4. Логика, структура и особенности исследования
Исследование ведется универсальным для изучения состояния фактически любых обществ методом: последовательным переносом внимания с более долгосрочных и потому более объективных процессов на более краткосрочные и более субъективные, частично определяемые поэтому ранее описанными. По степени сокращения сроков проявления процессов общественного развития они объединены в три основные группы.
Первая объединяет относительно долгосрочные, наиболее фундаментальные и в наименьшей степени зависящие от свободы воли человека процессы, связанные с развитием, распространением и взаимодействием технологий производства и управления.
Вторая, относительно среднесрочная, группа процессов включает во многом задаваемую господствующими технологиями динамику политической структуры общества, в первую очередь динамику взаимодействия основных групп влияющих на него капиталов.
И, наконец, относительно наиболее краткосрочные процессы связаны с формированием и осуществлением реальной (а не прокламируемой) экономической политики государств как «мозга и рук человеческих обществ». Они в наибольшей степени зависят от относительно свободной воли людей, хотя и определяются достаточно жестко более фундаментальными факторами, - как господствующими технологиями, так и во многом задаваемой ими политической структурой общества.
На эту общую схему движения от анализа наиболее объективных и долгосрочных процессов к исследованию более субъективных и краткосрочных наложено движение от рассмотрения наиболее простых, единичных объектов к изучению все более сложных. В данном случае это движение заключается в постепенном усложнении объекта воздействия информационных технологий: от отдельной личности до общества и, далее, к анализу взаимодействия различных человеческих обществ в рамках современного человечества.
Внутри каждого уровня последовательного «нисхождения» от более фундаментальных, объективных к более субъективным процессам (на уровне технологий, политической структуры обществ и, в последнюю очередь, конкуренции между ними) осуществляется «восхождение» от изучения влияния указанных процессов на отдельную личность к анализу их влияния на общественные структуры, само общество и, наконец, человечество в целом.
Как мы увидим ниже, наложение этих двух переходов, образующее структуру данного исследования, выглядит относительно сложно лишь в процессе его беглого описания.
Во введении даной книги определяется само понятие глобализации, после чего конкретизируется предмет исследования как влияние современных информационных технологий, порождающих глобализацию, на общественные отношения.
В рамках описанного подхода в первой части книги автор рассматривает влияние информационных технологий на человеческую личность и, соответственно, человеческое сознание. При этом анализируются преимущественно наиболее объективные, технологические аспекты нового этапа развития человечества.
Так как информационная революция представляет собой новый этап эволюции человечества, прежде всего проводится анализ традиционных, привычных нам направлений его эволюции, после чего четко выявляется принципиальное отличие определяющих этот этап информационных технологий от традиционных, а затем подробно анализируется их воздействие - в первую очередь на изменение предмета труда, затем на сам труд, на человека и, наконец, на человеческое общество в целом. При этом рассматривается, насколько это возможно в современных условиях, качественно новое направление эволюции, индуцируемое именно информационными технологиями, - эволюция сознания.
На данном этапе исследования человеческое общество воспринимается с максимально широкой точки зрения. Проведенный таким образом предварительный анализ позволяет в дальнейшем существенно сузить поле изучаемых проблем, сосредоточившись на влиянии распространения информационных технологий уже не на облик человека и человечества в целом, а лишь на изменение экономической и политической структуры последнего.
Вторая часть книги посвящена анализу воздействия информационных технологий на экономические и политические отношения внутри отдельно взятого общества и, в конечном счете, на трансформацию его социально-политической структуры.
Особый акцент делается на объективно обусловленном снижении эффективности общественного управления, внутреннем разделении общества и простимулированном этим разделением развитии общественного протеста, конструктивным воплощением которого стала «новая левая инициатива» в виде разумной части антиглобалистского движения, а экстремистским - международный терроризм.
В третьей части рассматривается влияние информационных технологий на отношения между человеческими обществами, то есть на глобальную конкуренцию, составляющую основное содержание внешнеэкономических и внешнеполитических отношений. Данное влияние анализируется как с традиционной геополитической точки зрения (при этом выделяются принципиальные отличия моделей экономического развития различных существующих и потенциальных «центров силы», в том числе по отношению к информационным технологиям), так и с позиций функционального анализа, в разрезе транснациональных производственных, финансовых и внеэкономических корпораций.
На основе рассмотрения частной проблемы - технологически обусловленного и потому не преодолимого в обозримом будущем разделения человеческих обществ - проводится анализ общего значения технологий для современных международных отношений. Он позволяет сделать фундаментальный вывод о становлении глобального монополизма, не имеющего в рамках современного человечества границ и сдерживающих элементов.
Четвертая часть книги изучает уже начавшийся процесс загнивания этого монополизма, являющийся основным содержанием современных проблем человечества и придающий данным проблемам характер мирового кризиса. При этом описанное выше рассмотрение обогащается и дополняется изучением влияния на складывающуюся политическую структуру современного мира наиболее значимых раздражителей, связанных с реализацией важнейшими участниками международной конкуренции той или иной экономической политики. Значительное внимание уделено объективной необходимости, сознательным попыткам и реальным возможностям государств изменить условия и характер функционирования национальных экономик и мирового хозяйства в целом.
От частных вопросов обострения и повышения степени разрушительности глобальной конкуренции автор переходит ко все более общим вопросам нарастания неопределенности и системного кризиса развитых экономик, а с ними - и всего современного мироустройства. Завершается часть анализом и тщательным сопоставлением возможных направлений изживания начинающегося кризиса.
Пятая, завершающая часть исследования посвящена вопросам выживания в описанном достаточно негостеприимном мире современной России. Прежде всего выявляется факт безусловного, системного и объективно обусловленного отторжения российского общества развитыми странами, образующими современное «мировое сообщество». Вместе с тем исчезновение России как относительно самостоятельного фактора мирового развития (и тем более ее уничтожение по образцу Советского Союза) оказывается неприемлемым для в первую очередь развитых стран, так как кардинально и непредсказуемо дестабилизирует все мировое развитие. Это создает потенциальную возможность выживания нашей страны, хотя и требующего от нее безусловного выполнения целого ряда четко сформулированных универсальных условий, учета тщательно проанализированных недостатков и использования выявленных преимуществ.
Завершается исследование заключением, заостряющим внимание на принципиальном выборе между опасностями и трудностями самостоятельного развития и превращением в подчиненный (и потому отсталый и неустойчивый) элемент более сильной и стабильной системы. Процессы глобализации ставит перед этим выбором все человечество - как отдельные личности, так и целые общества - в частности, современное российское. Указанный выбор делается один раз и навсегда, и он весьма жестко определяет будущее как отдельного человека, так и страны, в которой он живет, - и, в конечном счете, всего человечества.
Для повышения качества усвоения материала данного исследования в тексте использованы следующие оформительские приемы:
Определения выделены жирным шрифтом, сдвигом текста вправо и боковым отчеркиванием.
Наиболее важные правила и выводы выделены жирным шрифтом.
Курсивом выделен вспомогательный материал, содержащий разъяснения и дополнения положений, содержащихся в основном тексте.
Примеры, развивающие основные положения текста на конкретных исторических событиях, статистических материалах и методологических отступлениях, выделены цветом и помещены в рамку.
Каждая часть начинается с краткого описания их содержания и внутренней логики излагаемых материалов, а заканчивается краткими выводами.
Мы пока не знаем:
Вопросы, убедительные ответы на которые до сих пор не найдены, не замаскированы, как это принято делать для повышения престижа исследователя, а специально выделены при помощи шрифта и подзаголовка «Мы пока не знаем».
Это сделано прежде всего для того, чтобы показать будущим поколениям исследователей направления, которые кажутся автору наиболее сложными и перспективными. Кроме того, концентрируя внимание читателя на нерешенных проблемах, книга наглядно демонстрирует живой, продолжающийся на наших глазах и, хочется верить, с нашим непосредственным участием процесс познания. Попытка же спрятать неизвестное от глаз читателя, характерная для многих традиционных учебников, не просто отбивает у него вкус к познанию и интерес к предмету, но и создает совершенно ложное впечатление о познанности в общем и целом наблюдаемого мира, о его понятности и раз и навсегда объясненности.