Смекни!
smekni.com

" методологическая роль марксистко-ленинской диалектик в решении проблемы хрономедицины " (стр. 1 из 8)

МИНИМИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УССР

КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ им. акад. А. А. БОГОМОЛЬЦА.


КАФЕДРА МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ по диалектическому и историческому материализму на тему:

" МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКОЙ ДИАЛЕКТИК В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ХРОНОМЕДИЦИНЫ "

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Полищук Николай Андреевич /лечебное дело/

РУКОВОДИТЕЛЬ:

доц. ПОПОВ Н.В.

КИЕВ. 1984

“В мире нет ничего, кроме д

В мире нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя не может существовать иначе, как во времени и пространстве”.

В .И. Ленин



Введение

В настоящее время хронобиология - наука о современной организации биологических систем переживает свое второе рождение, ибо накоплленный материал позволяет прийти к заключению, что наличие ритмичности физиологических процессов необходимо учитывать как с целью постановки диагноза, так и при лечебных воздействиях.

Интерес к биологическим ритмам восходит к глубокой древности. В частности, древнегреческий поэт Архилох, живший более двух с половиной тысячелетий тому назад, писал: "Познай какой ритм владеет людьми" /7, с.9/. По данным научно-исследовательского института, организованного в Бурятии, и занимающегося изучением наследия индотибетской медицины, практически использовать феномен ритма люди

научились гораздо раньше. При расшифровке одного из основополагающих трактатов древних тибетских врачевателей Атласа "Бри-ша" откры­ваются вещи поистине удивительные. А.Малинов в связи с этим сообща­ет: "Многое... заслуживает особого внимания. По существу, это, пожалуй, первое в истории медицины конкретное практическое указание на необходимость учета фактора времени в процессе лечения - то, чем сегодня занимается новый раздел современной медицины – хрономедицина. Глава открывается схематичски изображением... солнечной системы: Земля, Луна, Солнце. И далее несколько десятков рисунков рассказывают о проведении той или иной лечебной процедуры в зависимости от фаз Луны, различных атмосферных явлений, времени года". /27, с.38/

Развитию хронобиологии способствовали практические потребности нашей технологической цивилизации. Так быстрые перемещения реактивных самолетов из одного часового пояса в другой показало, что у большинства людей, находящихся в них, отмечаются симптомы нарушения общего самочувствия: сна, аппетита, интеллектуальной деятельности. Полеты человека, в космос с новой силой обострили эту проблему.

На современном этапе развития естествознания происходит дифференциация хронобиологии на ряд прикладных областей знания и, в частности, на хрономедицину, а последней на хроногигиену, хронофармакологию, хронотерапию.

Хронофармакология - наука экспериментального плана. Было установлено, что эффект токсических воздействий адреналина, инсулина, циклофосфана, бактериального и вирусного токсинов, гидрохлорида метадона, радиации и других токсических агентов зависит от времени их применения в течение суток.

Несколько меньше известно работ в области хронотерапии комплексе лечебных мероприятий, проводимых: с учетом фактора времени. Однако те немногочисленные сообщения, которые имеются в литературе, свидетельствуют о несомненной эффективности лечебного воздействия в зависимости от фазового состояния организма и о целесообразности введения лечебных препаратов в соответствии с ритмами здорового человека.

Говоря о биологических ритмах нельзя не обратить внимания, что ритмичностъ /периодичность, цикличность/ выступает как важная характеристика всего материального мира.

Ритмичность или цикличность есть обязательное и непременное условие бытия, заложенное как в неорганической природе, так и в живом. Можно утверждать абсолютно однозначно, что движение, как главнейший атрибут материи, может осуществляться, только через периодичность или иначе цикличность. Аналогичного мнения придержи­вается, в частности, Я.Ф.Аскин, значительная часть научных работ которого посвящена проблеме времени: "Ритмичность является свойством всей природы. Ритмические /периодические, циклические/ процессы характеризуют неживую природу, они присущи всем ее уровням, начиная с атома и кончая такими макротелами, как планеты и звезды. Выяснено, что ритмичность составляет одну из главных особенностей геологического развития Земли, она проявляется в таких процессах, как накопление осадочных толщ, усиление и ослабление складкообразования, вулканическая деятельность и т.д.

… совершенно очевидно, что мы имеем дело… с проявлением общей закономерности природы, с выражением относительной повторяемости в движении материи. Эта же закономерность проявляется и в ритмических процессах, происходящих в живом, на всех ступенях лестницы биологической эволюции и в различных проявлениях жизнедеятельности организмов”. /6/

жизнедеятельность – это особая форма движения живой материи, характерная только для биологических систем. Наряду со специфическими проявлениями такова должна иметь некоторые общие свойства, воплощающиеся в абстрактном понятии “движение”. Вместе с тем всякое движение реализуется в пространстве и времени.

Рассмотрим эту проблему с диалектических позиций применительно к живым организмам с учетом анализа биологических ритмов.

Диалектический механизм – методологическая

основа познания в хрономедицине.

Чтобы правильно осмыслить поднимаемые положения необходимо разработать правильную методологию прикладных исследований, в противном же случае результаты многих умозаключений могут оказаться ложными, ошибочными. В этой связи приводим рассуждения общего, филисофского характера. “Диалектика выступает в качестве философской методологии самого процесса теоретизации науки о жизни. Она оказывается, вместе с тем, содержательной основой общей теории жизни и теории биологического познания… именно… осознанное применение принципов диалектической методологии дает возможность видеть перспективу. Успешно продвигаться вперед по заранее намеченному пути”. /42/ Аналогичного мнения придерживается и К.В.Кирпичников:

"В соотношении "философия-биология" первая имеет дело только с той картиной реальности, которую дает биология. Если при этом биологические исследования не опираются на верную методологическую основу, то на уровне философского обобщения не будет получено правильной картины мира. Отсюда следует вывод, что биологические исследования должны проводиться на основе научной методологии и в качестве таковой должна рассматриваться диалектика. Именно ее законы и категории должны играть роль методологических принципов и выс­тупать как средство достижения нового знания, а сама диалектика выступает как способ мышления, как логика познания. /23/". Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой" /I, с.367/

Проблема диалектической трактовки результатов естественнонаучных исследований не является чем-то надуманным, отвлеченным, своего рода схоластическим теоретизированием. Общие законы и категории материалистической диалектики приобретают характер методологических предпосылок, принципов медико-биологического познания. «Все большее признание среди биологов и медиков находит тот методологический принцип, согласно которому природа дает ответы на те вопросы, которые поставлены правильно, то есть в соответствии с некоторыми объективными характеристиками, присущими самим исследуемым объектам» /17/ Применение диалектического метода требует, однако, умелого оперирования абстракциями самого высокого порядка, поэтому, естественно, этот метод является одним из наиболее сложных и трудоемких; при этом, зачастую, возникает необходимость характеризации объекта познания в ином ракурсе, где данные, полученные различными методами исследования, становятся сопоставимыми на основе диалектической логики и позволяют рассмотреть анализируемый объект в диалектической связи и противоречии.

Медицина на протяжения многих веков была эмпирической наукой. Таковой несмотря на значительное количество теоретических разработок и ощутимых реализованных успехов в отдельных отраслях ее, остается и по настоящее время, Ведущим принципом "искусства врачевания" была выработка у врача клинического мышления, которое построено на знании симптомов заболевания, интуиции и практическом опыте. Углубленные теоретические положения, математические модели в широкую практику не проникли, что связано, видимо, с определенной их неадекватностью, отсутствием оперативности их применения в решении конкретных лечебных задач. Причина неадекватности теории в значительной степени может объясняться тем, что они в большинстве своем индуцированы из других областей знаний, и, хотя во многом верно отражают объект познания биологии и медицины, не могут найти с ним "точек соприкосновения" для практической реализации абстрактных положений. Последнее может быть обусловлено неудачей в выделении наиболее важных, сущностных сторон жизнедеятельности организмов и определении методически правильных подходов по их изучению.

Вопрос о субстрате жизни, поиск глобальных характериологических особенностей ее проявления остается не решенным окончательно и до сего времени.

Одним из первых естествоиспытателей, с диалектических позиций подошедших к пониманию феномена жизни является натурфилософ Шеллинг «... он критиковал "структурных" физиологов, сводивших жизнь к ее структурной организации, и подчеркивал, что форма и структура органа не есть причина жизненного процесса… . однако он кретически относился и к “химическим” физиологам, которые не могли пойти дальше установления химических свойств живой материи. Шеллинг говорил о необходимости физико-химического понимания жизни. Однако, сущность жизни, по его мнению, необьянима на этом пути. Решение проблемы можно найти, считан Шеллинг, лишь обнаружив и исследовав первоначальную двойственность и борьбу противоположностей в органическом». /42/ Аналогичного суждения придерживаются и другие, в т.ч. современные исследователи: