Смекни!
smekni.com

" методологическая роль марксистко-ленинской диалектик в решении проблемы хрономедицины " (стр. 2 из 8)

"При всем качественном различии клеток, "продуцирующих" разные функции, в основе их работы лежит один общий фундаментальный процесс - непрерывный распад и синтез веществ. Этот процесс представляет собой изначальную не специфическую материальную основу функций организма. Очень хорошо об этом сказал К.Бернар /1978/: "Признаки жизни мы разделяем на два больших разряда: изнашивание или разрушение и созидание. Все что происходит в живом существе относится к одному или другому из типов, и жизнь характеризуется соединением или сцеплением этих двух порядков явлений. Это деление жизни кажется нам наилучшим из всех, какие могут быть предложены в общей физиологии. Оно есть выражение жизни в том, что она имеет в себе наиболее обширного и точного. Оно применяется ко всем живым существам без исключения, начиная от сложнейшего из всех организмов - человеческого организма и кончая самым элементарным существом, живой клеткой," /36/

Акад. Н.П.Дубинин в закономерной, диалектической смене этих двух процессов видит сущность жизни, обусловленность всех ее этапов: «В силу процессов ассимиляции и диссимиляции живая система проходит стадии рождения, зрелости, гибели". /20, с.107/

Какие выводы можно сделать из философского заключения о том, что процессы синтеза и распада - едины и противоположны? Противоположным является сама сущность этих процессов, а единство их, видимо, заключается в том, что они тесно и неразрывно связаны между собой во времени: сразу же после синтеза наступает распад и наоборот. Если же эти процессы реальны, объективны, то, естественно, должны отмечаться противоположными изменениями величин показателей гомеостаза.

При последовательном осуществлении этих двух тенденций матаболизма должен формироваться ритм, цикличность. Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что наряду с процессами ассимиляции и диссимиляции, синтеза и распада колебательные явления есть неотъемлемое, кардинальное свойство живых функций организмов. Так ли это?

Своевременный уровень развития биологии и медицины позволяет утвердительно ответить на этот вопрос. Так С.И.Степанова считает, "... что жизнь - это ритм, а утрата ритма равносильна смерти. В организме человека нет ни одной функции, которая не была бы подчинена ритму"/38/. С этим мнением солидарен Б.М.Дильман: "... не одна функция в организме не может быть выражена прямой линией, а представляет собой колеблющийся контур. Имфотея, по существу, не гомеостатическое постоянство, а гомеостатическая динамика. Но она же создает и стабильность, не допуская отклонений, выходящих за грани нормы. ... Именно наличие ритма обеспечивают стабильность, и по этому так характерно для деятельности нормального организма ритмичность функции" /19/. Универсальность феномена ритма для живой материи не вызывает никакого сомнения. /34, 41/. Видный советский биоритмолог Б.С.Алякринский говорит о ритме как о форме движения живых биологических систем /живой материей/. /2/

Мнение Д.Л.Саркисова совпадает с ранее приведенными: "...жизнедеятельность той или иной ткани /органа/ находится под

постоянным двойным контролем, ослабляющих и усиливающих ее работу влияний, соотношение которых и определяет уровень функциональной активности этой ткани в каждый данный момент” /36/. Этот принцип работы Г.Н. Крыжановский обозначает как закон перемещающейся активности функциональных структур и придает ему значение универсальной общебиологической закономерности. В ритме со всей наглядностью реализуются понятие дискретности и непрерывности. /25,26/.

Диалектика биологических ритмов.

Рассмотрим три основополагающих закона материалистической диалектики применительно к исследованию биологических ритмов.

Первый закон - единства и борьбы противоположностей по сути был изложен в самой постановке вопроса о биоритмах как о форме движения живой материи. К этому остается определить его превалирующее положение по отношению к двум другим диалектическим законам, в биоритмологическом аспекте.

Исходным пунктом этого отношения является сам факт наличия двух альтернативных процессов в живом: процессов синтеза и распада, которые определяют внутреннюю противоположность организмов, и тем самым являются источником их жизнедеятельности /читай - движения/. Можно утверждать, что там, где нет конфликта двух однородных, но противоположных начал, там нет движения, нет жизни.

Второй закон диалектики - перерастания количественных изменений в качественные, дает возможность проследить динамику внутренне противоречивого процесса и углубляет его посредством детализирования. Поскольку источник движения - наличие противоречия, конфликта, реализующегося на протяжении определенного временного интервала /но иногда не мгновенно - иначе не существовал бы сам объект исследования/, то уже это подразумевает наличие определенного интервала времени, когда "созревает" один процесс с тем, чтобы перейти в свою противоположность, которая, в конечном счете, так же как и предыдущая, революционизирующим скачком переходит в свою противоположность. Налицо накопление в пределах одного процесса количественных изменений, переходящих в новое противоположное качество. Особенно наглядно можно представить изложенное на примере графического изображения биоритма:

t (время)


Рис.1 ……………………………..

Третий закон - "отрицания отрицания" органически заключает два предыдущих и свидетельствует о том, что каждое новое повторение не есть ни старое качество, ни количество, хотя по прежнему сохраняется противоположная сущность источника движения /жизнедеятельности/. Охарактеризуем эти новые качества и количество ниже - в разделе экспоненциальной кривой» Вместе с тем в современной литературе сложилось мнение, что новые свойства, как следствие закона "отрицания отрицания" реализуются в спирали.

Б. С. Алякринский пишет: "Круг есть предельная абстракция ритма, в который представлена в максимально чистом виде непрерывная повторяемость как таковая, неистребимая тенденция всегда быть и всегда, не быть самим собою. Однако круг лишен истинной изменчивости, которая находит свое воплощение в спирали, являющейся по существу уже первой /самой простой/ моделью ритма. Диалектическое, т.е. с возвратами к исходным пунктам, движение есть движение по спирали, или фактически движение, подчиненное закону ритма. Если это положение отнести, в частности, только к живым, системам, нельзя не обратиться положению Ф.Энгелься, что любая такая система " … в каждый данный момент является тем же самым и все-таки иным". Каждая волна ритма жизненных функций есть возвращение к исходному состоянию, но возвращение с какими-то

приобретениями и какими-то потерями. «Жизнь - это круговорот органического вещества, обусловленный взаимодействием синтеза и деструкции”, когда круг превращается в спираль…” /5, с.6/

Это отчасти верно, но ведь каждый виток спирали, если таковая расположена на прямой, ориентированной вдоль оси времени, ни чем, за исключением момента времени, его характеризующего, не отличается ни от предыдущего ни от последующего витка! Отсюда следует, что характеризуя новые свойства - производные закона "отрицания отрицания" только через время, мы не учитываем соответствующих изменений пространства, поскольку время и пространство, согласно теории относительности, органически взаимосвязаны, при этом изменения одного влечет за собой соответствующие изменения другого. I

Вопрос о происхождении биологических ритмов является одним из

центральных в хронобиологии и до сих пор однозначный ответ на него не получен. Многочисленные гипотезы сгруппированы в несколько индуктивных утверждений более общего плана: "эндогенных часов", экзогенных часов" и эндо-экзогенных механизмах регуляция биоритмов. Рассмотрим более детально каждое из них.

Некоторые исследователи полагают, что биологические ритмы I

обусловлены внутренними /эндогенными/ причинами. Так Е.Е.Сельков
считает возможным установление цикличности на основе спонтанных
периодических изменений метаболических процессов, где важная роль отводится неавтономно регулируемым циклам. /37,38/. /57/ пишет о генетической обусловленности временных программ, контролируемых временными генами. / / Концепция "хронона" /52/ строится на периодических изменениях информационных трансформаций РНК и ДНК в процессах синтеза белка.

Мнение других авторов противоположно приведенному выше: развиваемая ими гипотеза сводится к феномену навязывания

эндогенных ритмов факторами внешней среды - такими как напряженность магнитного поля Земли, периодическими процессами на Солнце, обращением Луны вокруг Земли и множеством других. /47,48, 49, 50, 51/ считает, что этот вопрос окончательно не решен в связи с отсутствием полных данных о периодических геофизических и космических факторах и их влиянии на живое.

Однако наиболее логичной представляется гипотеза эндо экзогенных часов. Авторы, развивающие ее, исходят из того положения, что ритм, - сам по себе, имеет эндогенную природу: "Ритм, говоря метафорически, "запрограммирован" сущностью феномена движения, он дан в конкретной форме как основной закон природы - закон единства и борьбы взаимоисключающих начал" /5. с.II/, в то время как всепроникающие гео- и гелиофизические колебания являются синхронизирующими колебаний показателей гомеостаза живых организмов. Эта гипотеза, согласно утверждения Н.И.Моисеевой "... наиболее полно объясняет фиксированность, так и изменчивость биологических ритмов, заставставляющие полагать их статистически-вероятностную структуру"/29,с.16/ При этом длинноволновые биоритмы, как цикличности основополагающих трофических процессов, имеют важное значение для обеспечения жизнедеятельности и могут модулировать высокочастотные биоритмы. /55/ предполагает о возможности различных механизмов регуляции периодичностей различных диапазонов: в то время как длинноволновые биоритмы синхронизуются факторами неживой природы, коротковолновые могут быть обусловлены внутренними обменными процессами живого.