Смекни!
smekni.com

«Матушка Мария-молитвенница земли Самарской» (стр. 4 из 6)

Нам действительно удалось запечатлеть буд­ничную жизнь «пророка в своем отечестве». Запечатлеть на пленке ее неповторимый облик, донес­ти до зрителя обаяние этой удивительной, свето­зарной личности. Пусть в режиссерском отноше­нии фильм слишком прост (мне об этом говорили специалисты), но мы и не претендовали на «худо­жественность». Зато цель, ради которой мы взя­лись за работу, была достигнута - у нас теперь есть запечатленный на пленке (и растиражированный!) облик старицы. И лучше нас никто не справился с этой нелегкой задачей.

В фильме присутствует один «незапланиро­ванный» момент (да и что можно запланировать, когда идет съемка юродивой во Христе?) - дол­гий пророческий монолог старицы. В нем в чере­де как бы бессвязных слов то и дело сверкают жемчужины великого пророческого смысла. Так, я услышал в ее словах нечто, касающееся только меня. Быть может, и кто-то другой, также прини­мавший участие в съемках, услышит в бормота­нии блаженной некое «видеопослание», адресо­ванное лично ему... Но есть в этом монологе ста­рицы нечто такое, что все мы не имеем права ос­тавить без должного внимания. Это - «большое» пророчество о всех нас, о России. И не в этих ли скупых словах блаженной ключ к пониманию при­близившихся к нам грозных очистительных собы­тий? Вот что (дословно) сказала она в тот день, глядя в будущее через глазок видеокамеры: «Люб­лю, люблю... И землю вашу люблю... Будете есть землю пополам с песком - и спасетесь...» — словно произнесла завещание!

А на третий день съемки матушки Марии уже не состоялись. Она занемогла и слегла. Сказалось напряжение двух предыдущих съемочных дней. Если уж мы, молодые и здоровые, после съемок буквально валились с ног (приходилось ведь пре­одолевать и невидимое сопротивление), то можно предположить, каково пришлось ей - девяносто­летней старице, проведшей столько времени под прицелом видеокамеры... Мы не настаивали, по­няли: хватит! Все отпущенное нам время мы чес­тно «отработали». Теперь надо ехать в Кинель-Черкассы и потом приступать к монтажу.

У меня сохранилась дневниковая запись о той поездке. Привожу ее целиком.

«2 декабря 1995 г. Неделю назад пришел к Ма­рии Ивановне в ее домик возле Воскресенского храма взять благословение на поездку в Кинель-Черкассы для съемок фильма. Она болела, лежа­ла. Даже не поднялась, когда я вошел, а только пе­рекрестила. В дорогу благословила, сказала: «Иди и ничего не бойся...» Она многим так говорит -«ничего не бойся». Это значит, что она молится за тебя и, что бы ни случилось, не даст тебя в оби­ду. Я поехал с оператором в Кинель-Черкассы. Поездка была благодатнейшая. Все удалось зас­нять, что мы хотели. И погода была чудная — мо­розная да сухая.

Интересно, как меня вызвала к себе старица на­кануне поездки. Я не собирался к Марии Ивановне за благословением на дорогу, счел это излишним, так как она дала благословение в целом на фильм и я посчитал ненужным «специальное» благосло­вение на командировку. Но это оказалось неверно! Без ее благословения страшно в такой путь пускать­ся! Ночью накануне мне приснилось, будто Мария Ивановна выпала из двери автобуса прямо мне в руки - она оказалась легкая, почти невесомая. Я положил ее на асфальт, а она как будто умирала, едва дышала... Я проснулся в трепетном волнении. Подумал: надо срочно ехать к ней. Приехал. Она, слава Богу, живая, хотя и нездоровая. Так она меня вызвала. Она многих «вызывала» к себе в те дни, видимо, состояние у нее было тяжелое, и она осо­бенно нуждалась в наших молитвах.

Приехали в Кинель-Черкассы. Там отец Алек­сандр Телегин, матушка Мария Михайловна и Анастасия Федоровна (бывшая «хожалка» ста­рицы) много интересного рассказали для фильма. Анастасия рассказала нам, как однажды Мария Ивановна в носках вышла из сторожки - пошла к заборчику, а Анастасия вышла следом за ней. И вот села Мария Ивановна на пенечек и стала го­ворить с пророком Илией и Енохом: «Ой, тяжело мне, обступили меня... нет сил терпеть...» — «У меня, - рассказывает Анастасия, — от таких слов мороз пошел по коже. Поняла я, с кем она разгова­ривает...» Сама Анастасия небесных посланников не увидела, но присутствие чего-то особенного, необычного возле сторожки ощущала...[1]

А отец Александр говорил, что когда во время службы Мария Ивановна входила в храм, ему ста­новилось легче молиться. Словно какой-то свежий ветерок, некое благодатное дуновение от нее исходило…

Я походил по тем местам, где еще так недавно была старица: храм, сторожка, дом Агнии.. Все это мило, промолено, благодатно. Но блаженная ушла отсюда навсегда. У нее новое служение, другой этап.

...Фильм наш распространялся Братством святителя Алексия, и его приобрели сотни почитателей старицы. Часть ленты демонстрировалась по самарскому телевидению в православной про­грамме «Путь» (автор и ведущий Алексей Соло­ницын).

«Много света» — сказала о нашей несовершен­ной работе старица. И этот дивный свет действи­тельно льется с экрана, ведь на пленке изображена та, которую «весь мир недостоин», - блаженная Мария Ивановна.

Необычный музей.

Ко дню столетнего юбилея произошло событие очень редкое, а в нашем регионе и вовсе не имеющее аналогов: в Самарском селе Кинель-Черкассы в бывшей церковной сторожке при Свято-Вознесенском храме, где почти сорок лет прожила Самарская подвижница, в память о еще не прославленной Церковью в лике святых старице открылся музей. По благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, силами Вознесенского прихода и по инициативе духовных чад и почитателей матушки Марии Самарской этот музей теперь будет принимать всех, кто захочет прикоснуться к жизни старицы, подобной житию древних святых.

Панихиду по схимонахине Марии в Свято-Вознесенском храме отслужил благочинный Отрадненского благочиния Самарской епархии протоиерей Борис Якубовский в сослужении с настоятелем Вознесенского храма иереем Валентином Тимирбатовым и ключарем Кирилло-Мефодиевского собора г.Самары иереем Сергием Гусельниковым, близко знавшим матушку Марию Самарскую.

Тем, кто бывал в Паломническом центре Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря, заходил в мемориальную келью Дивеевских блаженных, экспозиция самарского музея покажется очень знакомой. Ведь юродство во Христе - особый вид святости, и люди, которые подвизаются в этом самом трудном подвиге, в чем-то похожи... Здесь, как и в Дивеево, представлены необычные экспонаты: сшитые из разных лоскутков

«юродивые» платья, платки, всевозможные причудливые сочетания одежды и прочее. Конечно же, внимание паломников привлечет известный уже едва ли не на всю Россию топчанчик матушки Марии, лежа на котором, она столько молилась Богу, давала духовные советы, предсказывала, наставляла... Известны случаи, когда люди, с верой присевшие на топчанчик матушки, получали облегчение в болезнях и духовную помощь. Здесь все с любовь сохранили заботливые руки людей, знавших матушку: те же иконы, на которые она молилась, те же скупые предметы быта и личные вещи блаженной... Сколько людей в этих стенах получили духовную помощь от матушки Марии! И только витрины говорят о том, что теперь это все же музей. А представленные здесь вещи - уже экспонаты...[8]

Александр Леонидович Алмазов-Чвала (г. Москва), руководитель инициативной группы по созданию музея схимонахини Марии:

- В музее все экспонаты подлинные - или сделанные руками матушки, сшитые ею, или это ее личные вещи. Основная часть экспонатов передана алтарницей Вознесенского храма Людмилой Бабиной, ей матушка Мария говорила:

«Складывай, складывай - пригодится». За пятнадцать лет она знала, что мы будем создавать музей. Мы два года назад обсуждали с бывшим настоятелем Вознесенского храма протоиереем Александром Телегиным создание уголка ее памяти в храме. И вот Владыка Сергий в прошлом году благословил создавать настоящий музей - уже в сторожке, где столько лет жила блаженная Мария Ивановна. Люди, которые матушку Марию хорошо знали, нам говорят: «Теперь матушка здесь - прямо дух матушки чувствуется!» Открытие музея схимонахини Марии (Матукасовой) - это церковное признание ее заслуг, ее жизненного подвига.

Когда в Оптиной пустыни идешь в келью преподобного Амвросия, идешь с желанием

потрогать руками то, что трогали его ручки, увидеть тот мир, те предметы, которые его окружали... Идешь с желанием прикоснуться к его жизни, прикоснуться к тайне святости... Конечно, есть мощи преподобного Амвросия, есть его иконы - но и келья его тоже нужна для постижения его подвига. Человек желает разной духовной пищи: как телесная пища многообразна, так и явление святости должно тоже проявляться в разных гранях. К мощам приложиться, помолиться в храме, где молился святой, - это одно. Поговорить с теми людьми, с которыми был знаком святой, - это другое. А прикоснуться к тому быту, к тем вещам, к той обстановке, которая окружала подвижника - это тоже очень важно. Те люди, которые почитают матушку Марию, они дорожат каждым лоскутком, который был в ее руках. Потому что все освящается, прикасаясь к людям, стяжавшим благодать Святого Духа.[7]

Воспоминания о Матушке.

Протоиерей Михаил Фролов: — В первый раз я увидел Марию Ивановну еще в семидесятые годы. Она часто приезжала в Самару, за­ходила в Петропавловскую церковь. Она любила наш храм. ...Знойное лето — а она идет в длинном пальто, материал бумазеевый, черный, выгоревший настоль­ко, что посерел. Носила она пальто лишь на один ру­кав. Вторая рука была открыта. Еще везде за со­бой тяжелые мешки таскала. Придет в храм, меш­ки положит, помолится. Быстрая была. Подойдет к иконе, поцелует и дальше идет. Так все иконы в храме обходила. Потом брала свою ношу и уходила…