Реферат на тему:
"Homo militaris"
В статье «Homo militaris» / Этология, помещенной в Интернете на странице «http://www.follow.ru/», рассматривается агрессия, а так же её проявление у человека и у животных. Автор статьи В. Дольник доктор биологических наук. Тема статьи - истоки человеческой агрессии на примере поведения животных в природе. Автор объясняет агрессивное поведение животных, которое по его мнению сходно с человеческим поведением. Делая анализ исследований животного мира, автор хочет разобраться в причине проявления жестокой агрессии среди людей.
Статья делиться на 11 частей, начинается рассмотрением агрессивного поведения животных, и заканчивается проблемой избыточной милитаризации.
Во ведение статьи формируется проблема проявления агрессии против особей своего вида. Автор приводит высказывание знаменитого психоаналитика З. Фрейда, который считает, что агрессия является древним инстинктом, а все её поддачи – расовые, национальные, экономические идеологические, религиозные – являются лишь фирмой прикрытия. По его мнению в мирной обстановке человек подавляет в себе агрессию, зная, что его накажут. Но во время войны, агрессивность человека становиться нормальным проявлением и поощряется своими сородичами.
Автор применяет для изучения поведения человека сравнительный метод, взятый из предмета этологии, суть которого - изучение других видов животных, со сходными с человеком программами поведения.
Разбирая агрессивное поведение животных, автор ссылается на работы Конрада Лоренца, который в свою очередь вывел основные законы агрессивного поведения в природе. Агрессия возникает изнутри и накапливается. При отсутствии раздражителя агрессия всё равно реализуется либо на слабых особях, либо на неживых предметах. Агрессия и страх взаимосвязаны. При отсутствии ясности в намереньях незнакомой особи, появляется настороженность – то есть лёгкая форма страха, далее если не появляется ясность, то страх возрастает, перерастая в агрессивность. Единственным способом предотвратить столкновение, является демонстрация своего оружия или способов его применения. Поэтому развитое агрессивное поведение является преимуществом при естественном отборе.
Касаясь темы равновесия между вооружением и моралью, автор утверждает, что естественный отбор выработал у животных запрет на применения оружия в полной мере во внутренних конфликтах. Такого рода проявление этологи назвали естественной моралью, у животных с мощным вооружением она сильная, а у слабо вооруженных – слабая. Автор приводит примеры некоторых видов животных, один из которых является муравей, у которого сильно развита естественная мораль. Но человека он относит к видам, у которых мораль слабо развита, идёт это с древних времен, где ближайшие предки человека считались слабо вооруженными животными, и, как выразился автор, «даже укусить нормально не могли». Но с развитием технологий за последние 100 лет, мы стали самым вооруженным видом на земле, но врождённые запреты остались на древнем уровне.
Описывая тему освобождение от запретов, автор утверждает, что без строгой необходимости многие виды животных не нападают, но когда речь идёт о нападение на гнездо, детенышей и т.д. – там оружие применяется уже максимальным образом. У многих видов запреты снимаются в отношение своих, когда начинают разделять «своих и чужих». Данная ситуация по мнению автора возникает при ухудшении условий обитания и нехватке кормовых ресурсов. После чего виды начинают делиться по семейным признакам, то есть «своими» становятся братья, сёстры, родители, партнёры по стае и т.п. Далее следуют попытки избавления от конкурирующего вида или группы особей своего вида, в таком противостояние выживает только сильнейшая группа или вид.
Продолжая предыдущую тему, автор приводит в пример человека, у которого очень развита, уже с ранних лет, способность разделять «своих и чужых». Но имеющие корыстные цели, разделяют людей по облику, классу, культуре, национальности, религий, взглядом. И ссылаясь на этологов, автор предупреждает, что разделение людей на «наших и не наших», снимает с человека естественную мораль, которая в свою очередь ведёт к проявлению жестокой агрессии. Такого рода процессы являются началом междоусобных конфликтов.
Объясняя тему расизма, как порождение неуправляемых инстинктов, автор приводит в пример два вида чаек, внешне сходных, но с разными позами ритуальных танцев. Что приводит к невозможности создания пары между этими видами. При восприятии чужого ритуала, особь начинает раздражатся и отказывается от попыток создать пару. Тем самым естественный отбор, поменяв местами отдельные позы ритуальных движений у похожих видов, препятствует их смешиванию. Такая же ситуация и с человеком, у которого при встрече с непохожими на себя людьми начинает срабатывать программа разделения на близкий вид и свой подвид. Расы человека различаются по традициям, культуре, одежде, причёске, религии, языку. И конечно, биологически нормально, если при встрече с непохожим на себя человеком, у нас появляется настороженность. Подводя итог темы, автор ссылается на этологов которые доказывают что расовые и национальные неприятие являются природными поведенческими программами, суть которых выделять различия на видовом и под видовом уровне. И в подверженному расизму человеке преобладает в большей мере инстинкт, чем логика, а эти две веши друг друга не признают.
Разбирая тему родины, автор раскрывает суть территориальной привязанности у многих видов животных. В результате экспериментов учённые выяснили, что в основе «филопатрии» - любви к отечеству – заложен механизм запечатления – импринтинг – образа того места, где оно оказалось в младенческом возрасте. У человека этот процесс происходит в возрасте шести – двенадцати лет, когда он запоминает образ этой родины, её запахи, её звуки и помнит до самой смерти.
Затронув мстительность, автор описывает реакцию животных на смерть особи из своего сообщества. У некоторых видов, особенно у травоядных и млекопитающих, отношение к смерти партнёра по стаи является чем-то неизбежным. Другие виды делают попытку отбить партнёра, но находятся и такие виды животных, которые гоняться за хищником и даже через некоторое время могут напасть на него и его семью, когда он этого не ожидает. Примером может служить реакция буйволов на убийство их собрата львами. Когда хищники отдыхали, буйволы окружили львов и попытались растоптать их детенышей. Автор приводит в пример ворон, ос, муравьёв и конечно человека, у которых наблюдается подобное мстительное поведение. По мнению автора, мстительность объединяет людей для борьбы как и с хищником, так и с врагом, имеющим человеческое обличие.
Стихийное нашествие животных автор объясняет как механизм регуляции численности популяций. Если условия существования популяций нормальные, кормовая база доступна всем особям, то сообщество живёт обычной жизнью. Но при не благоприятных факторах, влияющих на популяцию, особи приобретают стрессовое состояние, и их потомство имеет программу поведения своих родителей, которая не является жизнеспособной. В результате потомство гибнет, тем самым, уравновешивая численность популяций. Примером может служить саранча, и не которые виды птиц и зверей. Такое же поведение свойственно и людям, особенно подвержена этому молодежь, объединясь в агрессивные группы имеющие свойство разрушать всё на своём пути.
Анализируя поведения животных, автор выделяет выработанную естественным отбором сложную структуру стада. В основе которой стоит жёсткая иерархия самцов доминантов. Второстепенную роль в саде имеют самцы – субдоминанты, которые в случае опасности берут на себя основной удар хищника, в то время как самки с детёнышами и самцами доминантами уходят в безопасное место. По мнению автора главная роль таких сообществ животных является зашита территорий, и борьба за неё является основной функцией самцов.
Общий вывод автора: противоречие между порождением разума – оружием – и, изначальной слабой, моральной оснащенностью человека привело к тому, что он стал редкостным явлением в биосфере: вид, страшный и стремительно опасный для себя самого.