(Реферат)
На тему:
«Проблема свободы выбора и смысла жизни в “блатных” песнях В.Высоцкого»
Выполнил:
Ученик 11 «В» класса
Средней общеобразовательной школы №475 города Москвы
Митюшин Е.С.
Учитель по МХК
Свинцова С.Ю.
Содержание:
I. Пояснительная запись…………………………………….Стр3
II. Проблема свободы и смысла жизни в «блатных песнях» В. Высоцкого
1. «Блатные песни». Истоки эволюции…………………Стр5
2. «Интеллигенция поет Блатные песни…»……………Стр6
3. Жанровые признаки (в помощь фольклористу)………Стр8
4. Начало. Стилизации…………………………………………Стр9
5. Лирическое освоение темы…………………………………Стр12
6. Русла эволюции………………………………………………….Стр15
7. «Военные» песни. Ролевое «Мы»……………………………Стр17
8. Баллада о Детстве»……………………………………………Стр19
9. «Таганка»…………………………………………………………Стр22
10. Последние годы………………………………………………….Стр23
11. Свобода…………………………………………………………...Стр25
III. Заключение…………………………………………………………..Стр26
IV. Использование литературы…………………………………….Стр27
Я впервые услышал голос Высоцкого, по радио, насколько помню, в 99году. Песня
называлаль Баллада о любви. Услышал - удивился. Сначало голосу: да разве с
таким голосом можно петь? А потом тому, что он пел. Странному,
завораживающему сплаву мелодий и рифм: ярких, необычных, дотоле
неслыханных. Неожиданные насмешки там, где вроде бы положено ужаснуться.
Наконец - страшно сказать! - дерзости довольно ясного намёка на дубовость
нашей официальной “чёрно - белой” пропаганды тех лет. “Из заморского из лесу,
где и вовсе сущий ад, где такие злые бесы чуть друг друга не едят. Что б творить
им совместное зло потом, поделиться приехали опытом.
Теперь звучит Песня серебренные струны
Чуть позднее, опять - так и, я научился отличать эти песни от других. И не уставал
поражаться: вот бы никогда не подумал, что можно тянуть согласные “л-л-л” или
“р-р-р” совершенно так же,как гласные “о-о-о” или “а-а-а”. А ведь от этого
неожиданным образом меняется вся поэтика и, если можно так сказать, мелодика
песни - так, что она западает в душу раз и навсегда.
Я даже не заметил, как эти песни вошли в мою жизнь и находят отзывы в
душе, к ним хочется обращаться вновь и вновь. Поистине они оказались теми
песнями, которые строить и жить помогают, в трудные минуты давая утешение и
вызывая катарсис. И всегда такое впечатление - словно плечо друга. Наверное,
это и есть подлинное искусство.
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним
словом, то самым точным, на мой взгляд, будет: олицетворенная совесть народа .
Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на
Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его
памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты,
кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни
лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине
народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным
памятником.
Сейчас, на этом Этапе моей жизни, я остановился на проблеме свободы выбора,
речевой характеристике песен Высоцкого. В своем реферате я постарался
грамотно изложить особенности творческой манеры и ритмики стиха В.
Высоцкого. Подробно попытаться изложить тематику поиска душевной свободы,
выбора смысла жизни в «блатных» песнях Высоцкого. Этим я пытаюсь доказать
особый лиризм, грубоватую мелодичность и завуалированность тонкой
человеческой души автора. Он умел глубоко прочувствовать и выразить в особой
форме мысли, эмоции, проблемы времени, человеческих отношений.
Голос Высоцкого призывал остановиться, задуматься, измениться. Он обличал
пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных
ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение обсалютного:
чести, совести, достоинства. ( Вспоминаются его слова:”Досадно мне, что слово “честь”
забыто...”?) Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки
общества. А это, куда важнее, чем даже многие художественные открытия!
Блатная песня рассказывала о той (и весьма значимой) социальной сфере жизни,
правда о которой в течение десятилетий ханжески умалчивалась или преступно
искажалась официальной пропагандой. “Окруженный немотою, застенок желал оставаться
и всевластным и несуществующим зараз: он не хотел допустить, чтобы чье бы то ни было
слово вызывало его из всемогущего небытия; он был рядом, рукой подать, а в то же время
его как бы и не было...”. Блатная песня не только прорывала немоту застенка, но и одним
только своим существованием напоминала людям, что рядом с репрессивно
упорядочивающим и упорядоченным государством, “есть многодонная жизнь вне закона”
(О. Мандельштам). И в этой жизни человек может, даже должен поступать так, как ему
покажется нужным, волен принимать самые ответственные решения, не только избегая
давления всевозможных “организаций, инстанций и лиц”, но и просто вопреки ему. Это
было самой сильной, привлекательной (и для Высоцкого) стороной блатных песен.
И Высоцкий не был одинок в подобном отношении к ним, а наиболее
близок ему А.Галич, во многом предвосхитивший его, ставший учителем наряду с
Б.Окуджавой. Галич и Высоцкий острее многих других почувствовали и выразили
одну из серьезнейших социально-политических и этических проблем нашего
общества: проблему свободы и ее многообразных ограничений.
Всерьез назвать Высоцкого автором блатных песен – совершенно нелепо
поскольку авторская песня принципиально отлична от любой разновидности песни
фольклорной, в том числе и от блатной. О “блатных” же песнях Высоцкого можно
и должно говорить лишь условно и в двух разных смыслах: в одних случаях речь
может идти только о сходстве тематической направленности, а в других – о
стилизации под фольклор. В поэзии Высоцкого эти типы песен часто
разноплановы и независимы друг от друга.
В блатных песнях возникает особая система образов и образных деталей.
Положительные герои наделены решительным характером, сильной волей, они
страдают, но без рефлексии, а рядом с ними возникают традиционные типажи:
друг, предатель, “фраер”, “лягавые”, верная или, наоборот, неверная
возлюбленная, старушка-мать, адвокат-защитничек, судья, врач, “начальничек”,
охранник... Посторонний персонаж здесь появиться не может – мир,
изображаемый в блатной песне, очень узок, замкнут в себе самом и в своих
проблемах. Фольклорная система образов вообще склонна к самоограничению и
новации не поощряет, чем блатная песня закономерно напоминает устойчивую
(если не постоянную) сис-тему образов и ситуаций в сказке или балаганном
театре Петрушки. Блатным песням свойственна и своя топика: темный переулок,
парк, городская окраина, ресторан, вокзал (порт), поезд (корабль), тюрьма, родной
дом. По вполне понятным причинам особую распространенность (кроме
общефольклорных) получают мотивы карточной игры и пьянства, болезни и
смерти. Наконец, блатная песня наименее табуирована в языковом отношении; ее
характеризуют некоторые особенности речевого стиля, а в наибольшей степени –
лексика из воровского жаргона, вроде: “Шнырит урка в ширме у майданщика”.
Кстати, эта песня также известна в исполнении Высоцкого.
И “блатные”, и “военные” песни Высоцкого неизменно-социальны,
философичны, ориентированы на разработку-серьезных нравственных проблем.
И это – сознательная авторская установка. С самых первых шагов своих поэт
проявил обостренный интерес к общенациональным, общенародным,
общечеловеческим началам жизни. И если до Высоцкого романтика преступности
издавна держалась на противопоставлении личности обществу и миру (и потому
была романтикой – вспомним, например, “Корсар” Байрона), то у Высоцкого она
это качество утрачивает, индивидуальное здесь растворяется в общем или же
трактуется в пародийно-сатирическом плане. От романтического мировоззрения,
правда, здесь сохраняется пафос свободы, желание переделать мир, несогласие
с существующим порядком, являющимся, по сути дела, предписанным
вертухайским распорядком. И именно эти (весьма важные!) рудименты
романтического обусловливали появление в произведениях поэта тех самых