответствующих бактерий условий проживания и размножения. Эти бактерии есть всегда и везде, только у тех людей, у которых имеются соответствующие специфические органные дисфункции, как правило, наследственного характера, постоянно или гораздо чаще создаются соответствующие благоприятные условия для их размножения. То есть это два параллельных процесса. Кроме того, вопреки распространенному заблуждению, язвенная болезнь не является наследственной, как вообще не бывает наследственных болезней. По наследству может передаваться только структура клеток, тканей и органов, и закономерное появление в роду одних и тех же болезней говорит не о наследственной их передаче, а о закономерной передаче по наследству соответствующих генетических органных структурных дефектов.
Органы же, плохо работая, дают соответствующие симптомы и диагнозы, причем чаще всего совсем в других местах организма. Почему тогда денол все же немного помогает язвенникам? Причина очень проста. Когда у человека развивается острый процесс в двенадцатиперстной кишке, это говорит о том, что среда в ней катастрофически сдвинулась за пределы нормальных параметров и в этих условиях начинают быстро размножаться соответствующие бактерии. Своей активной жизнедеятельностью они создают дополнительные проблемы для слизистой и усугубляют течение язвы. Поэтому, если их "убить", течение язвы будет несколько более легким. Но это не повод для признания истиной заблуждения, и заблуждения вредного! Вредность его показывает практика системного лечения язвы. Даже в случаях тяжелого течения язвы, когда она месяцами не заживает или постоянно, чаще, чем по сезонам, обостряется (кстати, несмотря на бесконечный прием того же денола), лечение системной причины язвы дает удивительно быстрый и стабильный результат, а соответствующая дальнейшая лечебная тактика вообще избавляет человека от язвенной болезни.