Смекни!
smekni.com

Чем определяется, отчего зависит здоровье (стр. 44 из 83)

Медицина здоровья

Когда я говорю о медицине здоровья, хоть это и звучит странно, речь идет не только о самом эффективном подходе в решении вопросов поддержания и приумножения здоровья, но и в прогнозировании, профилактике и лечении болезней.

Какова тактика формирования и развития медицины здоровья? Это, как уже отмечалось выше, становление интегральной системной медицины. Это не произойдет сразу и само собой. Становление будет непростым и будет иметь ряд специфических особенностей.

Во-первых, необходимо формировать массовый спрос на здоровье, практически отсутствующий в настоящее время. Это задача не только медицинская, но в значительной мере и социокультурная. Спрос на здоровье будет появляться и расти только на фоне повышения жизненного уровня и общей культуры. Без этого любые внушения и разъяснения бесполезны.

Во-вторых, необходимо решать просветительскую задачу, знакомить людей с сутью и возможностями системного подхода, а также с самой возможностью иметь совершенное здоровье; добиваться понимания того, что над здоровьем необходимо постоянно работать и что абсурдно ожидать панацеи.

Все эти задачи вполне выполнимы, и я по мере своих сил и возможностей их решаю и вижу реальные плоды на примере людей, познакомившихся с моей системой. У них уже совсем другое представление о здоровье и болезнях, о возможностях и путях влияния на них. Конечно, в идеале к этому необходимо широко привлекать телевидение, радио, прессу, создать институт интегральной системной медицины.

Однако, хотя я очень широко сотрудничаю со средствами массовой информации, эти возможности ограничены. Умные журналисты приглашают меня бесплатно и даже платят мне гонорары, остальные же многочисленные так называемые "предложения сотрудничества" сводятся к астрономическим суммам в пользу предлагающих, поскольку мои просветительские выступления приравниваются к рекламе.

В-третьих, необходимо создание медицинской научно-практической школы - как для воспитания врачей-специалистов системной медицины, так и для широкого распространения системного клинического мышления среди узких специалистов. Это вопрос особый. Может быть, у меня так никогда и не будет учеников, если же повезет, я был бы счастлив их иметь. Однако я занимаюсь не изготовлением хороших мышеловок или другим ремеслом, которому можно обучить практически любого человека. Интегральная системная медицина - это особая философия, особый способ мышления, это непрерывное творчество, в конце концов, это новаторство, которое, как известно, требует от человека очень больших усилий и ряда специальных качеств.

В-четвертых, поскольку такая медицина является в полном смысле врачебным искусством, которым, как это ни прискорбно, не смогут овладеть все врачи, то актуальной является разработка автоматизированных диагностических систем, упрощающих использование системной диагностики. Это позволит сделать ее хотя и не в полной мере, но в определенной степени доступной для многих практических врачей, которые сейчас пользуются, например, результатами биохимического, ультразвукового, рентгенологического исследований, компьютерной томографии и т. д., не являясь специалистами в этих областях, но умея оперировать получаемой с помощью этих методов информацией. Конечно, это половинчатое решение, к которому, по большому счету, не следует прибегать. Однако не исключено, что продуманная реализация этой идеи могла бы, не нанося заметного вреда самой идее системной медицины, улучшить качество работы врачей.

В-пятых, требуется разработка нового поколения медицинских приборов диагностического и лечебного назначения, позволяющих выявлять и корректировать не болезни, а множество более тонких нарушений в организме. Технические задания на создание таких приборов, естественно, может сформулировать только врач, владеющий системным подходом, глубоко понимающий сущность медицины здоровья.

В-шестых, необходимо формирование нового направления в фармацевтической промышленности, обеспечивающего медицину здоровья арсеналом средств не для лечения явных болезней, а для коррекции более тонких нарушений. Теоретические и клинические требования к этому направлению также может сформулировать только соответствующий специалист.

Реализация такой программы и становление медицины здоровья позволят кардинально изменить ситуацию в здравоохранении, решить многие его сегодняшние проблемы, выйти из многих тупиковых ситуаций, а также сделать достойный вклад медицины в достижение указанной выше цели - сохранения человека как вида, причем человека полноценного в физическом, духовном и интеллектуальном отношении.

В частности, только интегральный системный подход позволит проводить действительно эффективные прогнозирование и профилактику заболеваемости с раннего детства. Системная методология позволяет при обследовании детей "увидеть" практически все возможные у них в будущем проблемы со здоровьем и проводить их эффективную профилактику. Если быть конкретным, то при обследовании детей можно с высокой достоверностью прогнозировать вероятность возникновения у них в разные периоды жизни таких заболеваний, как вегетодистония, кожные болезни, аллергичность, язвенная болезнь, полиартриты, анемии, доброкачественные и злокачественные опухоли, пародонтоз, ишемическая болезнь сердца и инфаркты, болезни печени, почек, кишечника, бесплодие, мастопатии, миомы и другие проблемы в малом тазу у женщин, нефропатии беременных, простатит и нарушения потенции у мужчин, анемии, старческое слабоумие, заболевания костно-хрящевой ткани и многое, многое другое, и проводить с раннего детства эффективную профилактику этих проблем. Важно отметить, что на основе этого представляется возможным предупреждать множество оперативных вмешательств (которые, по существу, являются лишь подведением печальных итогов запущенных болезней).

Кроме этого, как говорилось выше, открываются новые возможности подготовки больных к плановым операциям и реабилитации после них. К слову, я уже несколько раз озвучивал эти возможности, однако реакции от хирургов не последовало. Надо заметить, что именно среди хирургов и других узких специалистов - наибольшее число врачей, не понимающих мою систему. Правда, абсолютное их большинство отрицает все "с ходу", даже не познакомившись с сутью системы. Думаю, это связано со специфическим психотипом и менталитетом хирургов: да что там возиться неделями и месяцами, тем более, если болит: мастерски отрезать - и все дела! Из других непонимающих надо особо отметить кардиологов, урологов; конечно же, окулистов и ЛОР-врачей ("конечно же", потому что ну уж очень они узкие специалисты); и особенно, как ни странно, иглорефлексо-терапевтов, гомеопатов и натуропатов. Странного в этом, однако, ничего нет. Эти специалисты такие "продвинутые", они освоили такие мудреные методы, допущены к чуть ли не тайному знанию, они уже все знают лучше всех и навсегда; какие там еще могут быть системы? в них и вникать не стоит. Тем более, что на самом деле освоение какой-либо восточной методики совсем не значит, что этот специалист автоматически освоил восточную философию здоровья.

Перечисленные выше методы, к сожалению, превратились в простое ремесло, а освоение их тысячами врачей, естественно, не привело к увеличению количества глубоко и тонко мыслящих людей: их сколько было, столько и осталось.

Напомню, однако, что речь идет о единичных врачах, абсолютное же большинство разделяет и мои критические замечания в адрес ортодоксальной медицины, и взгляды на то, какой должна быть настоящая медицина.

Возвращаясь к хирургии, хочу сказать, что, применяя системный подход в подготовке плановых больных к операциям, любой хороший хирург может настолько сократить число и степень послеоперационных осложнений, о чем уже через год станет всем известно, и очень-очень многие захотят прооперироваться именно у него. Однако предложений о сотрудничестве ко мне от хирургов пока не поступало, о чем я не очень сожалею, поскольку на хирургии не специализируюсь, да к тому же работы у меня и без того очень много.

Замечательные возможности открываются в подготовке женщин к беременности и родам. Подавляющее большинство патологических беременностей и родов связано преимущественно с тем, что именно эти женщины имеют массу скрытых наследственных и приобретенных субклинических нарушений, не выявляемых методами ортодоксальной медицины и потому не корректируемых. Комплекс этих хронических нарушений настолько снижает уровень здоровья женщин и их компенсаторные возможности, что обычная, данная природой нагрузка - беременность - становится для них непосильной.

Здесь же, кстати, можно вспомнить и о развивающемся сейчас направлении искусственного оплодотворения. Перед этим направлением стоит две серьезных медицинских проблемы: подбор в необходимых случаях здоровых доноров и вынашивание оплодотворенной "в пробирке" яйцеклетки женщиной, не способной на естественное зачатие. Отбор доноров по критериям здоровья ортодоксальной медицины по меньшей мере архаичен, а по большому счету - это вообще не отбор. При таком отборе в доноры часто могут попадать "практически здоровые", не имеющие сегодня болезней молодые люди, но имеющие массу генетических, еще не реализованных дефектов. Естественно, в той или иной мере они передадут эти дефекты будущим детишкам, а вместе с ними - и предрасположенность к будущим болезням.