Смекни!
smekni.com

Чем определяется, отчего зависит здоровье (стр. 5 из 83)

Интегральный системный подход к здоровью позволяет снять эту застаревшую проблему. Философия и методология интегрального системного подхода, с одной стороны, чрезвычайно сложны, но с другой - также и просты, и вот с этой второй позиции достаточно доступны пониманию массового читателя (если не касаться конкретной лечебно-диагностической практики, что является прерогативой врача). Обычному человеку не нужно стремиться познать как можно больше медицинских деталей, все равно это будет очень поверхностное, а значит, бесполезное знание (подтверждение тому - наивное, соответствующее школьному уровню, нередко абсурдное теоретизирование целителей). Необходимо лишь хорошо ориентироваться в общих принципах и вопросах, касающихся здоровья. Четкие ориентиры может дать именно интегральный системный подход, системное мышление или хотя бы его основы. Интегральный системный подход все ставит на свои места: и понимание составляющих здоровья, и роль отдельных факторов, влияющих на него, и значимость различных диагностических, профилактических, оздоравливающих и лечебных методов и средств, и абсурдность ожидания панацеи. Интегральный системный подход, наконец, дает понимание того, как выстраивать стратегию и тактику профилактики, оздоровления или, в случае болезни, - лечения.

Именно формированию основ интегрального системного мышления, что неизмеримо важней описания очередных "волшебных" рецептов, отведено значительное место в этой книге. Я не считаю эту задачу слишком сложной, так как уже убедился в продуктивности этой работы: большинство людей, читающих мои статьи и книги, и мои пациенты постепенно обретают навыки позитивного системного мышления.

Не менее важной задачей при подготовке нового издания книги я видел критический анализ некоторых целительских подходов к здоровью. Можно было бы охватить все элементы этого массового течения, однако будет достаточно на некоторых примерах показать принцип профессионального взгляда на это непрофессиональное явление. К сожалению, слишком многие люди еще обращаются к целителям; к счастью, очень многие уже знают истинную цену целительству, кто-то - в силу присущего от природы здравого смысла, а кто-то, опять-таки к сожалению, - по своему горькому опыту. Пациенты часто спрашивают, как я отношусь к раздельному питанию, к тому или иному противораковому средству, к очищению организма, вегетарианству, молоку, кофе, голоданию, йоге, учению о карме, к филиппинским хилерам, к системе Ниши, к волшебным стимуляторам потенции, к волшебным пищевым добавкам, к волшебным модным иммуностимуляторам и т. д., и т. п. В книге я постараюсь ответить на все эти вопросы и опровергнуть многие догмы и неразумные стереотипы.

Мне хотелось также подчеркнуть необходимость философичного подхода к оценке эффективности различных лечебно-профилактических мероприятий. Эта философичность вытекает из системного взгляда на здоровье и механизмы его нарушений. К сожалению, большинство людей и даже многие медицинские работники оценивают различные оздоравливающие, профилактические и лечебные методы и средства по критерию "помогает - не помогает", забывая о том, что эффективность любого отдельного метода или средства всегда частична и не обязательно должна быть субъективно явно ощутима. В связи с этим нередко больные и врачи отказываются от хороших методов, многие из которых даже незаслуженно подвергаются забвению. Другой негативной стороной этого явления оказывается все большее предпочтение сильнодействующих методов и средств, а именно они, как известно, имеют и наибольшие отрицательные побочные эффекты. Философичность необходима и при оценке возможной эффективности лечения. Смешно, но нередко приходится слышать: "А даете ли вы гарантию излечения?". Еще более нелепо звучат заявления некоторых медицинских работников: "Гарантируем стопроцентный эффект!". Во-первых, гарантии можно давать только в ремонтных мастерских; во-вторых, как вы увидите дальше, здоровье определяется не только медициной, но и многими прочими факторами, которые зависят от самого больного и его окружения; в-третьих, к сожалению, больные иногда обращаются так поздно, что патологические изменения в органах достигают той степени, когда на сто процентов уже не обратимы даже при самом лучшем лечении. Поэтому, говоря об эффективности лечения, следует говорить о максимально эффективной методологии вообще и о максимально возможных результатах у данного больного.

Наконец, я решил переиздать книгу "Совсем другая медицина" просто потому, что ее ждут многие и многие потенциальные читатели, в чем меня убеждали каждый день их письма, звонки, обращения по электронной почте.

Введение

Медицина переживает кризис. Я постоянно на примере своих больных убеждаюсь, что это кризис тяжелый, трагичный. Суть его не столько в недостаточном финансировании медицины, недостатке лечебных учреждений, врачей, медицинского персонала или современных приборов и лекарственных форм в больницах, сколько в самом подходе к здоровью и болезням. Кризис медицины - это частное проявление общего глобального кризиса цивилизации, переживаемого на рубеже двадцатого - двадцать первого веков и затрагивающего сферы политики, экономики, экологии, культуры, информационного пространства, духовности... Этот кризис никем не спланирован, а носит естественный характер, это кризис роста, трансформации, обновления, с неизбежностью присущий любой биологической и социальной системе.

Трагизм этого кризиса заключается в том, что он порожден несовершенством человека и общества и, ярко высвечивая это несовершенство, нередко очень болезненно сказывается на состоянии общества и отдельной личности. Именно в такие исторические периоды про исходит пересмотр ценностей и приоритетов общества. На мой взгляд, сейчас наступило время, когда самим основам цивилизации угрожает уже не только энергетический и экологический кризис: готовность человечества к смене гуманистических приоритетов остро стоит на повестке дня. Это не громкие слова, а назревшая необходимость: пора человечеству становиться действительно разумным.

В этом смысле кризис также переживают и наука вообще, и медицина в частности. Кризис медицины - это кризис философии здоровья, под которым следует понимать кризис массового сознания в понимании здоровья и в отношении к нему и кризис медицинской науки. Кризис массового сознания заключается в том, что у большинства людей вообще нет спроса на истинное здоровье - есть лишь спрос на отсутствие боли и явных болезней. В ситуации, когда кругом масса различных медицинских учреждений, в том числе считающихся элитными, огромное количество различных лекарств, успешно снимаются острые боли - вдруг почему-то практически у каждого человека с годами возникают хронические заболевания. Для многих это является само собой разумеющимся, а для многих становится буквально шоком, тем более тяжелым, что после многих попыток вылечить хроническую болезнь человек обнаруживает бессилие медицины. Все дело именно в том, что людей устраивает, чтобы не болело сегодня, они предъявляют такой спрос медицине, и она его успешно удовлетворяет. Если бы уровень притязаний людей к здоровью и, соответственно, к медицине был выше, если бы люди хотели максимального здоровья сегодня и завтра (и не только за счет не безграничных возможностей физкультуры, рационального питания, хорошей экологии и т. п., но и за счет резервов самой медицины), то доктора с соответствующим мышлением и умением постепенно появились бы. Однако в этом и состоит вторая сторона кризиса. Необходимо принципиально новое мышление в медицине, когда врач оперирует не только понятиями "есть болезнь" и "нет болезни", но понимает, что органы не обязательно должны быть явно больными, а могут просто плохо работать. Когда врач понимает, что локальных болезней просто не существует, а есть сложные и тонкие системные нарушения в организме, следствием которых и являются частные симптомы и другие болезненные внешние проявления. И еще на очень многие вещи врач должен смотреть совершенно иначе, о чем много будет сказано в этой книге. Вот тогда врач будет способен не только реально излечивать самые разнообразные хронические болезни, но и, взяв очень, казалось бы, здорового человека, сделать его еще здоровее, и не только сегодня, но и завтра и послезавтра.

В реальности же сегодня медицина вообще не занимается здоровьем: она занимается болезнями. Отсутствие стройной теории здоровья привело к утрате фундаментальных принципов практической медицины: лечения не следствий, а причины; не болезни, а больного; индивидуального подхода, профилактической направленности. Разве не трагична ситуация, когда при ухудшении зрения офтальмолог лечит именно глаза (конечно же, самыми лучшими глазными каплями), как будто глаза существуют отдельно от всего организма, забывая о том, что их "кормят" печень, кишечник, поджелудочная железа, что на важный для глаз водно-солевой обмен влияют почки, надпочечники... И когда лечат только органы малого таза при бесплодии, в то время как абсолютно ясно, что детородная функция - это функция даже не только всей гормональной системы, но и всего организма. Или когда при хронической патологии кожи лечится именно кожа, а не весь организм (конечно же, самыми лучшими мазями), или когда маститый кардиолог борется с холестерином вместо того, чтобы приводить в порядок все обменные процессы в организме, малой частью которых является нарушение холестеринового обмена, или когда маститый гастроэнтеролог годами борется с дисбактериозом вместо того, чтобы найти и устранить на уровне всего организма причину ненормальной среды в кишечнике, тем самым автоматически устранив дисбактериоз...

Разве не трагична ситуация, когда ставка на приборы и анализы приводит к тому, что врачам уже в голову не приходит естественная здравая мысль, что все данные биохимических, инструментальных обследований являются лишь следствием сложных, чаще всего скрытых нарушений в организме, нарушений, никак не сводимых к простой схеме: вот повышен холестерин - отсюда атеросклероз и следует ограничивать употребление холестерина и давать таблетки от него; вот не хватает кальция - отсюда остеопороз и следует пить кальций т. д. На самом поверхностном логическом уровне напрашиваются вопросы: а отчего повышен уровень холестерина, а отчего снижено количество кальция? Ответ тоже напрашивается сам собой - конечно же, не от большого употребления жиров или яиц и не от недостатка в пище кальция, и даже не от нарушения двух-трех параметров биохимического статуса (специфических энзимов или гормонов), как это описано в высоконаучных статьях и монографиях, а от плохой работы органов, отвечающих за жировой обмен в первом случае и за обмен кальция во втором (а если еще точнее, то и от плохой работы органов, отвечающих за тесно сопряженные с жировым и кальциевым прочие обменные процессы).